к началу статьи...Феномен бессознательногоЧто должен знать пациент, который идет на сеанс к практикующему психологу? Прежде всего то, что у каждого из нас есть бессознательное... Это кажется банальностью, однако многие трудности клинического психоанализа начинаются именно с этого. Пациент может иметь абстрактное знание о том, что Фрейд исследовал бессознательное. Однако это общее представление плохо входит в сознание современного, особенно российского человека...
Мы живем внутри рационалистической традиции. Латинское слово ratio означает «разум». Еще в античной Греции родилось представление о том, что именно сознание выделяет человека и животного царства. Homo sapiens — это «человек разумный». Однако людям восточной, например африканской, культуры такое представление показалось бы странным. Как утверждает африканский ученый Леопольд Сенгор, огромное значение для африканцев имеет пластика тела, выразительность жеста. Общаясь друг с другом, люди этой культуры обмениваются не мыслями, а эмоциями. Меньше всего они считают разум главным достоянием своей культуры.
Но в Европе культура развивалась собственным путем. От века к веку шлифовался культ сознания, соразмерности, гармонии. Немецкий философ Фридрих Ницше, анализируя античную культуру, важнейший ее пласт связывал с богом Аполлоном. А ведь это олицетворение разума, рассудочности, упорядоченности. Аполлоническая традиция — живой нерв западной культуры.
Немецкий социолог Макс Вебер, сравнивая различные религиозные традиции, обнаружил интересную подробность. Допустим, буддийский монах уходит в отшельники. Он удаляется в пещеру и ведет там аскетический образ жизни. Его поведение во многом спонтанно. Он, разумеется, соблюдает ритуалы, молится. Однако в его поведении нет четкой регламентации. Он свободен от детальной прикованности к предустановленному порядку.
Иное дело, по словам Вебера, поведение средневекового отшельника. Хотя он и живет в скиту, но обязан четко выполнять предписанные правила, следовать деспотичной традиции. Таково веление европейской культуры. Именно в Европе родился феномен техники, возникла научно-техническая революция, информатика. «Рациональность — это судьба европейской культуры», - писал Вебер.
Рассудочность постоянно теснит наше бессознательное. Мы стараемся всегда активизировать наш разум. Поэтому в повседневной жизни невольно гоним от себя мысль о том, что у нас есть бессознательное. Наше сознание методично, размеренно. Я рассказываю своим студентам, как трудно психологу прорваться к бессознательному, как рассудок постоянно накладывает свои путы на нашу психику. Я прошу студентов написать о своем первом сексуальном опыте. Речь, разумеется, не идет только о сексуальном контакте. Важно вспомнить, когда тому или иному человеку впервые открылась тайна пола, какие впечатления вынес он из этой тайны.
Но тут поднимается моя слушательница и говорит:
— Какого объема должно быть предложенное сочинение, через какие интервалы, где разместить библиографию? Понятное дело, я пытаюсь отшутиться:
— Каков объем сексуального опыта, таков и объем сочинения... Почему рядовой пациент больше склонен получить психологическую, нежели психоаналитическую консультацию? Потому что у него нет навыка работы с бессознательным... Разве это необходимо? Конечно! Ведь бессознательное — это часть вашего «Я», уникальная часть вашей психики, которая во многом определяет ваши поступки и мысли. Оно постоянно заявляет о себе, прорывается в сновидениях, в речевых обмолвках, в ночных кошмарах, в присущих вам комплексах. Но нам мнится: у нас есть надежный поводырь — разум. Ему-то и надо довериться...
* * *
Потребность психологической консультации сегодня огромна. В нашей стране возрождается утраченная традиция психологического целительства. Многие люди оказываются заложниками собственных неврозов. Эти психологические расстройства люди вполне резонно воспринимают как часть своей личности. Они уже привыкли к собственным отклонениям и привыкли жить в невротической сбалансированности и всякое целительство оценивают как вмешательство в собственную личность. Психотерапевт обладает различными средствами психологической и психоаналитической консультации. Многие проблемы, которые мешают людям ощущать радость, коренятся в бессознательном.
