articles 5 тезисов о применении дыхательных практик в Магическом Театре
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


5 тезисов о применении дыхательных практик в Магическом Театре



От автора: Эта статья предназначена для практикующих Ведущих Магического Театра (Магический Театр — метод психотерапии, глубинного самоисследования и социального дизайна, созданный в 1992 г. в Санкт-Петербурге Владиславом Лебедько). Магический Театр как трансформационная технология многогранен и «всеяден», и синтезирует широчайший спектр методических приёмов (постструктурная телесная работа, терапевтическая метафора, элементы гештальт- и арт-терапии, авторские архетипические технологии и др.). В этой статье впервые предлагается тезисное обоснование применения в Магическом Театре практик связного дыхания. Это очень легкое прикосновение к данной теме, и я категорически не рекомендую Ведущим МТ экспериментировать с дыхательными паттернами участников без предварительного изучения и проживания оных в собственном теле. Дыхание — мощнейший инструмент, легко активирующий непривычные режимы работы головного мозга и изменения в работе соматических и вегетативных функций, и задействовать его стоит, только уверенно освоившись в дыхательном пространстве и развив чуткость к симптоматике смены состояний!


 

Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит — 
Как он дышит, так и пишет, 
Не стараясь угодить!
Так природа захотела,
Почему? – Не наше дело,
Для чего? – Не нам судить.

Булат Окуджава

 

Тезис 1. Дыхание и состояния сознания человека связаны НЕРАЗРЫВНО

Начнем издалека, ведь механизм дыхания, увы, не часто становится инструментом трансформационной работы. Почему-то не очевидно, что через дыхание, так же, как и через тело (движение, позы, и т.д.), возможно управлять психическими процессами. Но отчего же фразы типа «от ужаса в зобу дыханье спёрло», «дышу полной грудью» или «надышаться тобой не могу» так выразительны и моментально передают читателю состояния? Оттого, что они не являются вымученными метафорами, а технологически точно описывают «дыхательный аккомпанимент» чувств, знакомый нам на собственной шкуре — что тоже не метафора! Именно «на шкуре», т.е. с древнейших времен, и у животных, и у человека в центральной нервной системе существует механизм автоматической регуляции дыхания. Этот дыхательный центр координирует ритмическую деятельность ды­хательных мышц и постоянное приспособление внешнего дыхания к изменяющимся условиям внутри организма и в окружающей среде. В радости и в скорби, в покое и в истерике, за обеденным столом и на любовном ложе – человек всегда дышит по-разному, даже не задумываясь об этом.

Случалось ли у Вас, чтобы, сохраняя интенсивный темп при пробежке, Вы дышали медленно и поверхностно? Или чтобы в депрессии Ваше дыхание было не поверхностным и сдавленным, а глубоким и мощным? Нет, не случалось – это невозможно. А что будет, если Вы в ходе деятельности (в истерике, в сексе, в релаксации, и т.д. ) волевым усилием измените характер дыхания? Ваше состояние неминуемо изменится вместе с дыханием.

Тезис 2. Привычная структура дыхания отражает структуру характера

То, как дышит человек, отражает не только его текущее состояние, но и саму структуру характера, структуру доминантного реагирования. То есть в одинаковых внешних условиях люди всё равно дышат по-разному, что связано и со структурой хронических телесных напряжений. В телесной терапии принят тезис: чем разнообразнее и легче двигается человек, чем легче он управляет своим телом, чем богаче его двигательный диапазон, тем лучше он приспособлен к реальности, тем шире его восприятие мира.

То же самое можно сказать и о дыхании. Чем жестче дыхательные паттерны человека, тем ограниченнее его восприятие мира (и наоборот). Дыхание связано с восприятием через физиологический механизм, задействующий работу и головного мозга.

Анализировать можно следующие параметры: длина вдоха и выдоха, их соотношение, наличие и характер пауз между вдохом и выдохом, глубина самого дыхания (верхнее, среднее, нижнее дыхание), его интенсивность и частота. Особенно интересна пауза между вдохом и выдохом. Задержка дыхания на вдохе и на выдохе в нашей культуре свойственна взрослым людям, но не существует у младенцев, как и у животных. Чем больше ситуативного или хронического напряжения – тем длиннее пауза между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом. Чем более расслаблен человек и открыт для восприятия – тем длиннее его дыхание и меньше задержка между фазами.

Сдерживать дыхание ребенок начинает приблизительно в том же возрасте, когда начинает говорить – членить восприятие на вербальные единицы. Дыхание без пауз между вдохом и выдохом называется циклическим, циркулярным или связным.

