blog О том, как работать собой и какие инструменты могут понадобиться для этого дела.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

О том, как работать собой и какие инструменты могут понадобиться для этого дела.


О том, как работать собой и какие инструменты могут понадобиться для этого дела.


О том как работать собой и какие инструменты могут понадобиться для этого дела

Много лет я искала, где и как выгодно поменять этот прекрасный вопрос на ответ. В своих настойчивых поисках, кто я на самом деле и для чего я, уяснила простую мудрость «Не ищите, а то получите».

Оказалось, то, что человек получает в процессе самоисследования, мягко говоря, жизнь ему не облегчает. Как говорил глыба и матерый теоретище гуманистической психологии Карл Роджерс «бытие самим собой не решает проблем. Оно просто открывает новый путь существования, в котором больше глубины и силы переживаний , больше широты и разнообразия»..

— Мастер, скажи, в чем мое призвание?
— Ах, какой прекрасный вопрос! И ты, сумасшедший, хочешь променять его на ответ?!

Что выяснилось во время поисков? Во-первых, для меня расставились все точки над е: путь с весьма сомнительной перспективой — рассматривать призвание с профориентационной точки зрения или с позиций социальных ролей. Когда предназначение = занятие или профессия. Идя по этому пути, мы мечтаем найти идеально подходящую нам профессию/позицию/роль, которая должна нам помочь самореализоваться, раскрыть все наши таланты и способности, да еще и денег принести. Попытки решить вопрос с предназначением, привязавшись к понятной системе координат, к реестру профессий или ролей, — это артель «напрасный труд».

Во-вторых, открытием для меня стало, что призвание, предназначение, своя естественная уникальная компетенция — это не существительное, а глагол. Базовая функция, которую человек как будто назначен выполнять и имеет в своей «комплектации» все необходимое для этого: потенциал, способности, интерес и пр.

И, в-третьих, самое приятное: когда ты вдруг откапываешь, зачем ты здесь, к чему и какую базовую функцию выполняешь, то тебя перестает занимать вопрос самоопределения. Тебе совершенно без разницы, какая работа тебе лучше всего подойдет, понимаешь, что профессии — это всего лишь предметы гардероба. Ты можешь менять свой образ, профессиональные занятия, как вздумается, у тебя появляется узнаваемый стиль, жизненный почерк. А можешь вообще не пользоваться гардеробом, просто работать самим собой, и, что самое интересное: быть востребованным уже при этой жизни :)

Но чтобы работать собой, нужно знать свой инструмент. И для тех, кто все-таки желает поменять прекрасный вопрос на непростой ответ, я предлагаю игровую практику «Свой инструмент», которая может дать подсказки и ориентиры в поисках своего призвания, базовой жизненной функции.

Прежде чем приступить к практике, настройтесь на игру. «Смешайте немного глупости с вашими серьезными планами: прекрасно быть глупым в правильный момент» © Гораций.

Игровой ландшафт будет такой.

Представьте, что вас назначили до самого конца жизни на такую работу: помогать людям что-то менять в их жизни, окружении, отношениях и пр. Мнения вашего не спросили, обсуждению это не подлежит — такое условие квеста.

Те, кто имеют право назначать (назовем их, допустим, Небесными Канцелярами), сказали, что специально для вас ими выбран инструмент/технология/метод/способность/умение — то, что позволит выполнять это дело лучшим образом.

Этот квест можно проходить в одиночку, а можно вдвоем-втроем. В последнем случае у вас будет возможность получить несколько интерпретаций, увидеть то, на что вы не обратили внимание. Если ландшафт понятен, начнем игру?

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Делай раз!

Вас подводят к закрытой двери и говорят, что за ней лежит Главный Инструмент для вашей работы.

Представьте эту дверь в деталях. Если сложно вообразить это, включиться в игровую реальность, можно закрыть глаза.

Вы открываете дверь и видите перед собой пустую комнату, в центре которой стоят несколько коробок.

Представьте это в деталях.

Вы подходите к коробкам и сразу понимаете, какая из них ваша. Вы берете ее в руки.
А теперь глубоко вдохните и закройте глаза на несколько мгновений, представляя, что вы медленно открываете крышку.

Какая вещь, предмет, штука лежит на дне вашей коробки?

Берите самый первый спонтанно возникший образ, даже если он вам непонятен или кажется глупым и неудачным.

Делай два!

Напишите/зафиксируйте для себя, какую ПРАКТИЧЕСКУЮ пользу может принести людям ваш инструмент, лежащий в коробке?

Чур, без метафор и высокопарных фраз. Ответьте просто: для чего он может пригодиться в быту?

Какова его базовая полезная функция? Основные критерии: эту пользу можно увидеть невооруженным взглядом и эту пользу может понять даже трехлетний малыш.
Например, практическая польза молотка — крепко скрепить разные предметы/соединить разное в одно.

Важно! Отвечая, не стоит перечислять действия, которые производятся с помощью молотка/дудки (например, забивать/дудеть) — лишь то, для чего, для каких целей эти предметы придумали и используют люди.

Делай три!

