articles
Невзаимная любовь, одинокая игра.
Недожеванная песня с утра.
Не проснувшись — надо в путь и по улицам людным,
И опять день будет очень трудным.
Погружение в себя, и чем глубже, тем видней,
Что никогда не быть рядом с ней.
Розовый мрамор сна медленно плавится,
Я теряюсь в нём без конца.*
Безответная любовь часто переживается людьми трагично, поскольку она является и горем, и фрустрацией. Возникшее из глубин души стремление к другому человеку и близости с ним не нашло отклика, из-за чего надежды и чувства начинают постепенно отмирать. Возникшие потребности в контакте с этим человеком, общении с ним, его оценке и отклике не находят удовлетворения, что вызывает фрустрацию. Чем медленнее идёт процесс отмирания чувств, тем он мучительнее. А замедлять его могут личные проекции на другого человека и психологические защиты. Именно с такими проекциями и защитами предстоит разобраться на приёме у психолога, когда человек приносит подобный запрос.
Итак, в случае безответных чувств, прежде всего, важно ответить себе на вопрос: что именно притянуло меня в другом человеке? И ответ часто не лежит на поверхности. Если то, что он красивый, ведь много других красивых, и есть ещё красивее, так почему именно он? Аналогично и с интеллектом, и с другими качествами - всегда есть люди умнее, сильнее, успешнее и т.д., но почему-то психика выбирает кого-то одного. Вероятно, за безответным чувством стоит нечто более глубокое, чем притяжение по какому-то одному признаку. Нас восхищает в других уникальная совокупность качеств. И бессознательно притягивают нас те люди, внутренние конфликты которых созвучны нашим. У этих людей в чём-то могут быть похожие на наши семейные истории или комплексы, либо нас с ними волнуют одни и те же темы и проблемы. Взгляды на эти проблемы бывают противоположными, но сами волнующие темы объединяют. Из толпы мы выбираем тех, кто эмоционально и душевно созвучен нам. Влюблённость притягивает нас к созвучным людям с тем, чтобы мы могли обратиться к самим себе.
Если влюблённость обретает взаимность, контакт получает возможность состояться, и с человеком можно обсуждать волнующие темы, узнавать что-то новое о мире вокруг и себе. С ним можно дискутировать, вместе разрешать противоречия, в результате чего меняются оба - приходят к какому-то компромиссу и согласию. Однако, если взаимности нет, человек остаётся наедине со своими проблемными темами, которые и притянули его в ком-то другом. В этом случае, чтобы чувства были завершены, ему важно самому найти исток своих чувств и проработать стоящие за ними проблемы. Разрешение этих внутренних проблем требует времени, внимания и усилий. А неразделённые чувства причиняют человеку страдания прямо здесь и сейчас. Нередко в результате этих страданий он чувствует себя выжатым, и ресурсов на проработку своих проблем у него не остаётся.
Способов избавиться от причиняющих дискомфорт безответных чувств много. Например, можно попробовать разочароваться в человеке, найти в нём нечто отталкивающее и противное. Но тогда уйдёт возможность проработать стоящий за влюблённостью внутренний конфликт, и через некоторое время этот конфликт возникнет в жизни человека снова. Можно отрицать факт отсутствия взаимности, но тогда человек рискует столкнуться с серьёзными проблемами со своей психикой и адаптацией в обществе. Можно искать поддержку в окружающих людях и слушать похожие истории, но в этой стратегии есть риск утонуть в своих страданиях. Можно свободно прожить чувства, как бы порекомендовали гештальтисты, и это, действительно, освобождает, однако чувства не могут быть сведены к аффектам. С точки зрения юнгианской психологии, за ними стоит более глубокое психическое содержание, которое, конечно, можно отреагировать и обесточить, но гораздо полезнее в нём разобраться. Поэтому лучшим способом справиться с безответными чувствами является сублимация, их творческое преобразование.
Сублимация представляет собой один из самых зрелых и высших из доступных человеку механизмов психологической защиты. Он состоит в том, что любые чувства человека могут быть пропущены им через себя и трансформированы во что-то конструктивное. Например, в творческий продукт или полезную деятельность. Вдохновившись чувством любви, человек может писать стихи и рисовать картины. Аналогично и с другими чувствами. Вместо того, чтобы разъедать себя ненавистью или страхом, можно написать философский труд, песню или поэму. Сублимация предполагает, что человек не боится сталкиваться со своими чувствами и находит для них форму. Это может быть текст, музыка, скульптура или что угодно ещё, во что человек сможет вложить энергию своих чувств.
В терапевтическом контакте, к сожалению, многие люди склонны отказываться от сублимации по разным причинам. Некоторые говорят, что они не умеют профессионально писать или рисовать. Другие сомневаются в том, что это поможет. Третьи хотят облегчения здесь и сейчас, а символизация - процесс долгий и трудоёмкий. Отрицать, вытеснять, проецировать гораздо легче и привычнее, хотя с помощью этих механизмов проблема не решается, а возвращается вновь и вновь. Сублимация же подразумевает такое тонкое преобразование чувств, в результате которого они становятся воплощёнными, после чего необходимость в них отпадает. В самом процессе символизации разрешается та самая внутренняя проблема, которая привела человека к переживанию столь сильных чувств.
На самом деле, творческое преобразование чувств доступно каждому. Не обязательно для этого быть профессиональным музыкантом, писателем или поэтом. Творческое начало есть в каждом человеке, и каждый человек при желании может написать сказку или небольшой рассказ, представить себе некий образ или сочетание образов в движении в технике активного воображения. В конце концов, написать прощальное письмо своему возлюбленному в качестве техники освобождения от невзаимных чувств. Однако сублимация требует умения выдержать эти чувства и волевого усилия. Прежде, чем они будут трансформированы во что-то более тонкое, они должны быть удержаны внутри. А для этого нужен прочный внутренний контейнер - крепкое "эго" того, кто их переживает. Оно должно иметь границы и быть способным сохранять силу, удерживать в себе бушующие страсти, не расплёскивая их в пустом и бессмысленном отреагировании. Если таких границ нет, и "эго" размыто чувствами, в первую очередь, работа аналитика направлена на то, чтобы этот внутренний контейнер мог быть сформирован. И лишь затем можно перейти к творческому преобразованию.
* Текст в эпиграфе взят из песни Мары "Невзаимная любовь"