blog
Частная практика психотерапевта это интимная зона его профессии. Отчасти это связано с тем, что важно соблюдать полную конфиденциальность в работе с клиентами, а в большей степени с тем, что объем и качество практики, косвенно свидетельствует о востребованности и часто, о профессионализме терапевта.
Именно за счет такой интимности, вопросы, касающиеся формирования, развития, поддержания частной практики довольно редко обсуждаются в профессиональных психотерапевтических сообществах. По моим наблюдениям, прямой вопрос, «а, сколько у тебя сейчас клиентов?», вероятен только между коллегами, которые хорошо знают друг друга и доверяют, а вопросы конкуренции каким-то образом между ними временно урегулированы.
Возможно, еще и поэтому каждый начинающий психотерапевт неизменно сталкивается с сильными негативными переживаниями, вызванными простым фактом, — частная практика формируется не сразу.
Дефицит информации в этой области порождает много тревоги, нарциссических кризисов и прочих малоприятных переживаний.
Попробую в этой заметке, кратко рассказать о некоторых типичных сложностях, которые встречаются на пути начинающих психотерапевтов.
Информирование о себе
Специально не использую здесь слово «реклама». Реклама (судя, по большинству словарных определений) старается приукрасить реальность и сформировать потребность. В случае с психотерапией это практически бессмысленно. Допустим, что вы убедили (путем хитро составленного объявления или ретуши на фотографии), что Вы более опытны, чем есть на самом деле. Такое лукавство раскрывается клиентом в первые пять минут встречи. Имеет ли смысл такой фокус при ориентации на долгосрочную работу? Думаю, нет. В лучшем (лучший, ли?) случае Вы обеспечите себе некоторый поток клиентов приходящих на одну две встречи и покидающих Вас с неясным чувством разочарования.
А вот, информирование о себе очень важно. Для этого хорошо подходят такие способы как — выступления на конференциях, проведение мастерских, мини-тренингов, презентаций. Важно, чтобы о вас узнали коллеги и потенциальные клиенты. Просто заметили вас таким, какой вы есть. Как известно, для каждого психотерапевта есть свои клиенты, поэтому нет смысла «переквалифицироваться» в кого-то, — иначе ВАША клиентура просто потеряется.
Рекомендации коллег
Большинство клиентов у большинства психотерапевтов приходят к ним по рекомендации коллег. Простой вывод, — если вы хотите, что бы к вам кто-то пришел – поддерживайте профессиональные связи. И опять же (это, похоже, такая особенность «психотерапевтической кухни»), — нет смысла «заводить» профессиональные знакомства только для дела как это принято в «большом бизнесе». Ваши коллеги, так же как и Вы, годами развивали чувствительность к межличностным коммуникациям и если ваше дружелюбие притворно, — вряд ли они станут общаться с вами и отправлять к вам клиентов.
Ваши «сложные» клиентов это Ваша специализация
Через некоторое время Вы возможно заметите, что к Вам приходят клиенты определенного типа, со схожей проблематикой. При этом Вы можете вдруг ощутить, что именно ЭТА проблематика для Вас слишком сложна, ужасно Неинтересна и пугает Вас. Прекрасно! Как говорят, господа гештальтисты, — «поле работает» (имея ввиду полевые эффекты по Курту Левину). Это означает только одно. Чуткие клиенты считывают «на лету» Ваши особенности и выбирают именно того, кто им нужен. А нужен им такой терапевт, который больше всего знает про их проблему, а лучше всего знать про проблему можно только если…? Правильно!, — испытал ее на себе, в той или иной степени. Этот принцип, часто используют работающие терапевты, как индикацию о том, что происходит в их собственной жизни. В терапию активнее пошли зависимые, — интересно, что в моей жизни сейчас происходит связанного с зависимостью. Один за одним идут клиенты с проблематикой женско-мужских отношений… ну, вы уже догадались:).
Время
Большинство терапевтов отмечают, что для того, чтобы практика сформировалось нужен определенный период времени. Банально, но факт. Некоторые, даже рискуют указывать среднюю продолжительность, — чаще всего встречается вердикт – «три года». В формировании практики действует математический принцип – накапливается критическая масса контактов, ваших «выступлений» и прочего и это количество в какой-то момент оказывается достаточным, чтобы люди начали вам звонить. Именно, звонить!:) Замечаю это как общую закономерность, — прежде чем люди начнут регулярно приходить к Вам на терапию, сначала неминуемо должен состояться этап – «подвисших звонков». Человек звонит Вам, выражает вам всяческий уважение и заинтересованность, ПОЧТИ назначает встречу, а затем пропадает навсегда, но видимо с большой любовью к Вам и трепетом.
Это мучительный этап, потому что создается ощущение, что клиенты разбегаются от одного Вашего голоса. Потом, когда практика сформируется, окажется, что процент таких вот недошедших товарищей является постоянным, — есть некоторое количество звонков в месяц от людей, которые никогда к вам не придут.
Итак, это только некоторые нюансы, которые следует учитывать, впадая в очередную депрессию от малочисленности клиентов.
семинар "Создание и развитие частной психологической практики" - 12-14 сентября