Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Депрессия и реальность



 

 

 Всем нам свойственно переживать депрессивные состояния, время от времени. Разочарования и потери естественным образом переживаются негативно и сопровождаются снижением настроения, неспособностью  радоваться, пессимистическими мыслями. Однако, некоторые из нас переживают депрессию легко и скоротечно, другие погружаются в неё с головой. От чего зависит то, как человек реагирует на утрату, и как депрессия связана с качеством мышления и реальностью?

 Благодаря Мелани Кляйн нам стало известно о доэдипальных этапах развития психики ребенка. Она выделила параноидно-шизоидную позицию в которой мать воспринимается фрагментарно и двойственно (хорошая и плохая грудь) и депрессивную позицию в которой преодолевается расщепленность материнского объекта и (при нормальном развитии) хорошая грудь интегрирует в себя грудь плохую, возникает целостный материнский объект. Так можно представить себе, что на параноидно-шизоидной позиции существует две разных матери: одна абсолютно хорошая (не фрустрирующая), и другая абсолютно плохая (не удовлетворяющая). При этом, первая абсолютно любима необходима и притягивается, а другая уничтожается криком без всякой пощады. Если хорошая грудь достаточна представлена и стабильна, возникает возможность для синтеза, в котором хорошая грудь инкорпорирует грудь плохую.

То есть, условием возникновения целостного материнского объекта является позитивный опыт отношений с матерью, хороший настолько, чтобы можно было ей простить, и включить в её состав, некоторое несовершенство, разочарование. Если же мать плоха, то атака на мать слишком опасна, т.к. это грозит не только уничтожением плохой груди, но и нанесением повреждений груди хорошей, поэтому, ради сохранения хорошей груди агрессия перенаправляется на себя, вслед за плохой грудью, а мать соответственно идеализируется (так детям характерно оправдание матери, которая о них плохо заботится, "это я сам плохой поэтому она расстраивается, пьет и бьёт меня"; всё ради сохранения хорошей груди, даже ценой превращения себя в отброс. Зачастую матери поддерживают это высказываниями типа "Ты испортила мне всю жизнь, если бы не ты я была бы счастлива!" ).

 В дальнейшем, то как пройдена депрессивная стадия определит возможность прохождения Эдипова комплекса, и, что немаловажно, определит когнитивные способности индивида. Если параноидно-шизоидное расщепление не преодолевается достаточно успешно в депрессивной позиции, что связано с утратой хорошей грудью своей "божественности" "целомудренности" "чистоты" (картины кормящей матери, Марии), и переживается как потеря "сокровенного", то в психике остаются психические компоненты, не имеющие возможности стать включенными в работу принципа "реальности" и остаются, по словам Фрейда, в "резервациях" полностью подчиненные принципу удовольствия. Если содержанием мышления не выступают целостные объекты (а не только хорошие и только плохие), то исчезает возможность диалектического разделения на сознание и материю, возможность отделения психического от физического.

 Нецелостные объекты оказываются смешаны в магическом мышлении с вещами, и, как следствие, признается возможным воздействие на предметы силой мысли (Крик уничтожает плохую грудь и ожидается хорошая. Н-р, жена пилит мужа за отсутствие шубы, не желая знать о реальной ситуации в которой тот находится. Это и есть господство принципа удовольствия над принципом реальности). С другой стороны, материальность мысли обеспечивает симптомы, в крайних проявлениях которых человек приобретает убеждение, что в нем находится некий плохой материальный объект (н-р опухоль в голове, или в животе, или под кожей, или в волосах), который следует удалить механически.

Стоит ли говорить, как это отражается на когнитивных процессах, в которых господствует расщепление на хорошее и плохое, при этом хорошее всегда сохраняется от потери его совершенства, всеми силами, ритуалами и обрядами подавляется и изгоняется плохое. Отрицается возможность синтеза мыслимого объекта и противопоставление мыслимого реальному. В плане отношений ведется поиск несуществующего идеального партнера (н-р, все мужики сволочи) и несуществующих в реальности идеальных отношений. Невозможность обнаружить идеал в объективном мире толкает на наркотизацию и бегство в иллюзии, вплоть до деперсонализации.

 Но самое важное это то, что подлинное Я никогда не соответствует идеалу, а значит Я приобретает характеристику плохой груди, уничтожается, подавляется и вытесняется (режется лезвиями, наказывается, выбрасывается, аскетически нивелируется, подвергается пластическим операциям, изнуряется тренировками и т.д.). На уровне массовой психологии утопия может стать основанием для беспощадной эксплуатации (коммунизм и реальность, религия и holy war). Последствия  тотальны и представлены на всех уровнях психической жизни индивида и человеческих сообществ.

 Таким образом можно сказать, что способность к мышлению, как и к объектным отношениям, есть результат не завершающегося всю жизнь (хотя ширина основания этой способности закладывается в очень ранних отношениях с матерью) процесса синтеза представлений хорошего и плохого, добра и зла, связанного с переживанием утраты сокровенных иллюзий, возвышенных мечтаний, любимых людей и представлений о их бессмертии; через боль и депрессию навстречу реальности.

Плоды депрессии это потерянные идеалы, но в тоже время, приобретения подлинные, хотя и скромные (н-р, высокие идеалы медицины и мечты молодых врачей о спасении страждущих и преодолении смерти, разбиваются о рутину, компенсируются чёрным юмором и алкоголизацией. Тем не менее, их помощь конкретна и ощутима, за неё они получают шоколадки, жалования и грамоты.)

Депрессия это всегда скорбный урок, который преподносит нам сама реальность, лишая нас драгоценных иллюзий и заблуждений. Это предельно строгий учитель, отрицая требования которого мы остаемся в дураках, страдая только лишь затем, чтобы удержать то, чего уже давно нет - наш "потерянный рай".






Об авторе статьи

`
Леонов Илья Николаевич

Рейтинг психолога: 4 4

Леонов Илья Николаевич

Психоаналитик
Город: Санкт-Петербург
  •   Депрессия
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции
  •   Отношения
  •   Кризисы и травмы
  •   Дети
  •   Вопросы психологии


Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Гурова Елена Владимировна
Консультация по Skype

Гурова Елена

Психолог, коуч, тренер - использую гештальт, когнитивно-поведенческую психологию,...
Психолог Майбах Елена

Майбах Елена

Основатель и руководитель центра системных расстановок ReStart, психолог, Мастер Рейки, ...
Психолог Репина Кристина Алексеевна

Репина Кристина

Детский психолог
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Войтишина Марина Валерьевна

Войтишина Марина

Психолог терапевтических групп онлайн и в г. Санкт-Петербург. Системно-семейный психолог,...
Психолог Евстратова Полина Ивановна
Консультация по Skype

Евстратова Полина

Практикующий психолог, сертифицированный консультант в методе Позитивная психотерапия




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