articles Алхимические метафоры в психотерапии
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Алхимические метафоры в психотерапии



Алхимия является древним искусством, которое когда-то помогало человеку понять, как устроен мир, какое место занять в нём и каким образом можно гармонизировать себя с миром. Несмотря на то, что для официальной науки она утратила своё значение, для современной психотерапии алхимия сохранила мистические и духовные смыслы, которые будут подробнее разобраны в данной статье. И, в первую очередь, эти смыслы состоят в том, что алхимия даёт очень удачные, тонкие и точные метафоры того, как устроена и работает психика человека, а также какие изменения она претерпевает в процессе анализа.

В "Mysterium coniunctionis" Юнг писал о значении алхимии следующее: "Вся алхимическая процедура может представлять процесс индивидуации с тем же успехом, с каким это делает индивидуация отдельного человека, но ни один индивид не обладает таким обилием и богатством образов, которые содержатся в алхимическом символизме. Эти образы создавались на протяжении веков, что заложило алхимическую парадигму. И именно в этом материале насущный опыт человека может занять соответствующее место". Юнг понимал алхимию в контексте терапии, но термин "терапия" использовался Юнгом в достаточно широком смысле, в своём древнегреческом значении "исцеления" или служения человеческой душе, что позволяло ему охватить смысл сакрального взаимодействия человека с собственной душой. А деятельность алхимика, с духовной точки зрения, и была связана со спасением души человека, а посредством неё - всего космоса. В этом смысле, особая ценность алхимии состоит в том, что её образы конкретизируют внутренние психические процессы человека, отражая структуру и динамику индивидуации. Алхимический символизм пробуждает бессознательное человека, благодаря чему человек обретает возможность выйти за пределы налично видимого и настроиться на особо тонкие интуиции и вибрации, позволяющие ему увидеть нечто новое и необычное, т.е., как сказал бы Кастанеда, "сместить точку сборки".

Алхимическое мировоззрение состоит в том, что посредством тонких нитей в мире всё связано со всем - верхнее с нижним, внешнее - с внутренним, микрокосм - с макрокосмом. Так, с точки зрения алхимика, небесные планеты и земные металлы соответствуют друг другу: Солнце - золоту, Венера - меди и т.д. Согласно Юнгу, архетипические образы в психике также нуждаются в определённых соответствиях, чтобы обрести земное воплощение - они ищут актуализации в опыте человека. Коллективное бессознательное стремится воплотиться в сознательном Эго. В образе архетипов с нами пытаются установить связь боги, и эта связь обретается человеком в поиске философского камня. В этом поиске человек, прежде всего, желает обрести подлинного себя, свою истинную Самость. Но Самость не может висеть в воздухе или просто плавать в коллективном бессознательном - она нуждается в опоре на Эго, чтобы быть воплощённой.

Центральной идеей алхимии является великое делание, т.е. священное дело поиска, которому предаётся алхимик. Этот поиск требует от него терпения, трудолюбия и усердия. В психотерапии этот процесс выступает в качестве метафоры поиска клиентом себя, своего внутреннего центра, растущих из собственной души смыслов и ориентиров. На этом пути человек рискует заблудиться один, поэтому ему нужна помощь другого - аналитика, который своевременно вернёт его психику в рамки сеттинга. Есть и опасность впасть в отчаяние, запутаться в сомнениях, сдаться и утратить отвагу. Чтобы преодолеть эти опасность, важно, чтобы между Эго и Самостью была прочная связь, т.е., чтобы индивидуальное в психике было прочно связано с коллективным, чтобы человек различал, в каком случае он действует, исходя из собственной уникальности, а в каком он ведом коллективными процессами и мотивами. А связь между Эго и Самостью обретается не сразу, это постепенный процесс. И по мере его углубления человек обнаруживает, что его Эго становится всё более прозрачным и гибким, и всё чаще его посещают озарения со стороны Самости. 

Такой труд требует напряжённой внутренней работы, а она, в свою очередь, - некоторого дистанцирования, уединения и временного отречения от мира (не зря алхимики были затворниками), чтобы отправиться в путешествие по миру своей души и вернуться во внешний мир уже с сокровищем - философским камнем. Важно, чтобы этот путь был надёжно защищён от чужих влияний - внешних социальных нормативов, чужих советов и мнений, навязанных извне моделей мышления и поведения. 

Другой важной составляющей алхимического путешествия является таинство. Точно так же, как алхимики хранили свое знание от непосвящённых, в анализе важно, чтобы человек держал как внешние, так и внутренние границы, а не расплёскивал переживаемый им опыт соприкосновения с нуминозным, с архетипическим пластом психики. Тайный характер алхимических практик означал сохранение герметичности сосуда, без которой не сможет случиться нужная реакция. 

Применение всех этих метафор в психотерапевтическом процессе даёт клиенту возможность обрести в них опору и лучше понять, что именно происходит с его психикой в данный момент, какую стадию алхимической трансформации он переживает, какие трудности для неё характерны и как их преодолеть. Таким образом, опыт соприкосновения сознания и бессознательного превращается в яркий и динамичный процесс, подобный разворачивающему на арене театральному представлению, где каждое из действующих лиц выполняет важную функцию во внутреннем путешествии клиента к самому себе. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 8 8

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 5500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