blog Что ожидать от сотрудника, который пишет каллиграфическим почерком?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Что ожидать от сотрудника, который пишет каллиграфическим почерком?


Что ожидать от сотрудника, который пишет каллиграфическим почерком?

Не один раз приходилось сталкиваться с убеждением некоторых руководителей и HR-ов о том, что обладатель красивого каллиграфического почерка - хороший сотрудник.

Действительно, обыденная логика подсказывает: «каллиграфическим, красивым   почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким интеллектом (умом) и отрицательными личностными качествами».

Так  ли это на самом деле? Действительно ли «почерк отличника» - свидетельство «хорошего работника (подчиненного, руководителя), и наоборот? 

В своей статье «Каллиграфия и Графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» И.Гольдберг (руководитель нашего Графологического Агентства и школы научного графоанализа) уже затрагивала тему психологии каллиграфического почерка.

Она пишет:  «Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке ) - нездорОво, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения), и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и полное замещение им (где главное - сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».  

 

Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика почерка, – отражает проявление усиленного Супер-Эго, нашего «Идеального Я» в ущерб индивидуальности и самобытности человека. К чему это приводит? К усиленному самоконтролю, четкому следованию инструкциям и правилам, шаблонному, стереотипному восприятию и мышлению.
С одной стороны, люди, обладающие правильным, каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо, Должен, Обязан». Они перфекционисты с большой буквы, ответственны, стремятся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества, люди.

Вроде бы отличные качества для работника. Но у всего этого есть и оборотная сторона медали. Эти люди зажимают в себе проявление самобытности, индивидуальности (нестандартные задачи поставят их в тупик, как и необходимость разрулить возникшую ситуацию). Поскольку стабильность, потребность к перестраховке страх оступиться – для них важнее всего, то настолько же чужды и неприятны для них будут любые моменты неопределенности или необходимости принятия самостоятельного решения, проявления инициативы. Им крайне важна оценка со стороны (авторитеты имеют для них огромное значение, при этом они обидчивы и ранимы, чувствительны к критике в свой адрес), все свои и чужие действия соизмеряют с жесткими нормами и правилами поведения (очень критичны по отношению к другим людям, завышают планки (идеализм, незрелость личности), им трудно быть снисходительными, терпимыми к недостаткам окружающих).

Многие руководители делают большую ошибку, думая, что такой «оловянный солдатик» или «отличник-исполнитель», который был на своем месте и  справлялся с нехитрыми правилами и функциями «на отлично», будет отлично справляться или функционировать на более высокой, ответственной или самостоятельной должности, требующей проявления инициативы, Личности, гибкости, импровизации, креатива или лидерства в управлении.

«Каллиграфы» также испытывают трудности в адаптации, так не обладают необходимой для этого гибкостью. Жесткий самоконтроль приводит к накоплению отрицательных эмоций, которые периодически выплескиваются на окружающих, когда «терпение кончилось», либо приобретают застойный характер и проявляются в виде психосоматических расстройств здоровья.

Стрессоустойчивость таких людей тоже  небезгранична. Не умея расслабляться как физиологически, так и психологически, а этот процесс крайне важен для восстановления затраченных усилий, они держат удар, пока хватает энергетических резервов, постепенно истощая их.

Излишний перфекционизм сдерживает их от проявления инициативы, смелости, решительности (они крайне опасаются совершить ошибку, сделать что-то не так, перестраховываются по любому поводу).

С точки зрения стандартных компетенций, можно сказать, что сильные стороны человека, обладающего каллиграфическим (или близким к нему аккуратным, «прописным»,  стандартным письмом) являются:
-ответственность
-ориентация на качество
-нацеленность на результат
-тактическое планирование и организация процесса
-анализ проблем

Слабые же стороны заключаются в сниженном уровне, либо отсутствии:
- адаптивности
- позитивного мышления, легкости и непосредственности
- инновационного и коммерческого мышления
- системного мышления (умение отделять главное от второстепенного)
- инициативности, смелости
- гибкости и ассертивности
- лидерства

Что же касается межличностных навыков (межличностное понимание, работа в команде, построение взаимоотношений), то они носят, как правило, формальный характер.

