Воспитание и система образования долго вытравливают наши желания и способности ощущать свои возможности, заменяя их серией «НАДО». Вначале надо ходить в садик, затем надо в школу, хотя и не хочется. Зачем? Чтобы потом ходить на работу. Надо работать, надо завести семью, надо вырастить детей. Через какое-то время некоторым такая система надоедает, и они начинают ходить к психологам, читать литературу и заниматься осознанием своих желаний. И все-таки многие перестают понимать разницу между тем, что они могут и тем, что они на самом деле хотят и все равно занимаются «не тем». И никак не могут найти свое место в жизни и почувствовать счастье.
Давайте разбираться.
Могу. Это – про возможности. Возможности человека зависят от следующих факторов: здоровье, возраст, гражданские права, имеющиеся навыки и умения. Возьмем за образец человека лет 30-40. Что он может? Теоретически? С точки зрения государственных прав он может получить образование, работать, совершать покупки в магазине, приобрести движимое и недвижимое имущество, обратиться в суд с иском на кого-либо, путешествовать в другие страны и т.д. С точки зрения физических возможностей он может жениться(выйти замуж), развестись, завести ребенка, бегать, плавать и т.д.. С точки зрения имеющихся навыков и умственных способностей он может наводить порядок в своем доме, учить ребенка читать и считать . Также есть вещи, требующие особых навыков и специального образования: делать ремонт в квартире, говорить на иностранном языке, играть на музыкальных инструментах. Некоторые навыки и науки постигаются легко, без особых усилий (например, уборка), другие же требуют годы упорной подготовки (игра на скрипке). В итоге каждый может определить список своих умений и записать их. Например. Могу: родить ребенка, водить машину, платить за квартиру, содержать семью, поехать в Париж, говорить по-английски.
В принципе, возможности могут расширяться, при наличии желания. «Не могу говорить по-французски, но очень хочу – и я могу научиться.»
Желания – это уже ХОЧУ. Желания могут быть безграничны. Зависят от фантазии, отношения к жизни и уже реализованного. Если уже есть машина, то либо «хочу новую более высокого класса», либо уже не хочу машину. Отлично, когда желания совпадают с возможностями. «Могу родить ребенка и хочу родить ребенка» – остается только реализовать этот план и радоваться жизни.
Проблемы возникают тогда, когда хочется того, чего нет в возможностях! И есть разные способы решения этой проблемы. Самое простое и конструктивное решение – приобрести новую возможность. Для этого нужно вложить время, деньги и силы. Изучить информацию о всевозможных курсах языков, выбрать, выделить время, заплатить и пойти и научиться французскому. Заработать деньги на новую машину, изучить рынок, купить.
После того как Вы приобретете новые возможности - реализуете свои желания, наступит удовлетворение. Пройдет время и появятся новые желания.
Чтобы получать удовольствие от жизни, можно постоянно реализовывать свои желания и мечты. Для этого нужно, во-первых, осознавать свои желания, во-вторых, уметь расставлять приоритеты в желаниях, не растрачиваясь на ненужное. Уметь отказываться от лишнего – это очень важная возможность.
Для этого полезно понимать разницу между "хочу" и "могу". Если у человека очень мало возможностей, то ему в этом смысле гораздо проще. Он просто приобретает возможности в соответствии со своими желаниями. Так, грудной ребенок вначале не может передвигаться самостоятельно и у него стоит одна глобальная задача: научиться самостоятельно передвигаться (вначале ползать, затем ходить). Он этот навык тренирует и не отвлекается на разные ненужные вещи. Затем он учится говорить. Если же человек очень много всего умеет, то ему намного сложнее разобраться со своими желаниями.
Очень сложно выделить время и силы на изучение нового языка, если день состоит из:
- надо умыться, причесаться
- надо приготовить еду на всю семью
- надо пойти на работу
- надо забрать ребенка из школы
- надо проверить уроки
- надо заняться домашним хозяйством
- надо уделить время своей второй половине
- надо посмотреть новый фильм
- надо посидеть в социальной сети
- надо вовремя лечь спать
Все это – лишь реализация возможностей. Да, человек может это делать и он делает.
Но хочет ли он этого на самом деле?
Другая проблема в несовпадении желаний и возможностей заключается в несении некой повинности. Иногда люди попадают в замкнутый круг своих безграничных возможностей: «Если я могу, значит я непременно ДОЛЖЕН это делать!»
«Я разве не могу сама убираться? Я умею наводить блеск и чистоту. Мне не нужна домработница» «Разве я не могу добраться до работы на метро и троллейбусе? Могу. Мне не нужна машина» «Разве я не могу каждый день самостоятельно делать зарядку в течение 15 минут? Это же всего 15 минут. Фитнес-клуб мне не нужен» И т.д.
В подобных рассуждениях люди пропускают очень важный вопрос: «А хочу ли я этого?»
«Я разве не могу сама убираться? Я умею наводить блеск и чистоту.» А ХОЧУ ЛИ Я ЭТОГО? Мне придется делать то, что я не хочу - РЕГУЛЯРНО – и только потому, что я это умею! Может быть, мне нужна домработница?:)» «Разве я не могу добраться до работы на метро и троллейбусе? Могу. А ХОЧУ ЛИ Я ЭТОГО? Я действительно выбираю каждый день толкаться в толпе и работать локтями? » «Разве я не могу каждый день самостоятельно делать зарядку с гантелями в течение 15 минут? Это же всего 15 минут. А хочу ли я этого НА САМОМ ДЕЛЕ?»
Некоторые люди используют широкие возможности других в целях манипуляции или давления: «Зачем тебе помощник по работе? Разве ты сама не справишься?», «Зачем обращаться в строительную фирму – поклейте обои сами – это же так просто - сэкономите», «Почему он до сих пор не женился? Симпатичный, хорошая работа, своя квартира. С ним что-то не так!»
Конечно, невозможно всегда делать только то, что сильно хочется. Некоторые вещи все-таки надо выполнять, потому что когда-то мы так решили и взяли на себя ответственность, и теперь уже невозможно отказаться без неприятных последствий.
Например, если дело касается Ваших детей, разумеется, Вы должны их забрать из школы (сада) сегодня и отвести туда завтра, даже если не хочется :) Но! Можно задуматься о реорганизации процесса! Например, перепоручить другим родственникам или специально нанятым людям отводить и забирать детей, несмотря на то, что Вы очень хорошо МОЖЕТЕ и УМЕЕТЕ это делать.
И имееет смысл ИНОГДА задумываться и перепроверять список своих возможностей – может быть, Вы не делаете что-то, что умеете и на самом деле хотите (например, кататься на велосипеде или высоко прыгать под громкую музыку). А что-то другое Вы давно делаете «по инерции», но совсем не хотите! (Что сейчас пришло в голову? Это именно оно. Не пора ли избавиться от этой повинности?)
И тогда Вы удивитесь, как легко высвобождается время, силы, деньги... для новых воможностей и реализации своих мечт! Начните же с малого. Выкиньте устаревшие обязанности. Вспомните о забытых возможностях. Признайтесь в своих желаниях! Рискните. Мечты действительно сбываются!
Семейный психолог Алла Чугуева.