Тезис 3. Выходя за собственные пределы, человек всегда дышит связно

Связное дыхание является нехарактерным для взрослого западного человека (обусловленного большим количеством шаблонов восприятия: хорошо-плохо, правильно-неправильно, можно-нельзя). Метафорически пауза в циркуляции дыхания (одновременно, в энергообмене и в информационном метаболизме) равнозначна включению запрета (на осознание, на память, на принятие информации, на действие, и т.д.), или, в терминах психоанализа, вытеснению. Исключение паузы между вдохом и выдохом активирует динамику бессознательного, то есть способствует обострению и осознанию конфликтов и последующим интегративным процессам. Это может происходить мягко или драматично, в зависимости от конкретной используемой техники, созданных контекстов, навыков саморегуляции и т.д., но в любом случае, связное дыхание – это Наслаждение, прерывистое – Запрет.

При связном дыхании приходит в действие сложный и парадоксальный биохимический механизм, меняются структура мозгового кровотока и характер волновой активности мозга. Особенности этого процесса – кривая входа и выхода, глубина состояния и пр. – зависят от огромного количества переменных. И при достаточной интенсивности процесса происходит временное разрушение привычных межнейрональных связей и появляется возможность их переструктурирования. Говоря в терминологии А.Ухтомского, это состояние даёт на физиологическом уровне доступ к возможности расшатать, изменить или сломать доминанту восприятия!

С точки зрения практического опыта, у каждого есть опыт спонтанного связного дыхания и инициированных им спонтанных измененных состояний сознания! Женщины в истерике всегда дышат связно, спортсмены при высоких нагрузках дышат связно, связно начинает дышать любой человек в ситуации сверхактивного действия – когда нужна экстремальная энергия для того, чтобы справиться со сверхсложной задачей, для выхода за привычные пределы! Прекрасный секс – это всегда связное дыхание! Творческий акт – это всегда связное дыхание!

Выходя за собственные пределы, человек всегда дышит связно.

4. В современной психотерапии известно: управляя дыханием, можно глубоко управлять состояниями

Трансформационные возможности дыхания известны в разных традициях человечества с древнейших времен. На паттернах связного дыхания основано огромное количество практик в шаманизме, буддизме, индуизме, христианстве – список поистине бесконечен. Тут и суфийский зикр, и мантра-медитации, и пранаяма, и молитвенные песнопения. В западную же традицию дыхательные практики пришли в 20 веке под соусом психотерапии.

К настоящему моменту арсенал дыхательных практик в психотерапии очень велик. Прежде всего, это райхианская терапия, холотропное дыхание (С.Гроф), ребёфинг (Л.Орр), вайвейшн (Дж.Ленард), Дыхание-Музыка-Движение (В.Козлов).

Вильгельм Райх, и вслед за ним Александр Лоуэн использовали интенсивное дыхание, чтобы снимать мышечно-эмоциональные блоки и характерный панцирь.

А.Лоуэн писал: «Впервые я отметил связь между напряжением и дыханием, когда, будучи кандидатом в корпус обучения резерва, стрелял из карабина в тире. Несмотря на мои старания, пули не попадали в центр мишени. Наблюдая за мной, инструктор посоветовал мне сделать три глубоких вдоха и выдоха и нажать на спуск на третьем выдохе. Он также сказал, что если я буду задерживать дыхание во время стрельбы, то моё тело будет напряжено и рука будет дрожать. Он был прав, что я и подтвердил своим следующим выстрелом. Этот случай я хорошо запомнил, но я не применял в жизни это открытие вплоть до времени своего лечения у Вильгельма Райха. Терапия у него наглядно дала мне понять, как часто я задерживаю дыхание. Я мог бороться с этой тенденцией, концентрируя внимание на дыхании. Полезность этой концентрации я мог отметить не один раз во время лечения у стоматолога. Когда я лежу на зубоврачебном кресле, я концентрируюсь на свободном и глубоком дыхании, стараясь одновременно максимально расслабиться. Если дантист не сверлит в сверхчувствительном месте, боль легко переносится и нет нужды в новокаине. В течение нескольких последующих лет после терапии у В.Райха я работал над своим дыханием».

Холотропное дыхание, ребёфинг, вайвейшн, Дыхание-Музыка-Движение используют разные вариации связного дыхания для трансформационной работы в измененных состояниях сознания.

