articles «Садизм и мазохизм». Размышления по теме: «Сексуальные расстройства. Сексуальные девиации» на примере фильма «Секретарша».
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Садизм и мазохизм». Размышления по теме: «Сексуальные расстройства. Сексуальные девиации» на примере фильма «Секретарша».



 

Возможно, я одна из немногих, у кого фильм «Секретарша» не вызвал тревожных мыслей и отрицательных эмоций, может даже отвращения. Наоборот, в конце фильма мне в голову пришла фраза, которую произнес психотерапевт Шон Мэгуайр из фильма «Умница Уилл Хантинг» :

 «Мы всегда должны выбирать, кого впускать в наш маленький мир. Ты тоже несовершенен. Эта девушка, которую ты встретил, — она тоже несовершенна. Главное в том, совершенны ли вы друг для друга».

И я, как психолог-консультант, приняла особенности поведения главных героев, сексуальные девиации, которые дополнили друг друга и сделали жизнь Ли и Эдварда Грея счастливой в их зависимости (очень на это надеюсь). Я даже рада, что эти двое, страдающие от одиночества, смогли найти друг друга: Ли – более сильного и могущественного Эдварда, а Грей ту, которую   можно контролировать и чувствовать свою власть. 

 

Но это было в конце фильма. А в начале мы видим застенчивую, растерянную, девушку Ли Холловэй в нелепых высоких носках. Она выписывается из психиатрической клиники. Она сутулится и даже как-то съеживается при одной мысли о возвращении домой. Что ждет ее там?

Дома пьющий и холодный отец. Зависимая и привыкшая к обьюзам мужа мать. Ли все это видит, переживает внутри, но по каким -то причинам не может выплеснуть свое горе, отчаяние, страх и гнев во вне. Она бежит в свою кукольную комнатку (она как буд-то застряла в своем детстве и не может или не хочет оттуда выходить ни внутренне, ни внешне), достает шкатулочки и косметички, в которых лежат острые вещи: ножи, палочки и что-то еще. Этими инструментами она делает надрезы на своем теле. Причиняет физическую боль своему телу, чтобы ослабить боль душевную. А если мать запирает эти орудия пытки, то в ход идет чайник с кипящей водой.

Ли не испытывает положительных чувств к своему отцу. Вероятно, жалеет мать. Но подсознательно у нее складывается модель семейных отношений: обьюз и подчинение.

На момент выхода из клиники, у Ли нет любящих и защищающих родителей, друзей, работы. Она не рада счастью сестры, вышедшей замуж, ни однокласснику Питеру, предложившему ей руку и сердце. Ей довольно сложно почувствовать свои желания, выразить свои чувства, и сильная тревога и неуверенность в себе толкают её на поиски того, кто сильнее, в ком можно раствориться. Она ищет более значимую фигуру. А пока, ее мама возит ее по собеседованиям, с одной стороны оберегая от несчастья, с другой стороны, сама убегая от своих.  Все это длится до тех пор, пока Ли не приходит в адвокатскую контору и не встречается с ее владельцем мистером Греем.

Эдвард Грей – адвокат. Латентный садист. По коротким историям его личной жизни мы можем предположить, что он приобрел свои наклонности в таких же неблагополучных семейных условиях.  Возможно, он вырос в ситуации холодных эмоциональных отношений с матерью, которая была требовательна и гневлива. Потом он женился на властной  и грозной женщине, которая однажды заявляется в его офис , орет, требует от него развода, топчет его одежду. А Грей, как маленький мальчик, спрятался от нее в шкафу. Но стоит ей уйти,  он повторяет ее поведение (скорее всего поведение матери): он придирается к своим подчиненным, увольняет их, нанимает снова. Круг замыкается и повторяется вновь и вновь. Как буд-то мистер Грей не удовлетворен, чего-то ищет, от чего-то бежит. Он часто делает физические упражнения, доводя себя до изнеможения. Он ухаживает нежно за садом из архидей, но как-то уж очень странно их поливает: медленно и с наслаждением он вводит острую иглу шприца в их стебель. Как будто хочет дать жизнь через страдание.  Он наблюдает за цветами, управляет их жизнью. Возможно это позволяет ему избежать ощущения собственной слабости и одиночества. Ему нужен обьект для своих садистических наклонностей. И вот к нему приходит Ли.

Грей очень наблюдательный. Любит подглядывать. Он получает от этого удовольствие. Особенно, если наблюдаемый обьект страдает. Грей быстро и проницательно обнаруживает склонность новой секретарши вымещать злость на своем теле, и однажды в их разговоре замечает «Вы режете себя оттого, что Ваша боль должна выйти наружу, и Вы должны видеть проявления Вашей реальной боли, а когда Вы видите, как затягиваются раны, Вам становится легче»

Грей указывает Ли, что и в каком количестве есть, как обустраивать свое рабочее место, как и с кем ходить на работу, одеваться , что делать и что не делать, и это не вызывает у неё протестных чувств, наоборот, она благодарна, «ведь я стараюсь сделать так, чтобы у вас была лучшая секретарша в офисе». 

Грей запрещает Ли резать себя и она выбрасывает инструменты. Но тяга к страданию остается.

Вот отрывок  из ее дневника: «Я привыкла страдать, хотя и не знаю за что. С этим человеком страдания мне не страшны. Моя жизнь как никогда полна чувств. Я нашла человека, с которыми могу поделиться этими чувствами…которого я люблю – по-своему, иначе нельзя». Для неё боль и страдания – синоним любви. Именно в такой форме она привыкла получать её от своего отца, и в такой форме получала эту любовь и её мать.

