articles
Алхимия является древним искусством, которое когда-то помогало человеку понять, как устроен мир, какое место занять в нём и каким образом можно гармонизировать себя с миром. Несмотря на то, что для официальной науки она утратила своё значение, для современной психотерапии алхимия сохранила мистические и духовные смыслы, которые будут подробнее разобраны в данной статье. И, в первую очередь, эти смыслы состоят в том, что алхимия даёт очень удачные, тонкие и точные метафоры того, как устроена и работает психика человека, а также какие изменения она претерпевает в процессе анализа.
В "Mysterium coniunctionis" Юнг писал о значении алхимии следующее: "Вся алхимическая процедура может представлять процесс индивидуации с тем же успехом, с каким это делает индивидуация отдельного человека, но ни один индивид не обладает таким обилием и богатством образов, которые содержатся в алхимическом символизме. Эти образы создавались на протяжении веков, что заложило алхимическую парадигму. И именно в этом материале насущный опыт человека может занять соответствующее место". Юнг понимал алхимию в контексте терапии, но термин "терапия" использовался Юнгом в достаточно широком смысле, в своём древнегреческом значении "исцеления" или служения человеческой душе, что позволяло ему охватить смысл сакрального взаимодействия человека с собственной душой. А деятельность алхимика, с духовной точки зрения, и была связана со спасением души человека, а посредством неё - всего космоса. В этом смысле, особая ценность алхимии состоит в том, что её образы конкретизируют внутренние психические процессы человека, отражая структуру и динамику индивидуации. Алхимический символизм пробуждает бессознательное человека, благодаря чему человек обретает возможность выйти за пределы налично видимого и настроиться на особо тонкие интуиции и вибрации, позволяющие ему увидеть нечто новое и необычное, т.е., как сказал бы Кастанеда, "сместить точку сборки".
Алхимическое мировоззрение состоит в том, что посредством тонких нитей в мире всё связано со всем - верхнее с нижним, внешнее - с внутренним, микрокосм - с макрокосмом. Так, с точки зрения алхимика, небесные планеты и земные металлы соответствуют друг другу: Солнце - золоту, Венера - меди и т.д. Согласно Юнгу, архетипические образы в психике также нуждаются в определённых соответствиях, чтобы обрести земное воплощение - они ищут актуализации в опыте человека. Коллективное бессознательное стремится воплотиться в сознательном Эго. В образе архетипов с нами пытаются установить связь боги, и эта связь обретается человеком в поиске философского камня. В этом поиске человек, прежде всего, желает обрести подлинного себя, свою истинную Самость. Но Самость не может висеть в воздухе или просто плавать в коллективном бессознательном - она нуждается в опоре на Эго, чтобы быть воплощённой.
Центральной идеей алхимии является великое делание, т.е. священное дело поиска, которому предаётся алхимик. Этот поиск требует от него терпения, трудолюбия и усердия. В психотерапии этот процесс выступает в качестве метафоры поиска клиентом себя, своего внутреннего центра, растущих из собственной души смыслов и ориентиров. На этом пути человек рискует заблудиться один, поэтому ему нужна помощь другого - аналитика, который своевременно вернёт его психику в рамки сеттинга. Есть и опасность впасть в отчаяние, запутаться в сомнениях, сдаться и утратить отвагу. Чтобы преодолеть эти опасность, важно, чтобы между Эго и Самостью была прочная связь, т.е., чтобы индивидуальное в психике было прочно связано с коллективным, чтобы человек различал, в каком случае он действует, исходя из собственной уникальности, а в каком он ведом коллективными процессами и мотивами. А связь между Эго и Самостью обретается не сразу, это постепенный процесс. И по мере его углубления человек обнаруживает, что его Эго становится всё более прозрачным и гибким, и всё чаще его посещают озарения со стороны Самости.
Такой труд требует напряжённой внутренней работы, а она, в свою очередь, - некоторого дистанцирования, уединения и временного отречения от мира (не зря алхимики были затворниками), чтобы отправиться в путешествие по миру своей души и вернуться во внешний мир уже с сокровищем - философским камнем. Важно, чтобы этот путь был надёжно защищён от чужих влияний - внешних социальных нормативов, чужих советов и мнений, навязанных извне моделей мышления и поведения.
Другой важной составляющей алхимического путешествия является таинство. Точно так же, как алхимики хранили свое знание от непосвящённых, в анализе важно, чтобы человек держал как внешние, так и внутренние границы, а не расплёскивал переживаемый им опыт соприкосновения с нуминозным, с архетипическим пластом психики. Тайный характер алхимических практик означал сохранение герметичности сосуда, без которой не сможет случиться нужная реакция.
Применение всех этих метафор в психотерапевтическом процессе даёт клиенту возможность обрести в них опору и лучше понять, что именно происходит с его психикой в данный момент, какую стадию алхимической трансформации он переживает, какие трудности для неё характерны и как их преодолеть. Таким образом, опыт соприкосновения сознания и бессознательного превращается в яркий и динамичный процесс, подобный разворачивающему на арене театральному представлению, где каждое из действующих лиц выполняет важную функцию во внутреннем путешествии клиента к самому себе.