articles
Целостность – это и радость, и печаль. Это, когда внутреннее не важнее, чем внешнее, а внешнее не важнее, чем внутреннее. Ничто не игнорируется, ничто не опускается, как ненужное.
На психотерапии клиенты часто сталкиваются со своими разрозненными внутренними частями. Это, если проще описать, противоречивые желания: с одной стороны хочется чего-то, а с другой не хочется. Бывают, даже и не осознает внутреннего напряжения, внутреннего стресса, но, как только сталкиваются со своей целостностью, могут сравнить – как это быть разобщенным, и как быть целостным. Наиболее остро мы чувствуем себя разобщенными в стрессовых, сложных жизненных ситуациях, в такие моменты мы становимся одержимы гневом, наполнены до краев грустью. Точно также в моменты радости человек может оказаться переполненным счастьем и цельным! И очень больно и неприятно, когда кто-то нарушает нашу целостность – неаккуратным словом и действием.
Когда ко мне приходят клиенты, я считаю, что слово «исцеление», хотя и создает мистический ореол, ничуть не лишнее в психотерапии. У того, кто становится целым, больше возможностей стать сильнее, крепче, устойчивее в жизни, хотя бы потому, что он включает и радость, и печаль, и принимает и то, и то. Кстати, тут следует различать «тотальность» и «целостность», потому что тотальность касается и сложных чувств, мы можем тотально быть в гневе или тотально проживать боль. Важно заметить, что иногда и таким образом мы можем почувствовать себя более цельными – в гневе, боли, печали, разочаровании. В таком чувстве можно коснуться большей глубины души, и поплакать, и подумать над новыми смыслами и над ценностями. Получается, затрагиваются все уровни: ментальный, эмоциональный, физический.
Цельность – это когда ничего не потеряно и, в общем, это обратная сторона потери. Бывает, человек теряет близкого, бывает, теряет работу, а бывает, теряет надежду…
Каким образом терапевт отвечает на разобщенность? Для всех направлений, для всех терапевтов, даже работающих с фрустрацией (то есть с намеренным безразличием) одно из самых важных инструментов в работе – это принятие клиента с его проблемами. Наверное, это – ответ принятия.
И последнее…
Можешь вспомнить, когда ты маленький, бежишь по комнате и прыгаешь на колени своего отца. А потом сидишь так долго. Вот это она и есть.