articles
В психологической практике специалисты, работающие с детьми, часто сталкиваются с нарушениями эмоционального развития.
Чаще всего причинами этих нарушений бывает не сам ребенок, а влияние той среды, в которой он развивается. К ним относится и домашняя обстановка, и школа, и социальная атмосфера.
Что касается социальной атмосферы, то тут стоит обратить внимание не столько на длительность пребывания ребенка в ней, сколько на силу воздействия, которую она оказывает на психическое состояние ребенка.
А также важно учитывать уровень психического погружения самого ребенка.
Диагностика эмоциональных нарушений должна осуществляться комплексно при участии специалистов психологов, психотерапевтов, психиатров с обязательной консультацией у учителей и родителей либо лиц, их заменяющих.
Многочисленные исследования, которые проводились и продолжают проводиться в настоящее время, показывают:
эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые встречаются довольно часто, в большинстве случаев носят временный характер и составляют неотъемлемую часть нормального процесса психического развития.
В таких ситуациях не стоит спешить с походом к врачу, вполне достаточно будет работы с психологом. Работа может проводиться как индивидуально, так и в группе.
К сожалению, у некоторых детей действительно наблюдается искажение нормального психического развития, в очень запущенных случаях приходится прибегать к медикаментозному вмешательству, а это значит, что поход к психиатру неизбежен.
При работе с детьми, у которых имеются отклонения в поведении, также необходимо обратить внимание на то, что происходит непосредственно в самой семье.
Важно кто привел ребенка на консультацию, часто отклонения в поведении ребенка используют как повод для обращения к психологу или психиатру. В подобных случаях эмоциональное состояние не является значимым для родителей в принципе, ребенок - это «входной билет» к специалисту и не более. Ребенок всегда выступает лакмусовой бумажкой внутрисемейных отношений.
Безусловно, есть случаи, когда помощь необходима действительно самому ребенку. Но также поход к специалисту может служить одноразовой разрядкой негативной энергии, скопившейся во всей семье, и тогда ребенок играет роль «выпускного клапана». К сожалению, это еще один признак того, что в этой семье мало кому есть дело до самого ребенка.
При устойчивой трансляции ребенку «нездоровости» близкими людьми, одноклассниками, учителями в школе, у многих детей наблюдались проявления симптомов. Проявления эти в большинстве своем бессознательны, но происходят именно тогда, когда в этом «нуждается» вся семья или кто-то из ее членов, или социальное окружение.
Психика ребенка очень подвижна, она находится в постоянном развитии. В тех случаях, когда ребенка используют для удовлетворения собственных потребностей, психика запоминает и воспринимает такой способ функционирования как наиболее лучший и надежный, а порой и единственный. Будучи взрослыми и не имея эмоциональных отклонений, такие люди продолжают вести себя согласно ранее сформировавшемуся сценарию даже в тех случаях, когда они попадают в психически более здоровую атмосферу.
Детская психика на различных стадиях своего развития подвержена переживанию эмоциональных всплесков и разного рода стрессов. При достаточном количестве обратной связи происходит нормальное развитие и формирование психики. В таком случае во взрослом состоянии мы имеем здоровую личность, способную не только качественно функционировать в социуме, но и воспитывать психически здоровых детей.
Если так случилось, что у ребенка обнаружилось достаточное количество симптомов для диагностирования заболевания, специалист обязательно должен обратить внимание на всю семейную историю. Отследить, насколько это возможно, максимально и отцовскую, и материнскую линии. В истории возникновения и развития болезненных состояний необходимо наблюдать за ребенком и выделять не только те факторы, которые являются их первопричиной, но и те факторы, которые запускают сам процесс и которые способствуют сохранению эмоциональной нестабильности.
Различные психические заболевания не диагностируются до определенного возраста. И даже если поставили предварительный диагноз, стоит через определенное время (проконсультируйтесь с лечащим врачом) повторять диагностику. Это обусловлено тем, что детская психика находится в стадии развития, диагноз может быть поставлен не точно. Возможно, в процессе правильно проведенной терапии болезнь ушла в ремиссию. И есть надежда, что при правильном режиме дня, питания, соответствующей атмосфере болезнь будет находиться в состоянии ремиссии всю жизнь.
Для ребенка травматично направление к психологу, не говоря уже о психиатре. Да, ребенок, к сожалению, как и большинство взрослых, не всегда понимает разницу между психологом и психиатром. Но, придя в учреждение, где много людей в белых халатах, даже здоровому человеку становится не по себе. Поэтому, если у Вас возникла потребность обратиться к специалисту в белом халате, обыграйте этот поход согласно возрасту ребенка.
И самое главное - не бойтесь сами и не пугайте заранее ребенка, если у Вас возникла потребность обратиться к психиатру. Ведь психика ребенка очень подвижна, и чем раньше Вы поймете, что с ним происходит, и начнете работать над проблемой, тем успешнее будет результат Вашей совместной работы. Будьте здоровы и берегите своих детей!