Наш разговор посвящен связи тела, мечты и души. Важность всех этих составляющих для гармоничной жизни осознается все больше и больше. Как реализуется наша душа в мечтах через тело мы и попробуем выяснить.
Что такое наши мечты?
Мечта – это то, что рождается в нашем воображении, представляется нам, порой, заведомо несбыточное, но очень притягательное. Нечто такое, «волшебно-ароматное», что нам хотелось бы иметь. Или осуществить. К чему мы неосознанно либо осознанно стремимся, либо, в силу осознавания ее (мечты) несбыточности, мечтаем с грустью. Мечта может стать целью жизни, и часто она реализуется как «цель жизни». Но …никакие мечты не рождаются в отрыве от реальности, более того, они либо подтверждают, либо опровергают реальность. Все великие гуманисты, революционеры и ученые чутко реагировали своими мечтами именно на реальность, стремясь ее как-то видоизменить. Обычный, не «великий» в своих намерениях, человек, тоже мечтает. И в формировании его мечты также принимает участие реальность в лице социума (начиная с семьи) и мира. Мне представляется, что говорить о мечте в широком понимании, здесь нет смысла, но стоит остановиться на тех вариантах «мечты», которые как-то связаны с «шаблонами» социума. Поскольку именно привнесенные извне шаблоны мечты «ложатся» на наше конкретное тело и на то, что мы носим в нем – на душу, которая совмещена с этим телом (я не решусь сказать, что душа «живет в теле», или «вокруг тела», или «над телом»; это достаточно сложный вопрос, скорее, мистического порядка).
Наши мечты ведут нас по жизни и как-то связаны с нашим телом?
Уверена, что так. Во-первых, потому что любой человек – это, прежде всего, индивидуальность в конкретном теле. Во-вторых, потому, что «вести» человека невозможно в отрыве от его тела, его телесных импульсов, движений и переживаний. Можно «вести» только человека телесного, даже (и тем более!) если речь идет о духовном «ведении». Когда же речь идет о том, что наши мечты нас ведут по жизни, то, конечно же, подразумевается, что мы будем совершать некие телесные движения, дабы их осуществить. Ведь, посмотрите, формируются наши мечты не столько нами, сколько социумом, начиная с родителей и заканчивая событиями, которые происходят в мире. Мечта часто складывается умозрительно и бывает часто обусловлена тем, что нам преподносит социум в виде готовых шаблонов мечты. Яркий пример – американская мечта. Возникнув естественным путем, она была довольно быстро превращена в шаблон, по которому выстраивает свою жизнь большинство американцев. У нас сейчас формируется подобная «мечта», и, когда она слепится, ее утвердят, для того, чтобы людям было бы к чему стремиться. Эдакая «усредненная» мечта.
Как связано наше тело и формирование мечты окружающим?
Я полагаю, что когда мы воспринимаем готовые шаблоны вариантов мечты, то мы, как бы, примеряем их на свое телесное существование, соизмеряем с нашим телом. Это означает, что мы проверяем их на ощущение. Насколько нам приятна или неприятна эта мечта, насколько комфортные или не комфортные ощущения вызывают мысли о ней. Насколько комфортные или не комфортные чувства вызываются ощущениями и мыслями о ней.
Важно реализовать мечту через тело?
А как же еще можно? Каждый из нас получает от матери и отца вполне определенное тело, обусловленное наследственностью. Мы ведь не получаем тело другого человека! получаем только то тело, которое можно получить, родившись в этой семье в это время. И, поскольку, мы рождаемся в нашем теле, то реализация нашей мечты может осуществляться только в этом конкретном теле. И никак по-другому.
То есть мы, как бы, одеваем на себя эти мечты через тело?
Да. Мечта обязательно проходит «телесный контроль». Мечта – это нечто такое, что обязательно должно вызвать комфортное, именно комфортное переживание, ощущение удовольствия. Если нам мечта, шаблон мечты, доставляет некое удовольствие, комфорт, то мы предполагаем, что нам эта мечта подходит. Такой механизм связан, прежде всего, с тем, что мы очень активно фантазируем и мечтаем в детстве, а в детстве доминирует сфера ощущений. Мечтание в детстве – это первая «проба пера» в целеполагании и достижении своего идеала. А мечтаем мы на «материале», который поступает к нам извне – из общества и мира. Для кого-то мечтой (следовательно, идеалом) в детстве будет кукла Барби, а для кого-то – битвы, сражения, путешествия, подвиги. Кому-то комфортно от переживания настоящего приключения, а кому-то – от представления себя высокопоставленным чиновником.
Как связывается мечта человека с представлениями его семьи и окружающих?
