blog
Автор: Коробко Татьяна Григорьевна Все записи психолога (1)
Просмотров 2593
О понятии духовности.
Духовно-нравственные проблемы современного общества хорошо известны. Об этом много пишут и говорят, но одного осознания проблем недостаточно, чтобы найти их решение.
На наш взгляд, в обществе прослеживаются две основные тенденции. Первая – монополизация с помощью средств массовой информации таких ценностей, как деньги, мода, карьера. В людях культивируется стремление к материальным ценностям, развивается индустрия потребительских желаний. Конечно, удовлетворение таких базовых потребностей, как потребность в жилье, еде, защите необходимо, но не должно носить всепоглощающий характер. Все это приводит к тому, что люди перестают осознавать свои собственные желания и потребности, принимая за истину ориентиры, дающиеся извне.
В то же время медленно, но верно возрождается в нашей стране и другое направление мысли. Появляется литература, посвященная различным духовным практикам, организуются лекции, семинары и тренинги. Все больше и больше людей узнают об иных ценностях и возможностях самореализации (есть у этой медали и обратная сторона: все больше процветает деятельность самых разнообразных сект). Проблема духовности часто обсуждается в интернете и прочих СМИ.
Приступая к рассмотрению этого вопроса, мы сразу сталкиваемся с большим количеством расхождений в понимании духовности. Некоторые определения включают в себя настолько широкий спектр разнообразных явлений, что при желании в них можно включить любые переживания или занятия людей. Такое определение духовности можно найти, например, у В.Даля: «…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».[6] Другие определения ограничивают понятие духовности, связывая его непосредственно с человеческим разумом. Такое определение можно найти в словаре С.И. Ожегова: «Духовный - относящийся к умственной деятельности, к области духа».[10]
Если обратиться к словарю общей психологии [9], то мы увидим, что под духовностью понимается «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». В данном определении прослеживается связь понятия духовности с мотивационной сферой личности, ценностями, волей.
Н.А. Государев [3] понимает под духовностью переживание красоты, тайны и справедливости, стремление к совершенству, при этом эталоны совершенства выбираются самим человеком, а не задаются извне, не навязываются обществом. Переживания, сопровождающие духовное развитие, не вызваны потребностью в материальных и социальных приобретениях. Духовность автор связывает с самопознанием и творчеством, стремлением к идеалу.
Похожее определение мы можем найти и у Л.Н. Собчик [11]. По ее мнению, духовность – высший уровень самосознания индивида и эмоционально дифференцированного отношения к окружающим явлениям. Духовность тесно связана с познанием, поисками высшего смысла жизни, совершенствованием своего Я, стремлением к идеалам, пониманию своего предназначения. Это терпимость и наблюдательность по отношению к людям, доброта и искреннее сострадание. Духовно развивающиеся люди выступают в роли субъекта деятельности, стремясь наполнить свою жизнь определенным смыслом и реализуя свой потенциал. Стремление к высоким идеалам происходит не ради конкретных благ и эгоистических целей и желаний – для них сам процесс духовно богатой жизни является самоцелью. Духовность - это направленность человека на нематериальные ценности, интерес к окружающему миру, людям, природе, к тому, что не связано с прагматической необходимостью.
Совсем иной подход мы наблюдаем в психоанализе. Зигмунд Фрейд [14] на протяжении всей своей жизни интересовался вопросами духовного и религиозного плана. Пребывая в уверенности, что рациональными средствами возможно ухватить иррациональные процессы, он интерпретировал религию с точки зрения неразрешенных конфликтов и подавленной сексуальности.
В отличие от него Карл Густав Юнг [14] признавал иррациональное и даже таинственное. Юнг сам пережил много случаев религиозного опыта, которые, очевидно, убедили его в реальности духовного измерения. Он предполагал, что духовный элемент является органичной и неотъемлемой частью нашей психики. Подлинную духовность он считал одним из аспектов коллективного бессознательного, который не зависит ни от родительского влияния в детстве, ни от образовательной или культурной просвещенности человека. И если самоанализ и самоисследование достигают необходимой глубины, в сознании непроизвольно начинают появляться духовные элементы.
Представитель экзистенциальной психологии и создатель логотерапии В. Франкл [13] вводит в психологию представление о духовности как одном из базовых “экзистенциалов” человеческого бытия, связывая ее с другими аспектами нашей жизни. Духовный, или ноэтический уровень, присущий человеку в отличие от растений и животных, Франкл связывает, прежде всего, с ориентацией на смыслы. Он уделяет особое внимание духовному бессознательному, проявлением которого является совесть - орган, посредством которого человек улавливает истинные смыслы.
Проблема духовности и явления, связанные с духовным ростом, подробно рассматриваются в трансперсональной психологии, изучающей мистический, религиозный опыт и измененные состояния сознания [5].
Основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли [1, 2] понимал духовность в ее наиболее широком значении, видя в ней жизненную силу человеческого существования и связывая ее с осознанием содержаний сверхсознательного. К духовности он относил любые формы психической деятельности и состояния сознания, ценность которых превышает средний уровень (эстетическая, гуманистическая, этическая, альтруистическая и иные ценности). Вершиной служит слияние осознания личного Я с осознанием духовного Я. Духовное развитие человека – длительный процесс, связанный с глубоким моральным очищением, преобразованием «нормальных» черт личности, трансформацией. Происходит пробуждение скрытых способностей, расширение сознания на новые внутренние пространства. Многие явления, которые официальная психиатрия признает психопатологическими, он интерпретировал как сопутствующие духовному раскрытию.
Сходные мысли высказывает и основоположник трансперсональной психологии Станислав Гроф [4, 5]. Он считает, что духовность и религию в западной психиатрии долгое время незаслуженно считали лишь ответом психики на стрессовые явления – конфликтные отношения с родителями, страх перед неизвестностью, угрозу смерти и т.д. Рамки душевной болезни были единственной структурой, где можно было испытывать многообразие духовного опыта.
Духовность Гроф связывает с такими явлениями психики, как переживание смерти и рождения, единства со Вселенной, природой, Богом, встречи с архетипическими существами, осознание предыдущих воплощений. Она не имеет ничего общего с установками, идущими извне, религиозным программированием, а возникает во время контакта человека с определенными областями сознания.
Еще один подход к понятию духовности мы находим у одного из основателей гуманистической и трансперсональной психологии А.Маслоу [8]. Он помещает духовный рост на вершину пирамиды потребностей человека и связывает его с понятием самоактуализации. Для самоактуализирующихся людей, согласно Маслоу, характерны такие особенности, как принятие себя, доброта, справедливость, самостоятельность, чувство общности с человечеством, творческие способности. Они способны тонко чувствовать красоту окружающего мира и стремиться к совершенству.
Несколько различных определений духовности рассматривает в своих работах Кен Уилбер [12], считая их важными аспектами одного общего феномена духовности, и каждый из этих аспектов имеет право быть включенным в интегральную модель. Он связывает духовность с высшими уровнями любых линий развития - в этом смысле духовность, по сути, означает надличностные уровни любой из линий: высшие моральные устремления (к примеру, сострадание к живым существам), высшие когнитивные способности (такие, как надрациональная интуиция), развитая Самость и т.д. Духовный путь каждого человека носит индивидуальный и уникальный характер, при этом развитие конкретных способностей может происходить в определенной последовательности. Уилбер (как и А.Маслоу) предполагает, что духовность связана с пиковыми переживаниями (измененными состояниями сознания).
В.В. Козлов [7] связывает понятие духовности с движением человека к расширенному, полноценному способу существования, включающему в себя повышение уровня психосоматического и эмоционального здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с природой, людьми и всем космосом. Это развитие человека как радикальное преобразование черт личности, раскрытие своих возможностей, а также внутреннюю направленность деятельности. Духовное «Я», по его мнению, является единственной структурой личности, которая связывает личность с вечностью и вневременным существованием. В духовном «Я» находятся религиозные идентификации (я — православный, я — буддист и т. д.), представления о духовном пути.
Автор выделяет несколько тенденций, присущих духовному «Я».
Первая тенденция — это расширение пространства своего духовного «Я» (экспансивная тенденция). Это означает высокую значимость духовного в человеке и его весомый вклад в философию, психологию, совершенствование образования или же изменение мировосприятия окружающих людей. Чем большее интеллектуальное пространство захватывает концепция или идея, тем большую значимость она имеет и в плане внутренней самооценки. Когда пространство социального сознания захватывается через каждую рефлексирующую личность, тогда появляется возможность не только обусловить осознание реальности, мышление, модель мира представителей своего поколения, но и иногда влиять на мировоззрение многих поколений после своей жизни. Образцами в этом отношении являются Будда, Лао-цзы, Христос, Магомет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и структуру, содержание материального и социального «Я». Таким образом, экспансивная тенденция управляет не только поведением человека, но и активностью больших и малых человеческих групп.
Вторая тенденция – трансформационная. Это изменение концептуального пространства, поиск новых качеств идеи, изменение структуры духовного, углубление понимания определенных тем жизни. Это высшие состояния сознания – такие, как любовь, сострадание, радость, просветление. В любом так называемом личностном росте или духовном самосовершенствовании больше проявляется трансформационная, нежели экспансивная тенденция.
Третья тенденция духовного «Я» — консервативная. Она проявляется в стремлении личности удерживать равновесие и сохранить свою структуру идентификаций и смыслов. Эта тенденция выполняет важную функцию: обеспечивает целостность, структурность, индивидуальность личности, стабильность существования человека.
Таким образом, общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне духовности на смену иерархии эгоистических потребностей, жизненных отношений и материальных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр сущностных человеческих и трансцендентных духовных ценностей. Происходит трансформация, преобразование черт личности, пробуждение скрытых способностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, он выходит за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что возрастание интереса к духовности и внутренним поискам - один из обнадеживающих факторов в нашем проблемном мире. Если эта тенденция будет развиваться, внутренняя трансформация человечества может стать значительной силой, способной остановить современные тенденции человека к разрушению себя и окружающего мира.
Т.Коробко, 2011
Список использованной литературы: