blog
Автор: Лукина Анна Александровна Все записи психолога (12)
Просмотров 1952
Задумываемся ли мы над моральностью науки, когда пользуемся ее благами? Открытия делаются для людей, но для того, чтобы найти лекарство, изучить особенности развития, поведения, требуется участие живых существ. Иногда ученые в стремлении достичь цели пересекают границы дозволенного в обществе.
Даже сегодня некоторые матери с трудом решаются на вакцинацию ребенка, боясь всяческих осложнений. Что говорить про XVIII век, когда эта процедура была лишь известным на востоке средством народной медицины, имеющим вероятность летального исхода.
Эдвард Дженнер подарил прививку западному обществу. Но его эксперимент по вакцинации находился на грани добра и зла. По неясным причинам врач выбрал испытуемым восьмилетнего мальчика и заразил его вирусом коровьей оспы. Тогда еще не было полной уверенности в том, что этот вид вируса во всех случаях неопасен для человека. После удачного результата Дженнер привил мальчику настоящую смертельную оспу. Врач понимал, что смерть ребенка трагически отразится на его карьере, но к счастью и для них обоих, и для всех остальных людей, эксперимент увенчался успехом.
Врач Уильямом Мастерс и психолог Вирджиния Джонсон изучали сексуальность в Медицинской школе Вашингтонского университета. Они понимали, что метод интервью и изучение сношения животных не дают ощутимых результатов, и решили, что лучший способ изучить физиологию – непосредственно наблюдать человеческий секс.
Исследователи устраивали сеансы мастурбации и полового акта почти 700 мужчин и женщин. Первоначально участниками экспериментов были проститутки. Позднее привлекли представителей других социальных групп. Во многих случаях испытуемые не знали, с кем им предстоит быть в паре. В экспериментах принимали участие и молодые, и пожилые люди с разной сексуальной ориентацией.
Такие инновационные методы вызвали шок у большей части научного сообщества. Однако труды Мастерса и Джонсон заложили основу современной сексологии.
Мартин Селигман проводил эксперименты над животными. Пару собак били током, при этом от действий собаки А зависело прекращение неприятных ощущений у обеих, а собака Б ничего не могла изменить. Это повторялось несколько раз. Потом животных помещали в отдельные клетки, где они также получали удары током. В них была перегородка, через которую не составляло труда перепрыгнуть и избавиться от «наказания». Однако прыгала только собака А. Вторая не пыталась спастись, а лишь скулила и переносила удары все большей мощности.
Этот феномен назвали «выученной беспомощностью». Он помог понять механизм образования депрессии у людей. Если индивид привык к тому, что от его действий не зависит устранение стрессовой ситуации, он не пытается никак на нее повлиять.
Врач Луиджи Гальвани благодаря своим опытам известен в истории физиологии. Он обнаружил свойство мышц реагировать на электричество. Оно было открыто случайно при препарировании лягушки, конечности которой зашевелились от ударов тока. Однако его внук пошел дальше и показал публике движения мертвого человека. Труп при этом дышал, корчил гримасы, открывал глаза. Это настолько шокировало наблюдателей, что один из ассистентов не мог прийти в себя в течение нескольких дней.
Гарри Харлоу в результате своих экспериментов изуродовал психику десятка обезьян. Он отбирал детенышей у матерей и хладнокровно следил за их поведением. Он заменял биологическую мать на два приспособления: металлическую конструкцию с соской и другую, обмотанную мягкой тканью. Вторую детеныш обнимал и ласкал, а если ее убирали, впадал в отчаянье. Исследование показало, что тактильный контакт намного важнее для ребенка, чем питание. Однако такие обезьянки не могли впоследствии общаться со сверстниками и проявляли признаки аутизма, а многие выросшие самки убивали своих детенышей.
Парадоксально, но эти исследования помогли в воспитании человеческих детей, опровергнув господствовавшее ранее мнение, что обилие ласки портит ребенка.
В течение десятилетий, пока в Америке расизм был нормальным явлением, врачи исследовали сифилис на «черной» части населения. Испытуемым не сообщалось, от какой болезни они лечатся, и что с ними делают. Ученые хотели изучить все стадии заболевания, поэтому многие испытуемые умирали, не дождавшись помощи. Медики следили, чтобы больные не получили лечения в других больницах. Жертвы врачей заражали своих жен и детей. Даже после Второй мировой войны и получения пенициллина эксперимент не прекратился и закончился лишь в 1972 году.
http://xn----8sbnaaptsc2amijz6hg.com/6-samyx-amoralnyx-eksperimentov-sdelannyx-radi-nauki/