Психологический
навигатор
Психологическая помощь
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

О понятии духовности


О понятии духовности

О понятии духовности.

Духовно-нравственные проблемы современного общества хорошо известны. Об этом много пишут и говорят, но одного осознания проблем недостаточно, чтобы найти их решение.

На наш взгляд, в обществе прослеживаются две основные тенденции. Первая – монополизация с помощью средств массовой информации таких ценностей, как деньги, мода, карьера. В людях культивируется стремление к материальным ценностям, развивается индустрия потребительских желаний. Конечно, удовлетворение таких базовых потребностей, как потребность в жилье, еде, защите необходимо, но не должно носить всепоглощающий характер. Все это приводит к тому, что люди перестают осознавать свои собственные желания и потребности, принимая за истину ориентиры, дающиеся извне.

В то же время медленно, но верно возрождается в нашей стране и другое направление мысли. Появляется литература, посвященная различным духовным практикам, организуются лекции, семинары и тренинги. Все больше и больше людей узнают об иных ценностях и возможностях самореализации (есть у этой медали и обратная сторона: все больше процветает деятельность самых разнообразных сект). Проблема духовности часто обсуждается в интернете и прочих СМИ.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, мы сразу сталкиваемся с большим количеством расхождений в понимании духовности. Некоторые определения включают в себя настолько широкий спектр разнообразных явлений, что при желании  в них можно включить любые переживания или занятия людей. Такое определение духовности можно найти, например, у В.Даля: «…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».[6] Другие определения ограничивают понятие духовности, связывая его непосредственно с  человеческим разумом. Такое определение можно найти в словаре С.И. Ожегова: «Духовный - относящийся к умственной деятельности, к области духа».[10]

Если обратиться к словарю общей психологии [9], то мы увидим, что под духовностью понимается «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». В данном определении прослеживается связь понятия духовности с мотивационной сферой личности, ценностями, волей. 

Н.А. Государев [3] понимает под духовностью переживание красоты, тайны и справедливости, стремление к совершенству, при этом эталоны совершенства выбираются самим человеком, а не задаются извне, не навязываются обществом. Переживания, сопровождающие духовное развитие, не вызваны потребностью в материальных и социальных приобретениях. Духовность автор связывает с самопознанием и творчеством, стремлением к идеалу

Похожее определение мы можем найти и у Л.Н. Собчик [11]. По ее мнению, духовность – высший уровень самосознания индивида и эмоционально дифференцированного отношения к окружающим явлениям. Духовность тесно связана с познанием, поисками высшего смысла жизни, совершенствованием своего Я, стремлением к идеалам, пониманию своего предназначения. Это терпимость и наблюдательность по отношению к людям, доброта и искреннее сострадание. Духовно развивающиеся люди выступают в роли субъекта деятельности, стремясь наполнить свою жизнь определенным смыслом и реализуя свой потенциал. Стремление к высоким идеалам происходит не ради конкретных благ и эгоистических целей и желаний – для них сам процесс духовно богатой жизни является самоцелью. Духовность - это направленность человека на нематериальные ценности, интерес к окружающему миру, людям, природе, к тому, что не связано с прагматической необходимостью

Совсем иной подход мы наблюдаем в психоанализе. Зигмунд Фрейд [14] на протяжении всей своей жизни интересовался вопросами духовного и религиозного плана. Пребывая в уверенности, что рациональными средствами возможно ухватить иррациональные процессы, он интерпретировал религию с точки зрения неразрешенных конфликтов и подавленной сексуальности.

В отличие от него Карл Густав Юнг [14] признавал иррациональное и даже таинственное. Юнг сам пережил много случаев религиозного опыта, которые, очевидно, убедили его в реальности духовного измерения. Он предполагал, что духовный элемент является органичной и неотъемлемой частью нашей психики. Подлинную духовность он считал одним из аспектов коллективного бессознательного, который не зависит ни от родительского влияния в детстве, ни от образовательной или культурной просвещенности человека. И если самоанализ и самоисследование достигают необходимой глубины, в сознании непроизвольно начинают появляться духовные элементы. 

Представитель экзистенциальной психологии и создатель логотерапии В. Франкл [13] вводит в психологию представление о духовности как одном из базовых “экзистенциалов” человеческого бытия, связывая ее с другими аспектами нашей жизни. Духовный, или ноэтический уровень, присущий человеку в отличие от растений и животных, Франкл связывает, прежде всего, с ориентацией на смыслы. Он уделяет особое внимание духовному бессознательному, проявлением которого является совесть - орган, посредством которого человек улавливает истинные смыслы. 

Проблема духовности и явления, связанные с духовным ростом, подробно рассматриваются в трансперсональной психологии, изучающей мистический, религиозный опыт и измененные состояния сознания [5]. 

Основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли [1, 2] понимал духовность в ее наиболее широком значении, видя в ней жизненную силу человеческого существования и связывая ее с осознанием содержаний сверхсознательного. К духовности он относил любые формы психической деятельности и состояния сознания, ценность которых превышает средний уровень (эстетическая, гуманистическая, этическая, альтруистическая и иные ценности). Вершиной служит слияние осознания личного Я с осознанием духовного Я.   Духовное развитие человека – длительный процесс, связанный с глубоким моральным очищением, преобразованием «нормальных» черт личности, трансформацией. Происходит пробуждение скрытых способностей, расширение сознания на новые внутренние пространства. Многие явления, которые официальная психиатрия признает психопатологическими, он интерпретировал как сопутствующие духовному раскрытию.

Сходные мысли высказывает и основоположник трансперсональной психологии Станислав Гроф [4, 5]. Он считает, что духовность и религию в западной психиатрии долгое время незаслуженно считали лишь ответом психики на стрессовые явления – конфликтные отношения с родителями, страх перед неизвестностью, угрозу смерти и т.д. Рамки душевной болезни были единственной структурой, где можно было испытывать многообразие духовного опыта. 

Духовность Гроф связывает с такими явлениями психики, как переживание смерти и рождения, единства со Вселенной, природой, Богом, встречи с архетипическими существами, осознание предыдущих воплощений. Она не имеет ничего общего с установками, идущими извне, религиозным программированием, а возникает во время контакта человека с определенными областями сознания.

Еще один подход к понятию духовности мы находим у одного из основателей гуманистической и трансперсональной психологии А.Маслоу [8]. Он помещает духовный рост на вершину пирамиды потребностей человека и связывает его с понятием самоактуализации. Для самоактуализирующихся людей, согласно Маслоу, характерны такие особенности, как принятие себя, доброта, справедливость, самостоятельность, чувство общности с человечеством, творческие способности. Они способны тонко чувствовать красоту окружающего мира и стремиться к совершенству.  

Несколько различных определений духовности рассматривает в своих работах Кен Уилбер [12], считая их важными аспектами одного общего феномена духовности, и каждый из этих аспектов имеет право быть включенным в интегральную модель. Он связывает духовность с высшими уровнями любых линий развития - в этом смысле духовность, по сути, означает надличностные уровни любой из линий: высшие моральные устремления (к примеру, сострадание к живым существам), высшие когнитивные способности (такие, как надрациональная интуиция), развитая Самость и т.д. Духовный путь каждого человека носит индивидуальный и уникальный характер, при этом развитие конкретных способностей может происходить в определенной последовательности. Уилбер (как и А.Маслоу) предполагает, что духовность связана с пиковыми переживаниями (измененными состояниями сознания). 

В.В. Козлов [7] связывает понятие духовности с движением человека к расширенному, полноценному способу существования, включающему в себя повышение уровня психосоматического и эмоционального здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с природой, людьми и всем космосом. Это развитие человека как радикальное преобразование черт личности, раскрытие своих возможностей, а также внутреннюю направленность деятельности. Духовное «Я», по его мнению, является единственной структурой личности, которая связывает личность с вечностью и вневременным существованием. В духовном «Я» находятся религиозные идентификации (я — православный, я — буддист и т. д.), представления о духовном пути. 

Автор выделяет несколько тенденций, присущих духовному «Я».

Первая тенденция — это расширение пространства своего духовного «Я» (экспансивная тенденция). Это означает высокую значимость духовного в человеке и его весомый вклад в философию, психологию, совершенствование образования или же изменение мировосприятия окружающих людей. Чем большее интеллектуальное пространство захватывает концепция или идея, тем большую значимость она имеет и в плане внутренней самооценки. Когда пространство социального сознания захватывается через каждую рефлексирующую личность, тогда появляется возможность не только обусловить осознание реальности, мышление, модель мира представителей своего поколения, но и иногда влиять на мировоззрение многих поколений после своей жизни. Образцами в этом отношении являются Будда, Лао-цзы, Христос, Магомет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и структуру, содержание материального и социального «Я». Таким образом, экспансивная тенденция управляет не только поведением человека, но и активностью больших и малых человеческих групп.

Вторая тенденция – трансформационная. Это изменение концептуального пространства, поиск новых качеств идеи, изменение структуры духовного, углубление понимания определенных тем жизни. Это высшие состояния сознания – такие, как любовь, сострадание, радость, просветление. В любом так называемом личностном росте или духовном самосовершенствовании больше проявляется трансформационная, нежели экспансивная тенденция.

Третья тенденция духовного «Я» — консервативная. Она проявляется в стремлении личности удерживать равновесие и сохранить свою структуру идентификаций и смыслов. Эта тенденция выполняет важную функцию: обеспечивает целостность, структурность, индивидуальность личности, стабильность существования человека.

Таким образом, общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне духовности на смену иерархии эгоистических потребностей, жизненных отношений и материальных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр сущностных человеческих и трансцендентных духовных ценностей. Происходит трансформация, преобразование черт личности, пробуждение скрытых способностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, он выходит за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что возрастание интереса к духовности и внутренним поискам - один из обнадеживающих факторов в нашем проблемном мире. Если эта тенденция будет развиваться, внутренняя трансформация человечества может стать значительной силой, способной остановить современные тенденции человека к разрушению себя и окружающего мира.