УПРАЖНЕНИЯУпражнение 1. Разговор с близким человекомСядьте прямо. Положите руки на колени. Закройте глаза. Дышите ровно, спокойно. Прислушайтесь к ритму сердца. Подумайте о том, кто сегодня является для вас самым близким человеком, которому вы хотели бы доверить свои сердечные тайны. Возможно, это кто-то из ваших родителей, муж или жена или кто-нибудь, кого уже нет в живых. Мысленно усадите этого человека напротив себя. Сейчас подумайте, не затруднялись ли вы в своем выборе. Возможно, вы вначале имели в виду другого человека, но затем изменили решение. Почему так получилось?
Взгляните на близкого и родного вам человека. Что связывает вас с ним — любовь, кровное родство, духовная близость? Начните говорить ему о том, почему вы считаете его родным и близким. Не ограничивайтесь общими фразами или наспех выраженными эмоциями. Рассказывайте обстоятельно, вспоминая обстоятельства, когда обнаружилась или закрепилась ваша близость. Объясните близкому человеку, чем он вам близок.
Теперь так же подробно вспомните, что мешало вашей близости. Были ли у вас моменты непонимания друг друга? Расскажите близкому человеку о ваших обидах, о том, что могло сложиться иначе, если бы он правильно понял вас. Что может сказать вам в ответ близкий человек? Согласны ли вы с ним?
Сейчас близкий вам человек поднимается с кресла и оказывается в дверях. Он поворачивается к вам и машет вам рукой. Попрощайтесь с ним.
Упражнение 2. Отрывок из дневника пациентки: «Мой первый сексуальный опыт»Сядьте прямо. Положите руки перед собой. Закройте глаза. Слушайте музыку. В душе рождается поток воспоминаний. Вы отчетливо видите перед глазами картины детства. Когда вы осознали тайну пола? Какое событие в детстве поразило ваше воображение? Вызвало приятные или неприятные ощущения?
Мне 4 года. Я очень привязана к маме. Моя кроватка подвигается на ночь к кроватке родителей. Мама всю ночь должна держать меня за руку, чтобы я могла спать. Сегодня выходной день, родители, оставив меня на тетю и дядю, ушли в гости. Уже вечер, меня укладывают спать. Тетя (мамина сестра) знает, что я «необычный» ребенок. Она уговаривает меня, я тихо плачу, взяла мамин халат, от него пахнет мамой, я прижимаю его к себе. Мамин запах делает мою тоску невыносимой...
Наконец я уже в родительской постели. Тетя зовет своего мужа, он красивый и спокойный молодой человек. Они недавно поженились, и у них еще нет детей. Дядя, безусловно, нравится мне, пожалуй, тетя права, при нем неудобно плакать. Да к тому же его спокойный голос, «мягкие» манеры всегда умиротворяют меня.
Мы остаемся вдвоем, я прошу не гасить свет, но он без труда убеждает меня, что будет держать за руку, как мама. Свет погашен. Мне грустно и неуютно. Сон ко мне не идет. Дядя сидит рядом с кроваткой на стуле. Кручусь и вздыхаю. Вдруг я ощущаю, что дядина рука просовывается под одеяло. Она поднимает мою ночную рубашку, под которой, конечно же, ничего нет... Дядина рука начинает медленно ласкать меня, гладит живот, опускается еще ниже, раздвигает мои ножки, продолжая ласкать. Меня охватывает шок. Мне щекотно и гадко, ужас сковал мое детское тельце, не могу пошевелиться. Не могу даже дышать. Мне хочется кричать, сбросить его противную руку, но она настойчиво продолжает свои ласки. В голове, как колокол, звучит одна и та же фраза: «Я уже сплю, уходи, уходи скорей!» Я больше этого не вынесу...
ВНИМАНИЕ! Объяляется набор на авторский курс по Психоанализу ( Глубинная психология ) П.С. Гуревича.
Гуревич П.С. Российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН. Специалист по философской антропологии, современной западной философии, философии культуры, клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии. Практикующий сертифицированный психоаналитик. Исследователь нетрадиционных религий и культов. Автор книг по психоанализу.
Возможность получить сертификат или государственный диплом с правом работать по специальности.