Перечитайте функции вашего инструмента, которые вы написали во втором задании.
Ответьте, каким людям и в каких ситуациях могут быть жизненно необходимы полезные свойства вашего инструмента — именно те свойства, которые вы указали? Для каких людей и ситуаций ваш инструмент является меняющим жизнь? Пишите так, чтобы ваш ответ был понятен маленькому ребенку.

Если вы сделали все задания, переходите ко второму этапу игропрактики.

ВТОРОЙ ЭТАП

Вы со своей вещью-инструментом в руках выходите из двери и оказываетесь перед теми, кто давал вам назначение в первом задании. Чтобы легче было войти в игровую практику, вообразите этих людей/персонажей перед собой, вещь из коробки у себя в руках. А чтобы открытия от игры были более захватывающими, можно взять в руки любую подходящую коробку или предмет, который напоминает ваш инструмент, и выполнить следующее задание с закрытыми глазами.

Итак, Небесные Канцеляры говорят вам следующее: то, что вы держите в руках — это хитромудрая штука, активирующая вашу естественную уникальную компетенцию на полную мощность для выполнения поставленной перед вами задачи. То есть это внешний инструмент, декодировав который, вы сможете сделать его своим Внутренним Инструментом. У вас в руках не просто топор/смычок/веретено, а активатор и декодер. И для запуска ключевого процесса вам предстоит соединить три детали кода, разгадать волшебную головоломку.

Первая деталь у вас уже имеется: просто сформулируйте короткой фразой, понятной даже маленькому ребенку, главную функцию предмета, которую вы вывели в предыдущих заданиях.
Например,

  • «помочь исправить аварийную ситуацию»
  • «соединить разное в одно»
  • «вытащить нужное, не разрушая целого»

Запишите то, что сформулировалось, и идем дальше, добывать недостающие детали.

Вторая и третья деталь

Представители Небесной Канцелярии сообщают, что сейчас к вам подойдут два человека, которые помогут вам обнаружить две недостающие детали. Это могут быть реальные люди, жившие в другие эпохи или ныне здравствующие, персонажи книги или фильмов. У этих людей есть инструмент, подобный вашему, только он давным-давно стал их Внутренним Инструментом. Они — два Мастера, которые владеют своим Инструментом в совершенстве, виртуозно выполняя свою задачу.

Вы видите, как издалека к вам приближаются две фигуры. Закройте глаза и наблюдайте за приближением воображаемых мастеров, пока они не подойдут к вам на расстояние вытянутой руки. Кто это?

Не включайте анализ подходящих кандидатур, важны первые спонтанно возникшие образы, даже если они кажутся вам неправильными, непонятными и не укладываются в вашу логическую цепочку.

Запишите род деятельности этих людей. Например, «писатель-фантаст», «врач», «реформатор». Вы также можете написать имя, если оно стало практически нарицательным «папа Карло», «Энштейн», «Джобс», «Андерсен».

Итак, у вас получилось три паззла-детали. Это может выглядеть так:

  • «Помочь увидеть то, что видно плохо» + «Шерлок Холмс» + «Учитель»
  • «Соединить разное в одно» + «Тележурналист» + «Предприниматель»
  • «Соединить две части в целое, чтобы заработало» + «Изобретатель из прошлого» + «Петр I»
  • «Исправлять аварийные ситуации» + «Сыщик» + «Часовой мастер»

Теперь ваша главная задача: декодировать, расшифровать, о чем это для вас. Понять свой Инструмент, объединив три компонента.

Например, три детали «исправлять аварийные ситуации» + «сыщик» + «часовой мастер» у вас могут сложиться в «задача — исправлять аварийные ситуации с помощью нахождения скрытых поломок и тонкой ювелирной настройки».

Увязывайте три детали в общий процесс. Нам нужно такое сочетание трех компонентов, которое для вас является наиболее «живым», наполненным глубоким смыслом и отзывается внутри страшной радостью и радостным страхом — «ух-ты, этого не может быть!». Именно это забираем себе. Алхимичим!

Важно: на этом этапе Внутренние Критики обычно топочут ногами, а тараканы выходят на митинг с плакатами «Ха! Да у тебя мания величия!», «Это все не про тебя!», «Не смей!». Это нормально. У вас нет мании величия. Это все про вас. Смейте.

После того, как вы напишете свои соображения, обратитесь к другим людям, чтобы услышать их интерпретации-рассуждения, как для них объединяются ваши три детали. Внешние мнения позволят увидеть ваш Инструмент под другим углом. Для увеличения градуса удивлений и инсайтов можно проанализировать образы штук из вашей коробки — посмотреть расшифровку этих архетипов и символов. В сети есть несколько словарей, например, словарь символов Джека Трессидера. Можно также поискать «Энциклопедию символов» Ганса Бидерманна или другие культурологические, этнографические, литературоведческие, психологические словари и справочники символов, архетипов, смысловых универсалий. Много интересного узнаете — и даже если не поймете всей смысловой глубины образа, то в любом случае порадуйтесь за себя :)

Автор Валентина Габышева



Дата публикации: 16 марта 2015 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