Т.Коробко, 2011

 

Список использованной литературы:

 

  1. 1. Ассаджиоли Р. - Нервные заболевания при духовном росте. – Статья с сайта www.gestalt-rostov.ru
  2. 2. Ассаджиоли Р. – Психосинтез. - СПб.: ООО «Речь», 2008.- 384с.
  3. 3. Государев Н.А. – Психология индивидуальности. М.: Ось-89, 2010. - 118 с.
  4. 4. Гроф С. - За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. . – М.: Издательство АСТ, 2004. – 378с.
  5. 5. Гроф С. – Путешествие в поисках себя: измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 346с.
  6. 6. Даль В.И. - Толковый словарь живого великорусского языка. – www.slovardalya.ru
  7. 7. Козлов В.В. - Психотехнологии измененных состояний сознания. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544с.
  8. 8. Маслоу А. – Мотивация и личность. – Спб: Изд-во «Питер», 2010. – 352с. 
  9. 9. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  10. 10. Ожегов С..И. - Толковый словарь русского языка. - www.ozhegov.ru
  11. 11. Собчик Л.Н. - Проблема духовности в психологии. -  Московский психологический журнал. - 2003. - №7.
  12. 12. Уилбер К. – Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М: Издательство «ACT», 2004. – 412с.
  13. 13. Франкл В.  – Человек в поисках смысла. – М.: Издательство Прогресс, 1990 г. – 358с.
  14. 14. Юнг К.Г. - Воспоминания, сновидения, размышления. – Мн.: ООО "Харвест", 2003. – 357с.


Дата публикации: 22 мая 2015 г.



??????????? ??????? ???????? |
???? ????????? ???????? ??????. ? ??? ?????? ? ?????, ??? ??? ???????, ???????? ???????? ????? ? ?????? ?????????? ???????? ????? ????????. ?? ??? "?????" ? ??????? ????????. ? ???? ???? ????? ?????. ??? ?????????????? ???????? ? ????, ? ???????, ? ?? ???????? ?????????, ??????? "?????? ??? ? ?????" ?????? ???????????. ???? ??? ??????, ?. ?. ?????? ???? ???????? ????????? ? ??????? ??? ???????? ????????????? ? ?.?. ??????????, ?.?. ????????, ?????? ? ?????????? ? ????????? ?? ??? ????. ??????? ????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?? ??? ????.
alibabaev_13 |
В передаче "СМЫСЛ ЖИЗНИ - БЕССМЕРТИЕ" смотрите:

- Тайны жизни и смерти, тайна бытия.

- Подмены на пути духовного развития – игра сознания.

- Тело, сознание, мозг - инструменты материального мира.

- Как преодолеть сомнения на духовном пути?

- Как отличить духовную Истину от Лжи системы?

- Что такое работа над собой. Как сделать внутренний выбор?

- Что такое духовное зрение и духовное слышание?

- Как развить интуитивно-чувственное восприятие?

- Как начать жить глубинными чувствами?

- Серебряная нить ? путь к душе.

- Ключевая роль силы внимания в духовном становлении.

- Жизнь в теле – пробник для Личности.

- Религий много, истина одна.

- Предтеча жизни вечной.


https://www.youtube.com/watch?v=dUyo48NeCes&feature=youtu.be
forangel |
Дорогие друзья. Рад приветствовать вас на этом блоге. Дорогой администратор. Мне очень нравиться то, что вы делаете. Спасибо вам за ваше творчество. Меня зовут Александр Фиалковский. Я доброволец, помогающий многим людям безвозмездно. Я прошу вас войти в мое положение и не удалять это сообщение. Я разрабатываю некоммерческий блог на тему саморазвития, который может помочь всем мужчинам и женщинам. Моя цель донести до всех читателей как он может изменить свою жизнь и стать счастливым. Я обращаюсь сюда, потому что не знаю куда мне еще обратиться. Мне очень нужен человек, который сможет помочь в работе с контентом. Напишите мне на Email: work.angelss@gmail.com или в ответ на этот комментарий

Добавить новый Комментарий

Психолог Васильева Александра

Васильева Александра

Психолог. Телесно - ориентированный...
Психолог Бондарь Анна Юрьевна

Бондарь Анна

Психоаналитическая психотерапия,...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Коннова Екатерина Алексеевна

Коннова Екатерина

Психолог, экзистенциальный консультант
Психолог Флора Мартиросян Гагиковна

Флора Мартиросян

Клиническая психология
Психолог Кирпа Алексей Валерьевич

Кирпа Алексей

Практический психолог. Специалист по личному...
Психолог Заболотько Алексей Александрович

Заболотько Алексей

Практический психолог. Психолог-психотерапевт....




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

Выберите ближайший к вам город


Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая