articles
Балинтовские группы – это метод групповой тренинговой исследовательской работы.
Центральный объект исследования в Балинтовской группе – отношения врач – пациент, медсестра – пациент, психолог – клиент, адвокат-клиент, педагог - ученик и т.д.
Созданы изначально эти группы были для врачей общего профиля знаменитой Тэвистокской клиники в Лондоне В своей классической, работе «Доктор, его пациент и болезнь», Михаэль Балинт изложил основные принципы проведения этих встреч и его имя закрепилось за такими группами.
Почему появился этот метод?
Дело в том, что специалисты помогающих профессий со временем научаются даже тем психологическим защитам, которых не было изначально. Причиной этому является то количество боли и негатива, которое им приходится перерабатывать в процессе совей профессиональной деятельности. Поэтому без защит работать становится просто невозможно.
Отдавая свое участие и внимание пациентам-клиентам-ученикам, специалисты «перерабатывают» чувства людей, приходящих к ним за помощью. Но со временем переживания и неотреагированные чувства, возникшие в профессиональных отношениях, могут влиять на личную жизнь специалиста и способствуют его профессиональному выгоранию. Работа начинает выполняться формально, поток клиентов может истощаться. И все это связано с тем, что в помогающих профессиях специалист «работает собой». Люди начинают чувствовать, что психологический контейнер того, кто с ними работает переполнен.
Балинтовская группа помогает увеличить емкость психологического контейнера и открыть доступ к своим собственным чувствам. Участие в такой группе является страховкой от профессионального выгорания и залогом эмоционального благополучия специалиста. Это средство психогигиены профилактики.
Принципы формирования Балинтовской группы:
- добровольная основа объединения специалистов помогающих профессий: психологов, врачей, медсестер, адвокатов, воспитателей, репетиторов, педагогов;
- гибкость мышления через пересмотр стереотипов в своей работе, возможности увидеть свои «слепые зоны»;
- заинтересованность в коллегиальной взаимопомощи;
- готовность работать для группы по принципу «я тебе, ты мне»
Состав группы и ее формирование
Рекомендуемый количественный состав группы от 6 до 15 человек, работающих в разных сферах помогающей деятельности, не связанных служебно-иерархическими отношениями. Так, например, если вы работаете в одной клинике, психологическом центре или учебном заведении, то коллеги одного уровня функционала могут быть в одной группе, а вот начальники и подчинённые нет. Иными словами, врачи, педагоги, психологи могут быть в одной группе. А вот врачи и его начальник отделения, хоть он и является тоже практикующим врачом не могут посещать одну группу. Это сделано для того, чтобы люди могли свободно выражать свое мнение, рассказывать о своих трудностях, не думая о том, что их могут оценивать вышестоящие другие. Правило безоценочности – одно из основных при проведении Балинтовской группы.
Во избежание недоразумений и соблюдения правил работы группы проводится предварительное собеседование, благодаря которому руководитель имеет возможность формировать безопасное пространство группы уже на стадии набора участников.
Особый интерес представляют группы, где есть представители разных помогающих практик. То есть где есть врачи, педагоги, психологи и представители других профессий в сфере человек-человек. Это связано с тем, что каждый представитель разнящихся между собой помогающих профессий имеет возможность оказать неоценимую услугу высказав свою точку зрения на ситуацию. Почему это так?
В издательской деятельности существует понятие «замыленный» взгляд. Это когда специалист работает с текстом и в силу просто человеческого фактора может не заметить то, что видит человек со свежим взглядом, читающим этот текст впервые. В этом же ключе и пословица «утро вечера мудренее», словосочетание «дать отлежаться», поговорка «мне надо с этим переспать». И все это ради того, чтобы увидеть то, что не замечал раньше, принять решение, которое было невозможным.
Такую же роль свежего взгляда играют и представители разных помогающих профессий друг для друга. Причем это происходит без специальных усилий, а благодаря опыту отличной от других участников профессии.
Однако такие группы подбираются с трудом в силу неуверенности и ложных мифов, например, о том, что «психологи всех видят насквозь». Педагоги и врачи могут сказать, ну нет, здесь все психологи, мне здесь делать нечего. И этой мыслью перечеркнуть свои возможности узнать много нового и одновременно лишить других участников своего профессионального и жизненного опыта, который ни один из участников без вас, если не приобрести, то хотя бы и прикоснуться, не сможет.
Чтобы каждому в группе независимо от профессиональной принадлежности было безопасно, существуют правила высказывания в группе. И этому тоже учатся участники, что существенно расширяет возможности коммуникаций, как профессиональных, так и личных.
Подробнее о целях и правилах работы группы в других выпусках.