Самым непосредственным образом, но по-разному. Я думаю, что мечта может складываться «по наследству», то есть в контексте ценностей дедов и отцов. К примеру, у дедушки была мечта иметь скромный уголок для сапожного дела, а у внука мечта иметь фабрику, производящую красивую обувь. А может складываться «назло» семейным традициям, в том случае, если ребенок не испытывает комфорта от ценностей семьи (из чиновничьей семьи – в путешественники). И, третий вариант, мечта может не иметь ничего общего с семейными традициями и находиться в ином ценностном векторе, ни параллельно, ни перпендикулярно. В любом случае, я думаю, что мечта социально обусловлена, и может, как приводить человека на его путь, так и отклонять его от генерального пути жизни на боковые и малозначимые дорожки.
То есть мечты связаны с предназначением человека. Как узнать к чему человек предназначен?
Я бы сказала, что, прежде всего, мечты связаны с предрасположенностью, которая может стать основой предназначения. Поэтому, от того, насколько культурны родители и внимательны к способностям ребенка, насколько они распознают, к чему он предрасположен, зависит в огромной степени его самореализация. Потому что, на самом деле узнать, к чему мы предрасположены, с одной стороны, очень сложно, а с другой, среди нас не очень много людей, размышляющих на тему того, что есть человек по сути. И уж, тем более, не многие понимают, что человек есть сочетание трудно-сочетаемого, материального и духовного. Ведь тело может хотеть одного, а дух может хотеть другого! Поэтому, мне представляется, что первоочередной задачей родителей является отслеживание тех натуральных способностей, подчеркиваю, натуральных способностей ребенка, которыми он обладает. Не возьмусь говорить в пропорциях, но по клиническому и личному опыту знаю, что чудовищное количество людей живет не свою жизнь. Они могли бы жить по-другому, если бы были воспитаны в соответствии со своими природными, генетическими, задатками. Иными словами, если бы развивались те качества, к которым предрасположен ребенок, то мы имели бы совершенно другое человечество.
А какое?
Я считаю, что современное человечество не натуральное, а искусственное. Человечество, живущее не свою, а иллюзорную жизнь, живущее в контексте иллюзорных, но не природных представлений, действий, чувств и ощущений. Это даже невозможно, думаю, подтвердить исследованиями, потому что пришлось бы исследовать все человечество. Но складывается впечатление, что люди представляют собой некий механизм, лишенный естественности. Когда анализируешь это, то неизбежно приходит вывод, что воспитание человека, во Франции ли, у нас ли в России, или еще где-то, упорно идет по накатанным схемам чьих-то представлений, но совершенно не по тем задаткам, которые есть у человека при рождении. Проблема заключается , с одной стороны, в том, что всегда есть усредненный социальный взгляд на растущего человека, с другой, в том, что родители не знают, что задатки видны в телесных проявлениях ребенка.
Как проявляются задатки через тело?
Перечислю некоторые проявления: прежде всего, через активность-пассивность, чувствительность, склонность к мечтательности или к проявленному вовне действию, характер асимметрии ребенка. Хотя у ребенка асимметрии намного более плавучие, чем у взрослого человека. Зависит, какой ручкой ребенок действует. Мы знаем, у нас в стране есть просто чудовищный опыт переученных левшей. На западе нет такой практики и у них очень много левшей – это особый класс людей, которые в нашей стране являются группой риска, а на Западе они очень хорошо адаптированы.
Почему левши у нас это группа риска?
Потому что наш мир – это мир правшей. Правши и левши очень по-разному воспринимают этот мир, я бы сказала, что в этом мире они для разного, для разных вещей, для разных задач. Левши, говоря образно, художники и поэты. Необязательно, что все они занимаются художественной или поэтической деятельностью. Это воспринимающие информацию, сохраняющие и передающие ее, в то время как правши – это действующие и воплощающие. Мир правшей очень активный, даже грубоватый. И левшей у нас испокон веков не сильно любили – с советской эпохи, продемонстрировавшей искоренении левшества.
Приведенные в пример телесные проявления – это еще не способности, это, скорее, признаки, которые свидетельствуют о скрытых задатках. Вот эти-то задатки, которые можно наблюдать через тело, следовало бы развивать определенным образом, но не шаблонно. К каждому ребенку в отдельности необходим серьезный подход. Потому что левшу воспитывать как правшу бессмысленно. Это заканчивается страшной ломкой, и в пубертате мы имеем первые кризисы, в 18-20 лет мы имеем срывы. И дальше, как правило, эти люди становятся неврастениками, которые ходят по врачам, а также по психологам и психотерапевтам. Что касается левшей – не надо переучивать левшу, если левшество явное, моторное. Но левшество бывает разное, и если человек не работает левой рукой, это еще не значит, что он не «левша». Есть психическое левшество, когда человек мыслит и чувствует как левша.