Вадим Демчог в «Самоосвобождающейся игре» предлагает собственную классификацию дыхательных паттернов:

    «В ИГРЕ дыхание классифицируется следующим образом:

 

  1. зритель в нас дышит в частоте соответствующей дельта-волнам. Можно сказать, что это тайное, «затаенное» дыхание, или, даже, «отсутствующее» дыхание. Не даром говорят, — «смотрит, затаив дыхание». Это очень глубокое, нижнее дыхание, которым дышат новорожденные дети: всем телом, т.е. воздух входит не только через нос или рот, но как бы, через поры кожи всего тела.
  2. актер в нас дышит в частоте, соответствующей альфа-волнам. Это среднее, сконцентрированное дыхание художника, находящегося в процессе творчества. У такого дыхания есть цель, направление, мотивация, миссия, оно сильное и организованное. Мне нравится называть его жестоким дыханием.
  3. роль в нас дышит в частоте бета-волн. Это верхнее дыхание, способ, которым дышит современный взрослый человек. Известно, что стрессы и беспокойства заставляют нас укорачивать дыхание, формируя верхнее, беспокойное (соревновательное) дыхание, ограниченное верхней частью грудной клетки».

Далее Демчог предлагает форму дыхания – «Дыхание Мифа», объединяющую все три паттерна.

Каждая из упомянутых техник достойна тщательного изучения и практического использования, сравнительный их анализ – тема для отдельной большой книги.

Тезис 5. Существуют разные варианты встраивания дыхательных техник в структуру Магического Театра

Ниже приводятся некоторые варианты того, как могут использоваться дыхательные психотехники в ходе семинаров Магического Театра.

Дыхательная сессия или тематические контекстуальные дыхательные практики до начала Магического Театра для:


  • активации бессознательного материала (сродни тому, как в 50-60-е годы в классическом психоанализе на Западе применяли малые дозы ЛСД, или в 80-е годы – МДМА в психотерапии, когда эти препараты не были запрещены из-за неконтролируемого злоупотребления);
  • поднятия групповой энергии в малоэнергетичной группе;
  • создания Атмосферы (контекстуальные практики).


Дыхательные упражнения в ходе самого Театра для:

  • активации групповой динамики;
  • релаксации;
  • выхода из «зависания» Театра;
  • провокации катарсиса;
  • изменения Атмосферы.


Отдельные дыхательные упражнения или большая дыхательная сессия (до 1, 5 часов) после проведения МТ с целями:

  • выравнивания энергетики и снятия избыточного напряжения (при необходимости);
  • как мостик между МТ и реальной жизнью (контекстуальные практики с использованием музыкального сопровождения с текстом);
  • как эмпатическая групповая практика вместо традиционного проговаривания процесса.

 

Список литературы

 

  • В.Лебедько, Е.Найденов, Д.Орехова. Магический Театр и Архетипические Технологии.
  • А.Ухтомский. Доминанта.
  • В.Козлов. Психология дыхания, музыки, движения.
  • В.Козлов. Психотехнологии измененных состояний сознания.
  • С.Гроф. Холотропное дыхание.
  • С.Гроф. ЛСД-психотерапия.
  • В.Демчог. Самоосвобождающаяся игра.
  • В.Райх. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии.
  • В.Райх. Характероанализ.
  • А.Лоуэн. Любовь и оргазм.
  • А.Лоуэн. Психология тела: биоэнергетический анализ тела.
  • Нэнси Зи. Искусство дыхания





Об авторе статьи

`
Мазур Ольга Сергеевна

Рейтинг психолога: 7 7

Мазур Ольга Сергеевна

интегративный психолог, архетипотерапевт, сертифицированный специалист по психотехнологии Дыхание-Музыка-Движение
Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Сновидения


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Панкратова Екатерина Сергеевна

Панкратова Екатерина

Психолог-консультант
Психолог Ахмедова Аида Ахмедовна

Ахмедова Аида

НЛП практик
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Ракова Мария Владимировна

Ракова Мария

Дипломированный психолог, специализируюсь в когнитивно-поведенческом подходе, работаю со...
Психолог Ванюшина Инна Александровна

Ванюшина Инна

Клинический психолог, гештальт-терапевт. Специализация «Психосоматика женского здоровья»
Психолог Мальчушкина Екатерина Алексеевна

Мальчушкина Екатерина

Консультативный психолог, специализируюсь на семейной психологии
Психолог Богадевич Екатерина Леонидовна

Богадевич Екатерина

Клинический психолог, провожу индивидуальную терапию со взрослыми
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