Теперь она ждет причинения боли и наказания извне – но уже символически от мистера Грея.

Для него любовь тоже оказалась недоступной в её привычном смысле. Он взял на себя роль агрессора, нападающего и критикующего. 

Они постепенно приближаются друг к другу. Как буд-то хотят узнать насколько далеко они могут зайти в своей садомазохистической сексуальной игре.

Когда Ли, казалось бы, нашла в Грее то что хотела, он пишет ей письмо, в котором говорит, что отвратителен сам себе в таком отношении к ней. Он боится своей агрессии и ее подчинения. Он увольняет Ли.

Наличие сексуальной девиации может оказывать сильное влияние на личность человека. Осознание человеком своих отличий в поведении и ощущениях очень часто приводит к возникновению внутреннего конфликта, сила которого зависит от отношения общества к той или иной девиации. Именно это и произошло с Греем. Он не может справиться с конфликтом внутри себя: хочет властвовать, подчинять, унижать и испытывать при этом наслаждение. Он устал из-за постоянной борьбы с собой. Возможно, этот конфликт мог бы привести его к невротизации и психопатизации,  и он оказался бы в клинике,  в которой прежде лежала Ли. Но Ли спасает его.

У нее все развивается по-другому. Она (методом проб и ошибок: свадьба с Питером, знакомства с другими садистами) поняла и приняла свои особенности. Ли освободилась от контроля со стороны матери, перестала одеваться как маленькая девочка, стала ходить одна. Ли стала помогать отцу осваиваться в его новой роли трезвенника. Т.е. она взяла на себя родительскую функцию. Она решилась высказать свои чувства Грею и добиться своего, хоть и через подчинение. Она стала выражать эмоции. Это ли не рост!  Тот червяк, которого она отправила в письме Грею может быть символом примитивности, безхребетности: «Ведешь себя, мол, как червяк. Сделай что-нибудь. Борись за свои чувства!».

Ли справилась со своей девиацией, одобрила ее, и  это создало возможность достижения сексуального удовлетворения, и как следствие гармонизации личностного ощущения.

Развязкой отношений Ли и Грея становится момент трехдневного «ожидания» главной героини своего возлюбленного, не отрывая рук от стола, и в этом моменте заключена сама сущность мазохизма – ожидание. Ожидание удовольствия через испытания, боль, страдания. Эта ситуация выглядит довольно гротескно, но действительно отображает суть того, от чего она научилась получать удовольствие. А Грей увидел, что его принимают таким какой он есть. И его любят. И это успокоило его и придало сил. Он связал свою жизнь с Ли.

Нашли ли они свою любовь? Режиссер посчитал, что нашли.  Нам показали, что подлинное наслаждение собой, настоящее самораскрытие и искренние взаимоотношения невозможны без некоторой жертвы.

И Ли уже не просто подчиняется и хочет испытывать боль, вместо невысказанных чувств, она подыгрывает мужу. Вспомним с каким взглядом она застилает постель с мужем. Она делает ему одолжение, она подыгрывает ему. Осознанно.

 

Существуют две большие группы сексуальных проблем:

1.    сексуальные расстройства (дисфункции), то есть нарушения каких-то элементов или сторон сексуальной функции - потенции, сексуальной возбудимости, желания, мотивации или оргастических способностей и

2.    сексуальные девиации, то есть необычные, атипичные, отклоняющиеся от нормы, извращенные эротические желания и влечения.

У Ли и Грея мы наблюдаем вторую группу сексуальных девиаций.

По способу реализации (в этом случае девиация связана с отклонениями способа сексуального удовлетворения):

БДСМ — психосексуальная субкультура, основанная на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры в господство и подчинение.

Физиологически в основе БДСМ лежит повышение уровня сексуального возбуждения человека и получения им психофизиологического удовольствия в результате сознательного нарушения тех или иных социально-детерминированных условий или табу, а также (хотя и не всегда) в результате выполнения физических воздействий, таких как ограничение подвижности, нанесение ударов, щекотание и так далее. При этом БДСМ может быть как самодостаточной практикой, не связанной с непосредственным половым контактом, так и являться частью сексуальных действий.

Отличия БДСМ от социально агрессивных и/или преступных действий определяются, прежде всего, жёстким соблюдением участниками БДСМ-отношений рамок SSC (аббревиатура от английских слов safesaneconsensual— принципов безопасности, разумности и добровольности.

Так же мне хотелось бы отметить, что отношения героев фильма соответствуют критериям партнёрской нормы (разработаны Гамбургским институтом сексологии):

1.    Различие по полу (в настоящее время критерий не абсолютный);

2.    Зрелость;

3.    Взаимное согласие;

4.    Стремление к обоюдному наслаждению;

5.    Отсутствие ущерба другим людям или обществу;

6.    Отсутствие ущерба здоровью.

 






Об авторе статьи

`
Дюжинова Светлана Викторовна

Рейтинг психолога: 7 7

Дюжинова Светлана Викторовна

Добрый день всем. Меня зовут Светлана. Я психолог-консультант, Мастер делового администрирования в области управления персоналом. За 15 лет работы в корпоративном бизнесе я тысячи раз видела, как люди не только горят любимой работой, но и выгорают...
Город: Москва Стоимость приема: 3500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