articles «Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями обучающихся»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями обучающихся»



Обоснование актуальности

Наиболее важным среди родительских прав в государстве обозначено право на воспитание детей. Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В свою очередь ФГОС ДО ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации и ставит перед дошкольными образовательными организациями задачу «обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем финансового, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов познавательного и эмоционального развития ребенка. Поэтому назрела необходимость установления партнерских отношений между педагогом-психологом и родителями (законными представителями) в данном направлении с применением нетрадиционных и современных форм взаимодействия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- повышать мотивацию родителей (законных представителей) на сотрудничество, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы;

- повышать уровень психологической культуры родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей;

- формировать у родителей (законных представителей) потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах детей;

- разработать новые формы работы с родителями (законными представителями)  (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия);

- организовать мероприятия по вовлечению родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

Обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития детей осуществляется с помощью:

- проведения консультаций (групповых, индивидуальных);

- проведения встреч за «круглым столом» («Современная игрушка - что это?», «Кризис 3-х лет - возраст строптивости», «Скоро в школу» и др.). Данные формы работы используются с обязательным применением ИКТ (просмотр созданных видеороликов с участием детей с согласия родителей, просмотр презентаций).

Используя традиционные формы взаимодействия с семьями обучающихся, я включила в свою работу нетрадиционные и современные формы взаимодействия, дающие возможность привлечь основную часть родителей (независимо от их занятости и степени участия в образовательном процессе дошкольного учреждения) к активной позиции в вопросах познавательного и эмоционального развития детей.

Одной из таких форм стало проведение интернет-марафонов. Данная форма взаимодействия выбрана не случайно. Учитывались следующие факты:

во-первых, в силу занятости большинство родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать консультации для живого общения;

во-вторых, научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации. Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для оформления методических разработок, для совместной работы педагогов, как в образовательной организации, так и находясь вне ее стен.

Для меня одним из таких сервисов стала веб-стена Padlet и персональный сайт педагога-психолога https://natalapovaznaa.wixsite.com/mysite. На веб-стене Padlet было организовано проведение следующих   интернет-марафонов для родителей (законных представителей):

- интернет-марафон по адаптации (для родителей (законных представителей) I младшей группы);

- интернет-марафон «Развиваем познавательную сферу детей в домашних условиях» (для родителей (законных представителей) I и II младшей групп, средней группы);

- интернет-марафон «Развиваем эмоциональный интеллект детей в домашних условиях» (для родителей (законных представителей) старшей и подготовительной групп).

Каждый день (неделю) с момента начала проведения интернет-марафонов, публиковались посты с информацией и заданиями и отправлялись ссылки на данные марафоны в родительские группы в WhatsApp. Особенно данная форма работы зарекомендовала себя в период самоизоляции.

В нашем детском саду традицией стало проведение «Недели психологии». Веб-стена Padlet служит помощником в ознакомлении современных родителей с запланированными мероприятиями  в данную неделю.

Другой немаловажной и эффективной формой работы с родителями (законными представителями) стало использование QR-кодов. Любой смартфон или достаточно современный телефон легко может распознать и расшифровать QR-коды. Кодируется информация на папках-передвижках, которые располагаются в раздевалках групп. Родители (законные представители) могут считать QR-коды, где закодирован персональный сайт педагога-психолога с этой информацией, и ознакомиться с ней в домашних условиях в удобное для них время, а не в раздевалке. Также прочтение кода через приложение избавляет от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.

            Актуальной остается такая форма взаимодействия с родителями (законными представителями), как оформление буклетов. Разработана целая серия познавательных буклетов:

- «Если ребенок говорит плохие слова»;

- «Скоро в школу мы идем»;

- «Как отучить ребенка сосать палец?»;

- «Маленькие задиры или в чем причина драчливости»;

- «Возрастные психологические особенности детей» (для каждой возрастной группы);

- «Влияние родительских установок на развитие детей» и др.

          Ознакомившись в домашней обстановке с предложенным материалом, родители получают возможность применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой, которая всегда под рукой.

С целью выяснения проблемных вопросов в нашем детском саду организована «почта доверия», куда родители помещают записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания и развития ребенка. Заданные родителями вопросы обсуждаются на консультациях, встречах.

С родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ также используются следующие формы взаимодействия:

- «душевный разговор». На данных мероприятиях проблемы обсуждаются со всех сторон, предоставляются рекомендации;

- индивидуальные блокноты. Они представляют собой обычные блокноты, которые оформляются с целью общения с родителями в письменном виде, информирования о развитии ребенкаоказания психологической помощи. В них записываются успехи детей по разным видам деятельности, родители (законные представители) помечают, что их интересует в воспитании детей, задают интересующие их вопросы. Также они несут в себе информацию: индивидуальные приглашения на консультации, сведения о событиях и др.;

- психологические журналы on-line. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Свежий номер родители (законные представители) получают по электронной почте.

Эффективной формой работы с родителями (законными представителями) с целью создания тандема «взрослый ребенок» стало проведение web-квестов (на персональном сайте https://natalapovaznaa.wixsite.com/mysite/web-kvesty). Образовательный веб-квест (webquest) - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Иными словами, веб-квест - это специально созданный сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся совместно с родителями, выполняя то или иное творческое задание. Дети, совместно с родителями, зайдя на эти сайты, благодаря разработанным заданиям не затеряются в Интернете и не будут бесцельно блуждать в нем, часто отвлекаясь на что-то более интересное (а иногда и просто вредное). Совместное выполнение заданий способствует сближению родителей и детей, что обеспечивает построение взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее осознание общих целей, доверительные отношения.

В настоящее время на просторах интернета можно найти много информации, литературы по воспитанию ребенка, но не всегда она является качественной. Поэтому на персональном сайте педагога-психолога была создана электронная библиотека, в которой книги объединены в разнообразные темы.

На сегодняшний день можно сказать, что в нашем детском саду сложилась новая система в работе педагога-психолога с родителями (законными представителями), а использование современных и разнообразных форм работы с семьями обучающихся дает положительные результаты. Оценка психологической деятельности с родителями (законными представителями) проводится в виде анкетирования. Всего в анкетировании в 2019-2020 учебном году приняли участие 102 семьи. Результаты исследования показали, что уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) работой педагога-психолога с семьями увеличился с 81% до 96%.






Об авторе статьи

`
Поважная Наталья Анатольевна

Рейтинг психолога: 4 4

Поважная Наталья Анатольевна

Педагог-психолог. Работаю в детском саду.
Город: Зимовники
  •   Дети


Добавить новый Комментарий


Психолог Кличановская Дарья Александровна
Консультация по Skype

Кличановская Дарья

Практикующий психолог, учусь на гештальт-терапевта
Психолог Сентяков Владимир Алексеевич

Сентяков Владимир

Медицинский психолог ЦКПБ имени Ф.А. Усольцева. Работаю индивидуально.
Психолог Уразкина Вера Николаевна

Уразкина Вера

Дипломированный клинический психолог, гештальт специалист.
Психолог Чернявский Александр Александрович

Чернявский Александр

Получить консультацию Практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт....
Психолог Гаврилова Евгения Валерьевна

Гаврилова Евгения

Дипломированный психолог-сексолог, семейный психолог работаю индивидуально и с парами
Психолог Бабич Дарья Николаевна

Бабич Дарья

Психолог-консультант, семейный психолог. Работаю также с подростками от 10 лет. Кризисное...
Психолог Селихова Татьяна Владимировна

Селихова Татьяна

Сертифицированный КПТ- терапевт. Работаю со взрослыми людьми индивидуальной




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