articles
В книге Нэнси Куоллз-Корбетт "Святая проститутка. Архетип вечной женственности" раскрывается такая тема, как противостояние между "чистым", но асексуальным восприятием женщины и "грязным", но сексуальным, которое характерно для тех культур, чье восприятие "чистого" и "грязного" раскололо сексуальность на две части. Книга посвящена преимущественно мужчинам, которые попадают в ловушку своего внутреннего конфликта, предпочитая выбирать "чистую" женщину для семьи и "грязную" - для реализации своей сексуальности. Чистота ассоциируется с невинностью, отсутствием или малым количеством сексуальных партнёров. Она возводит женщину к материнскому архетипу, а на влечение к матери есть архаичный запрет, табу. Соответственно, она выбирается мужчиной на роли матери - как для будущих детей, так и отчасти для него самого, если в семье патриархального типа она будет заниматься хозяйством (например, кормить его, как мать). Другие женщины воплощают собой сексуальность, они искушённые, раскрепощённые и открытые в проявлении своего сексуального интереса, что, с одной стороны, вызывает сексуальное возбуждение, с другой - не даёт сложиться проекции "матери". Партнёрства с ними могут быть затруднены, поскольку они независимы и прямы в своих пожеланиях. Выбирая "чистый" типаж для брака, мужчина одухотворяет подобную женщину, но при этом с ней он не может раскрыть свою сексуальность. И дело не только в отсутствии опыта и знания себя, но также в закрепощённости. Выбирая полюс "чистоты", женщина отрекается от собственной сексуальности, в связи с чем вернуть с этой сексуальностью связь бывает затруднительно даже на приёме у сексолога. Разрыв связи между сексуальностью и личностью и окрас свободной сексуальности чувством стыда возникает ещё в раннем детстве под влиянием воспитания и культуры. В дальнейшем наладить с такой женщиной сексуальную жизнь будет трудно, поскольку, во-первых, она будет всячески этому препятствовать, а во-вторых, её восприятие как "святой" будет мешать этому процессу. Святую нельзя хотеть, её нельзя "пачкать". Поэтому для реализации сексуальности мужчина может начать изменять - именно с теми, которых он считает "грязными", но которые более раскрепощены, открыты, в большей степени воспринимаются не как "небесные", а как "земные", и с ними можно, с ними нет запрета, но к ним нет уважения. Подобный конфликт описан в книге, как характерный для мужчин, но в то же время он может встречаться и у женщин. Когда, например, женщине важно выбрать мужчину, который был бы ближе к архетипу "святого", чем "охотника" или "мачо". Два этих типажа мужественности описаны у антрополога И.С. Кона. "Святой" - тихий, спокойный, и его сила в отречении, в преодолении страстей и контроле над ними, в аскезе. Он отрешённый, его слабо волнуют перипетии земного мира и что-либо материальное. Он делает ставку на интеллект, а не тело. "Мачо" реализуется на земле и представляет собой земную фигуру. Выбирая "святого", женщина точно так же отказывается от реализации сексуальности с ним, как и мужчина, выбирая "святую". "Святому" мужчине интересно духовное, а не земное. В сфере сексуальности он закрепощён, подавлен и не считает её значимой. И как бы он ни старался, как бы ни оттачивал технику, на уровне контакта он остаётся безучастным, ему интереснее небо и звёзды. А, поскольку отщеплённая от брака сексуальность остаётся значимой сферой для многих людей, и они не очень согласны на жизнь без секса, сексуальность начинает искать себе выход в других любовных увлечениях, что создаёт угрозу для брака. Таким образом, причиной часто возникающих в браке сексуальных проблем является расщепление психики. "Святость" отщепляется от "сексуальности", они становятся противоположностями вместо того, чтобы сосуществовать в одном человеке и в одном союзе. Сексуальность выносится в Тень "святости", её сила крепчает, а, будучи неосознанной, она хуже поддаётся контролю. Отсюда идёт причина измен по типу "так вышло", "случайно получилось" и т.д. Нэнси Куоллз-Корбетт в своей книге приводит примеры культур и обычаев, в которых нет расщепления между святостью и сексуальностью, а сама сексуальность содержит в себе священное. Например, храмовое жречество или тантрические практики. В них сексуальность служит духовности, сексуальность и духовность не противоречат друг другу, а реализуются совместно, что позволяет снять внутренний конфликт и достичь целостности в одном союзе вместо того, чтобы отщеплять сексуальность и выносить её куда-то вовне. Резюмируя, можно отметить, что, пока человек находится в плену данного конфликта и считает сексуальность "грязной", выбирая "чистоту", он вынужден не выбирать сексуальность. И, выбирая сексуальность, он не выбирает чистоту. Если в отношениях для него важно и духовное, и физическое, в результате такого внутреннего конфликта одна из составляющих отсекается, что вызывает последующую неудовлетворённость выбором и стремление компенсировать недостающее. Только соединив эти противоположности, он сможет целостно переживать душевно-духовное чувство и сексуальное влечение одновременно. Вопрос того, что именно и зачем выбирать, остаётся на усмотрение каждого. Внутренний конфликт может быть интегрирован и разрешён, а может так и остаться конфликтом. Однако при этом важно осознавать психологические механизмы, которые стоят за каждым выбором, чтобы этот выбор делался сознательно и ответственно. |