Таким образом, принимая на работу сотрудника с правильным, каллиграфическим письмом, Вы обезопасите себя в плане исполнительности данного человека, ответственного отношения сотрудника к выполнению своих обязанностей. Однако не ждите от него инициативы, креативности, умения быстро реагировать на изменяющиеся условия и перестраивать свою линию поведения сообразно им (что бывает крайне важно в кризисные времена).

Вспомните школьных «круглых отличников»: оценка «отлично» - прежде всего оценка четкого исполнения четко определенных заданий, умение соответствовать и исполнить, вот за что ставится высший балл в школе и институте.
Если Вы думали, что «отлично» - означает «отличие» или «индивидуальность», Вы ошибались. Именно «синдромом отличника» объясняется огромное несоответствие количества «подающих большие надежды» краснодипломщиков – количеству действительно реализованных, ярких и успешных личностей в условиях реальной жизни (почерк которых весьма далек от каллиграфичного).

*Описанные выше характеристики носят только тенденциозный характер, произвести профессиональную оценку почерка и указать степень проявления тех или иных личностных качеств может только профессиональный эксперт. 

 

Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист по оценке персонала,

специалист Школы Графоанализа Инессы Гольдберг

Статья напечатана в журнале "Научная графология", 02, 2010 г.

Графология-MSK www.grafologia-msk.ru

 



Дата публикации: 26 ноября 2010 г.



znatok |
Сравнила подчерхк своих близких и знакомых с психологическими характеристиками
психолога.Все точно!Но самое главное,что мне стало понятно как более правильно с ними общаться,учитывая психологическую характеристику.Здорово!Спасибо за статью.
Лариса Дрыгваль |
Пожалуйста.
Отмечу только, что описанные мной характеристики не являются моим личным открытием или результатами моих личных исслледований ( Я получала специальное графологическое образование в Израиле). И особенности каллиграфического почерка проистекают из общих закономерностей графологического анализа. Существует много видов почерков, в которых также работают эти закономерности, определяя уже несколько другие характеристики личности.
Ольга |
Есть у меня коллега, которая пишет каллиграфическим почерком. Великолепная хозяйка : моет окна, делает генеральную уборку в доме каждую неделю (так же тщательно убирает служебное помещение)...Очень практичная и по-житейски мудрая. Но, приходя на работу, обкладывается всеми существующими в нашем распоряжении инструкциями и неукоснительно следует им. Хотя наша работа связана с постоянным общением и требует некоторой гибкости и импровизации. Делает служебные заметки, совершенно не обращая внимания, что, буквально, на предыдущей строчке такая запись уже есть...И так далее в том же духе. Вот и не верь в графологию...
Лариса Дрыгваль |
Ольга- здОрово, что Вы очень наблюдательны и обратили внимание на почерк коллеги.

Важную роль в почерке играет скорость (это графический показатель, не путать с физической быстротой написания). Скорость в почерке показатель инициативы и самостоятельности, мотивации, стремления. Скорость может быть разной от статичной до импульсивной.

Поэтому каллиграфический почерк с продуктивной быстрой скоростью не так проблемен в плане приверженности инструкциям, щепетильности и застревании на деталях. Здесь уже подмешивается больше самостоятельности, инициативы, но остается неукоснительное стремление к действию по правилам, нормам и законам.

Что же касается вопроса о вере в графологию: в европейских странах - Германии, Франции, Италии, Венгрии (там, кстати, существует государственный графологический институт), Израиле (где получала графологическое образование я) графология используется достаточно активно гос. и бизнес структурами, особенно при оценке кандидатов на работу, приеме в полицию и др. силовые структуры.

Современная графология ничего общего с гаданием по почерку, эзотерикой, популярными брошюрами прошлого века по графологии не имеет. Приглашаю почитать статью в моем блоге о научном обосновании графологического метода исследования личности : "Графология: научное обоснование".
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий

Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