blog
Автор: Панина Ирина Николаевна Все записи психолога (13)
Просмотров 1326
Коричневый не является цветом спектра радуги, на который разбивается белый цвет, однако, мы его встречаем с раннего детства в почве, этом плодородном субстрате, основе сельского хозяйства, которое способствует развитию человеческой культуры и сознания. Этот цвет связывает нас с Матерью-Землей, корнями деревьев, их корой. Коричневый цвет в нашей душе отзывается как наличие питания и защиты, устойчивость и основательность. Но коричневый - это также распад, гниение, его мы встречаем в опавшей листве, удобрениях и экскрементах. Это тот теневой аспект Матери-Земли, которая жизнь не дает, а отбирает. Получившимся удобрением она питает новые жизни. Земля производит питание, разлагая отжившую биомассу, и питает подрастающее поколение. Эти качества коричневого разъясняют его символическое значение. Плодородная почва – как база индивидуального сознания. Распад и гниение, относящиеся к коричневому цвету, указывает на изначальный и одновременно конечный хаос отсутствия сознания. Изобилие, питание, основа жизни сочетаются в коричневом цвете с распадом, зависимостью от благ и подпитки энергией. Коричневый цвет может символизировать нашу действительность как она есть: удушающая или основательная.
Черный – это темнота, где невозможно видеть и ориентироваться в пространстве. Черный указывает на первоначальный хаос, на потерю сознания, смерть, страх, депрессию, и, конечно же, на дьявола. Однако, самый темный час бывает перед рассветом, из темноты рождается новый свет, поэтому черный также цвет восстановления сил, цвет, скорее не воскресения, а трансформации. Утренняя богиня Исида имеет черное покрывало, под которым скрыты все цвета. Черное покрывало Исиды указывает на ее тайную способность давать рождение новой жизни после смерти. Новое утро приходит после каждой черной ночи. В алхимии почернение (nigredo) является обязательным перед отбеливанием (albedo) и покраснения (rubedo), что означает новый виток жизни после депрессивного нигредо. Черный цвет ассоциируется с планетой Сатурн. Это Кронос – Владыка времени, жизни и смерти. Под его тяжелым взглядом создаются и рушатся цивилизации. Под его неслышной поступью сменяются эоны времени. Это точка свинца – точка тяжелого черного металла грозного черного божества. В некоторых культурах Сатурн связан с аспектом Великой Матери. Сатурн изображается с серпом, Смерть – с косой. Если порассуждать, то Мать, будь то Мать всей Вселенной, или любая другая, это - та, которая дает нам форму (тело) при нашем рождении. Форму в виде физического тела. А, следовательно, обрекает на умирание уже при рождении. Все циклично. Хозяйка Жизни с Смерти, точнее будет правильнее сказать Рождения и Смерти. Трансформации. Для тех, кто, опустившись очень глубоко в черноту, сможет оттолкнуться от дна и всплыть для новой жизни, отдав что-то важное, но отжившее в жертву Сатурну.
Серый. Присущ облакам и туману, серым горам и скалам, седине. Это – союз крайних противоположностей: белого и черного, поэтому он является промежуточным цветом. Как зеленый цвет и фиолетовый, серый цвет связан с посредником в мире богов, их гонцом и посланником – Меркурием (Тотом, Гермесом), чей металл – подвижная Ртуть (серого цвета). Серый представляет союз жизни и смерти. Стало быть, обладает совершенно мистическим качеством, которое может вдохновлять людей почувствовать важность самой жизни, а не ее красочных привязанностей. И, с другой стороны, серый цвет может говорить о серых смутных временах, серых унылых буднях, когда тоскливо и человек ни жив, ни мертв, а существует по инерции. Отсутствуют эмоциональные высОты и глубИны. «Что воля, что неволя… все равно». Это - жизнепоглощающее качество серого цвета, который может быть осмыслен как символ печального отсутствия настоящей жизни или как символ мудрого отрыва от нее. Серый дает побыть наедине с собой, возможность абстрагироваться от ситуации, однако есть опасность заиграться и улететь дальше, чем хотелось бы.
Белый. Как ни парадоксально, когда белый цвет поглощает все цвета лучей света, он становится черным. И здесь мы получаем странную картину: черный цвет содержит в себе все цвета радуги, а белый… Если черный цвет – это страх, то белый цвет – это ужас. В темноте может прятаться враг. Или пища. Может, тебя убьют, а может быть, ты захватишь добычу. Но белый цвет – тут налицо ужасающая ясность высохших белых костей в пустыне, белая соль, которая делает непригодной для питья воду, налицо белый снег, холод, белое жгучее солнце пустыни, отсутствие пищи, укрытия. Безвременье. Белый связан с отсутствием чувств и эмоций, с чистотой и смертью. В Индии и Китае это цвет траура. И для контраста – и молоко, как наша первая еда, и соль, которая дает вкус пище – также белые. И, следовательно, у белого есть связь с жизнью. И даже белая соль может быть как убийцей в морской воде, так и дающей жизнь субстанцией в пище. Белый цвет люди связывают с чистотой и невинностью. Я бы сказала, что белые одежды для обрядов инициации ( крещение, причастие, брак, смерть), когда человек переходит в другое качество, обусловлены не чистотой и невинностью, а тем, чтобы человек, кандидат в новое посвящение, был tabularasa – чистым листом бумаги в том смысле, что она нем можно много чего написать. Белый цвет символизирует готовность быть «перекрашенным», означая намерение принять новое положение, новый статус. Быть инициированным. Кстати, слово «кандидат» происходит от латинского «саndidas», что означает «белый».