blog
«...Быть внимательным ко всему, что бы вы ни делали, является основополагающим принципом во всех школах буддизма. В монастырях Тхеравады, к примеру, монахи каждый день практикуют медитацию при ходьбе — когда они отчетливо осознают каждый момент, когда их ступни касаются или отрываются от земли — для того, чтобы выработать в себе подобную внимательность.
Поскольку, о чем свидетельствуют многие гунъани, наставник дзэн часто не позволял своим ученикам прибегать к помощи мышления либо иной формы словесного выражения, некоторые могут подумать, что внимательность [т. е. осознанность действий] несовместима с занятиями дзэн, но это не так. Кажущееся противоречие вызвано как неспособностью языка выразить смысловые оттенки, так и неумением различать высокоразвитый ум дзэнских монахов и необученный [нетренированный] ум обычных людей. На самом деле, практика дзэн — это воспитание внимательности.
Помимо практикования многих методов, вы можете выработать у себя внимательность постоянным напоминанием себе, что все нужно делать осознанно. К примеру, когда вы читаете эти строки, сознавайте смысл слов вместо того, чтобы просто пробегать их взглядом. Будьте внимательны к стулу, ко всему, на что вы садитесь, к комнате или иному месту, где вы находитесь. Когда вы едите, то осознавайте вкус и фактуру находящейся во рту пищи, осознавайте соприкосновение ваших зубов с пищей, когда вы ее жуете, сознавайте вашу пищу, проходящую через пищевод, когда вы ее глотаете. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, удерживайте свое внимание на подъеме или спуске, не отвлекайте его на документы в вашей конторе или на кого-то, находящегося в другом городе. Когда наставники говорят, что дзэн — это прием пищи, выглядывание из окна или обмен приветствиями, они подразумевают описанное выше применение внимательности в каждый момент.
Вначале вам придется прилагать большие усилия, чтобы быть внимательным к тому, что вы делаете в настоящий момент, но постепенно такое поведение войдет в привычку. Вы никогда не должны вынуждать себя быть внимательными; в противном случае у вас разовьется стресс. Будьте ненавязчивы в своей внимательности, как будто вы помимо воли полностью осознаете себя и свое окружение, а на продвинутом этапе — даже то, что происходит внутри вас. И тогда каждый день вы будете находиться в состоянии дзэн. Ваш ум станет острым, сохраняя при этом покой; вы станете по-настоящему живым, ценящим каждый момент своей жизни и жизни других существ.
Когда мысли ваши свежи и вы полностью осознаете, что живете, а не просто существуете или выживаете, вы способны оценить красоту и прелесть окружающей вас жизни. Срывая цветок, вы способны ощутить его аромат и нежность фактуры. Глядя на песчинку, вы сможете разглядеть в ней целый космос.
Дзэн настоящего момента [жизни] может принести вам радость, о существовании которой вы раньше и не подозревали. Эта радость изначально присуща вам, и вы испытываете ее сейчас потому, что изменился строй ваших мыслей [т. е. ваше мироощущение], а не вследствие каких-то внешних факторов.
Судьба человека в его собственных руках: ему не надо даже молить об отпущении грехов; пока есть возможность направить сердце, ум от зла к добру, мы в состоянии изменить установку ума, которая определяет развитие нашей жизни.» из книги Вон Кью-Кит «Энциклопедия Дзэн»
Осознанность и способность находиться в настоящем моменте составляют часть искусства дзэн. Объективное восприятие реальности здесь и теперь – это функция Взрослого эго-состояния в теории транзактного анализа. Таким образом, можно провести параллель между искусством дзэн и развитием Взрослого. Когда разные источники знаний говорят о схожем, это означает, что они близки к истине.