blog
Люди боятся просить из-за того, что боятся услышать отказ. Такой страх формируется под воздействием опыта других людей, а в первую очередь - родителей. Очень часто с детства малыш слышит от родных: «Ты должен все делать сам. Знай, что в жизни тебе никто не поможет». Вот и ребенок растет с убеждением того, что окружающий его мир, - враждебный и опасный. Что рассчитывать в нем можно только на собственные силы. Но это возможно не всегда. И тогда взрослому оказывается очень трудно обращаться за помощью. Но стоит понимать, что такой внутренний запрет появился именно под воздействием других. Если родителям всегда отказывали в помощи - это не значит, что ребенка ожидает то же. И если кто-то отказал один раз - не значит, что так будет всегда и со всеми.
Предлагаю мини-практикум для тех людей, которые не просят, поскольку не умеют принимать отказ. Подумайте о десяти вещах, о которых вы хотели бы попросить у других. Представьте конкретных людей. И скажите вслух, начиная словами: «Могу ли я...», «Можно...». Представьте также самые болезненные отказы и скажите: «Ладно. Спасибо за откровенность». Если при этом ваш голос все же остается агрессивным или подавленным, советую отложить упражнение на несколько дней.
В сфере «даю-дарю» тоже возникает немало неоднозначных вопросов. Как делать услуги, но не позволить «сесть себе на шею»? Самым первым правилом, которым советую вам руководствоваться : «Я не предлагаю свои услуги. Я ожидаю, когда меня попросят». Как пример приведу рабочую ситуацию в магазине: менеджер видит, что продавец представитель не справляется с обязанностями, подходит к нему и начинает консультировать. Тот через время начинает вертеться, отвлекаться, никак не может дождаться, когда уже эта помощь закончится. Или семейная ситуация - отец замечает в тетради неверное решение задачи и начинает помогать сыну. В итоге ребенок просто переписывает ответ папы в тетрадь. Еще один пример - когда подчиненный или сын сам обращается за помощью.
В первом случае ни торговый представитель, ни сын, не несут ответственности за эту ситуацию - вы сами предложили помощь. Они не могли отказаться, поэтому и терпели ваше навязчивое присутствие. Во втором же случае ответственность лежит на тех, кто попросил, поэтому они и сами получают больше, и будут благодарны за оказанную помощь.
Впрочем, нередко в подобных ситуациях возникает вопрос: «А если сам не обратится?». Ведь ошибки все-таки нужно исправлять и у подчиненных, и в школьных заданиях. Лучше просто указать на ошибку, подчеркнув: «Могу тебе помочь, если ты хочешь». Может обратится к коллеге, а может и к вам, и это тоже будет для вас информацией для размышлений.
Выполнять просьбу других советую лишь, когда уже сделаны собственные дела. Если вы сидите и слушаете жалобы подруги на мужа, при этом посматривая на часы и переживая о том, поел ваш ребенок или нет, как минимум - это некорректно. Да и пользы от вас немного. Честно и правильно ответить в таком случае: «Я могу пойти с тобой сегодня, но после 19-и».
Делая хорошее дело, как известно, не нужно ждать благодарности. Каждый раз, когда ловите себя на том, что ожидаете благодарности в ответ, предлагаю вам спросить себя: «Зачем мне эта благодарность? Отчего это так для меня важно?». Если благодарность нужна, чтобы почувствовать собственную значимость, то стоит откровенно себе в этом сознаться. Тогда будете иметь возможность подумать над тем, откуда появилось чувство собственной малоценности, как гармонизировать свою самооценку.
Предлагать помощь или сотрудничество нужно лишь один раз. Настойчивость раздражает и вынуждает оправдываться того, кто в настоящий момент не хочет помощи. Лучше когда человек просто будет знать, что вы готовы помочь. Когда будет готов, сам обратится за поддержкой.