articles
Обоснование актуальности
Наиболее важным среди родительских прав в государстве обозначено право на воспитание детей. Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В свою очередь ФГОС ДО ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации и ставит перед дошкольными образовательными организациями задачу «обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем финансового, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов познавательного и эмоционального развития ребенка. Поэтому назрела необходимость установления партнерских отношений между педагогом-психологом и родителями (законными представителями) в данном направлении с применением нетрадиционных и современных форм взаимодействия.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- повышать мотивацию родителей (законных представителей) на сотрудничество, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы;
- повышать уровень психологической культуры родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей;
- формировать у родителей (законных представителей) потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах детей;
- разработать новые формы работы с родителями (законными представителями) (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия);
- организовать мероприятия по вовлечению родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития детей осуществляется с помощью:
- проведения консультаций (групповых, индивидуальных);
- проведения встреч за «круглым столом» («Современная игрушка - что это?», «Кризис 3-х лет - возраст строптивости», «Скоро в школу» и др.). Данные формы работы используются с обязательным применением ИКТ (просмотр созданных видеороликов с участием детей с согласия родителей, просмотр презентаций).
Используя традиционные формы взаимодействия с семьями обучающихся, я включила в свою работу нетрадиционные и современные формы взаимодействия, дающие возможность привлечь основную часть родителей (независимо от их занятости и степени участия в образовательном процессе дошкольного учреждения) к активной позиции в вопросах познавательного и эмоционального развития детей.
Одной из таких форм стало проведение интернет-марафонов. Данная форма взаимодействия выбрана не случайно. Учитывались следующие факты:
во-первых, в силу занятости большинство родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать консультации для живого общения;
во-вторых, научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации. Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для оформления методических разработок, для совместной работы педагогов, как в образовательной организации, так и находясь вне ее стен.
Для меня одним из таких сервисов стала веб-стена Padlet и персональный сайт педагога-психолога https://natalapovaznaa.wixsite.com/mysite. На веб-стене Padlet было организовано проведение следующих интернет-марафонов для родителей (законных представителей):
- интернет-марафон по адаптации (для родителей (законных представителей) I младшей группы);
- интернет-марафон «Развиваем познавательную сферу детей в домашних условиях» (для родителей (законных представителей) I и II младшей групп, средней группы);
- интернет-марафон «Развиваем эмоциональный интеллект детей в домашних условиях» (для родителей (законных представителей) старшей и подготовительной групп).
Каждый день (неделю) с момента начала проведения интернет-марафонов, публиковались посты с информацией и заданиями и отправлялись ссылки на данные марафоны в родительские группы в WhatsApp. Особенно данная форма работы зарекомендовала себя в период самоизоляции.
В нашем детском саду традицией стало проведение «Недели психологии». Веб-стена Padlet служит помощником в ознакомлении современных родителей с запланированными мероприятиями в данную неделю.
Другой немаловажной и эффективной формой работы с родителями (законными представителями) стало использование QR-кодов. Любой смартфон или достаточно современный телефон легко может распознать и расшифровать QR-коды. Кодируется информация на папках-передвижках, которые располагаются в раздевалках групп. Родители (законные представители) могут считать QR-коды, где закодирован персональный сайт педагога-психолога с этой информацией, и ознакомиться с ней в домашних условиях в удобное для них время, а не в раздевалке. Также прочтение кода через приложение избавляет от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
Актуальной остается такая форма взаимодействия с родителями (законными представителями), как оформление буклетов. Разработана целая серия познавательных буклетов:
- «Если ребенок говорит плохие слова»;
- «Скоро в школу мы идем»;
- «Как отучить ребенка сосать палец?»;
- «Маленькие задиры или в чем причина драчливости»;
- «Возрастные психологические особенности детей» (для каждой возрастной группы);
- «Влияние родительских установок на развитие детей» и др.
Ознакомившись в домашней обстановке с предложенным материалом, родители получают возможность применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой, которая всегда под рукой.
С целью выяснения проблемных вопросов в нашем детском саду организована «почта доверия», куда родители помещают записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания и развития ребенка. Заданные родителями вопросы обсуждаются на консультациях, встречах.
С родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ также используются следующие формы взаимодействия:
- «душевный разговор». На данных мероприятиях проблемы обсуждаются со всех сторон, предоставляются рекомендации;
- индивидуальные блокноты. Они представляют собой обычные блокноты, которые оформляются с целью общения с родителями в письменном виде, информирования о развитии ребенка, оказания психологической помощи. В них записываются успехи детей по разным видам деятельности, родители (законные представители) помечают, что их интересует в воспитании детей, задают интересующие их вопросы. Также они несут в себе информацию: индивидуальные приглашения на консультации, сведения о событиях и др.;
- психологические журналы on-line. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Свежий номер родители (законные представители) получают по электронной почте.
Эффективной формой работы с родителями (законными представителями) с целью создания тандема «взрослый ребенок» стало проведение web-квестов (на персональном сайте https://natalapovaznaa.wixsite.com/mysite/web-kvesty). Образовательный веб-квест (webquest) - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Иными словами, веб-квест - это специально созданный сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся совместно с родителями, выполняя то или иное творческое задание. Дети, совместно с родителями, зайдя на эти сайты, благодаря разработанным заданиям не затеряются в Интернете и не будут бесцельно блуждать в нем, часто отвлекаясь на что-то более интересное (а иногда и просто вредное). Совместное выполнение заданий способствует сближению родителей и детей, что обеспечивает построение взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее осознание общих целей, доверительные отношения.
В настоящее время на просторах интернета можно найти много информации, литературы по воспитанию ребенка, но не всегда она является качественной. Поэтому на персональном сайте педагога-психолога была создана электронная библиотека, в которой книги объединены в разнообразные темы.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем детском саду сложилась новая система в работе педагога-психолога с родителями (законными представителями), а использование современных и разнообразных форм работы с семьями обучающихся дает положительные результаты. Оценка психологической деятельности с родителями (законными представителями) проводится в виде анкетирования. Всего в анкетировании в 2019-2020 учебном году приняли участие 102 семьи. Результаты исследования показали, что уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) работой педагога-психолога с семьями увеличился с 81% до 96%.