И как быть?
Индивидуальные отличия всегда рассматривались как телесные и психологические отличия. Я предлагаю посмотреть на это с другой стороны. На сегодняшний день даже материалисты не отказываются от слова Душа. Ведь никто из нас не решится сказать, когда душа приходит в это тело. И никто не дал ответа на вопрос, где рождается душа и как она рождается. Поэтому метафизики и идеалисты предпочитают считать, что душа, это то, что есть. И она не умирает, а она уходит и приходит вновь.
Я также придерживаюсь представлений, что душа, как индивидуализированная часть вечно пребывающей общей энергии, совмещается с телом на период его жизни. И почему-то какая-то душа совмещается с этим активным телом или мечтательным, склонным к медлительности телом. Нам стоит помнить, что тело – это нечто такое, что умеет двигаться, душа нечто такое, что умеет переживать. Не просто так достается душе какое-то «такое» тело. Следовательно, если стереотипно воспитывать ребенка, выстраивая всех детей в шеренгу и пытаясь их уравнять в движении, в активности, в определенной деятельности, то в итоге мы получаем неподходящее для данной души тело. И в какой-то момент душа начинает испытывать дискомфорт от того, что она совмещена с телом, которое живет по другим законам.
Как еще проявляются индивидуальные задатки?
Я тут задалась вопросом: почему этот, конкретный, ребенок получил такое тело, с таким потенциалом развития ощущений, движения, чувствования? Ведь, если тело много двигается, значит, оно вырабатывает достаточное количество энергии, если этот ребенок может так двигаться, то, значит, оно вообще так организовано, под выработку большого количества энергии. А значит это для чего-то нужно?
Самая распространенная беда, которую мы наблюдаем, когда задумчивого, медлительного ребенка торопят и, буквально, выдергивают из его спокойного, неторопливого внутреннего темпо-ритма. Это – путь насилия над способностью ребенка воспринимать тонкие прекрасные вибрации мира. Или, моторно-развитого ребенка воспринимают как беспокойного, необузданного и каждую секунду его останавливают и тормозят. Не позволяют ему проявлять свою моторную активность в движении. Это совершенно чудовищно, потому что, как и в первом случае, в этот самый момент происходит блокирование его ведущих тенденций в развитии. Безусловно, ребенок обязательно должен уметь быть подвижным, спокойно сидеть, читать, писать. Но когда сплошь и рядом ребенка торопят или останавливают в его движении, то ему перекрывают способность вырабатывать его, индивидуальную, энергию. Потому что активность в действии (а движение – основа действия) – это и есть «энергия» (именно так переводится с греческого слово «энергия»). Конечно же, уже к 4-6 годам у него отработается стереотип подстегивания или удержания энергии движения, а следующим шагом будет стереотип подстегивания или удержания энергии действия и деятельности.
Как связано это с нашей повседневной жизнью?
Мы, к сожалению, наблюдаем большую армию клиентов и пациентов (в зависимости от тяжести состояния), которые неудовлетворены своей жизнью. И численность этой «армии» растет с каждым днем. Употребляю слово «армия», поскольку у меня все больше утверждается ассоциация, что люди воюют против себя и природы. При этом все чаще говоря о том, что живут не свою жизнь. Как это получается? Если вкратце, то я думаю, что, социуму выгодно через «эталоны» формировать универсализированные, стереотипные мечты. Стереотипные мечты родителей порождают стереотипные мечты детей, потому что в основе воспитания содержится ущербность для природы индивидуального тела ребенка.
Чем вы занимаетесь в терапии тела и души?
Мой интерес как раз заключается в том, чтобы вывести человека хотя бы во взрослом возрасте на первоначальную дорожку, на которой он должен был бы стоять, если бы родители в свое время не пошли по другому пути. Это производится путем сложного анализа его телесности, ассиметрий, характерных особенностей протекания духовных кризисов. Важно иметь также представления о стереотипах воспитания, как минимум, трех поколений, живших до моего клиента. Я тщательно исследую все его неудовлетворенности, которые у него были в жизни, и из этого складывается представление, чем бы он был удовлетворен. Если он имеющейся жизнью неудовлетворен, то его тело рассказывает об этом дискомфорте через искаженные движения, а его душа рассказывает об этом дискомфорте особыми словами. Я пытаюсь выйти на ту дорогу, которая была изначально при рождении, но по тем или иным причинам не смогла осуществиться.