articles
Ассаджиоли считал, что психологам давно пора взять пример с рекламных агентов, которые осознали побудительную силу образов воображения, используют это в своей работе и называют «внушением». Поэтому Ассаджиоли предлагает психологам использовать в работе конкретные техники, направленные на пробуждение, развитие и использование воображения.
Воображение — функция до некоторой степени синтетическая, поскольку воображение может действовать на нескольких уровнях одновременно: на уровне ощущений, чувств, мышления и интуиции. В определенном смысле она является точкой пересечения этих четырех функций или, скорее, их комбинацией в разных пропорциях. Она включает в себя разные типы воображения, такие, как визуализация — вызывание зрительных образов, слуховое воображение, тактильное, кинестетическое и т.д.
Совокупность техник, используемых в психосинтезе, охватывает различные этапы психосинтетического лечения. Отправной точкой лечения является подтверждение уникальности экзистенциальной ситуации каждого пациента, его проблем и путей их разрешения. Как правило, оно включает психоаналитическую стадию. Затем следует активизация скрытых и развитие слабо проявляющихся сторон личности и функций с помощью подходящих техник. После или во время этого должна быть поставлена цель достижения гармонии и интеграции всех качеств и функций индивида в единое целое — в этом и заключается главное назначение психосинтеза.
Основное назначение психосинтеза — помочь высвободить энергию «Я». Для этого сначала необходимо помочь индивиду «интегрироваться», «синтезироваться» вокруг своего личного «я», а затем осуществить синтез личного «я» и высшего «Я».
Визуализация является одной из наиболее подходящих техник для начальных стадий тренировки на способность к концентрации, т.е. способность сосредоточиваться. Цель визуализации, так же, состоит в том, чтобы обеспечить отправную точку и создать импульс для творческого воображения. Без этого невозможно использование символической визуализации. Визуализация является необходимым компонентом действия.
Между осознанной визуализацией сознательно выбранного образа и спонтанной, креативной функцией воображения, действующей также и на бессознательных
уровнях, а затем «поставляющей» сознанию результаты своей деятельности, существует фундаментальное различие. Суть этого различия заключается в том, что воображение, вызывающее образы уже известного, является сознательным процессом, осуществляемым преднамеренно, в то время как творческое воображение спонтанно, хотя начинаться этот спонтанный процесс может с сознательного желания" представить себе некий символ.
Управляемое воображение включается и регулируется человеком и это намного больше, чем обычное видение в уме. Оно сочетает техники релаксации, расслабления, визуализацию объектов, ситуаций и образов с помощью всех органов чувств. Это эффективный инструмент для решения большого спектра задач: начиная с избавления от проблем и заканчивая достижением желаемого. И грамотная работа с воображением всегда дает результат на материальном уровне. Р. Ассаджиоли описывал базовую процедуру данной техники следующим образом: она состоит в том, что клиент вовлекается в процесс сновидения на яву, будучи в расслабленной состоянии, вытянувшись на кушетке настолько удобно, насколько это позволяет состояние мышечной релаксации. Необязательно, чтобы клиент был полностью расслаблен, но ему следует изолировать себя от шума, он должен находиться в полутьме с закрытыми глазами. Это помогает избежать отвлечения на посторонние шумы и мысли.
Техники управляемого воображения отличаются тем, что в них используются определенные символические мотивы, заранее заданные (терапевтом) темы для воображения (луг, река, меч, ваза, подъем на гору, погружение в море, пещеру и т.д.). До того, как психолог выберет стартовый образ, необходимо понимать пациента, а для этого его необходимо расспросить о нем, определить о его убеждениях к мужчинам и женщинам, к миру в целом.
Отражение реальности в сознании с помощью воображения важно как для интеллекта, так и для психики: человек с помощью воображения планирует свои дальнейшие действия и может мысленно представить свое поведение, задуматься о результате его действия; благодаря воображению человек может перемещаться во времени - в прошлом или в будущем, произвольно вспоминая долгосрочные события из памяти, переживая эти чувства, извлекая из них материал для творчества.
Для практического использования этих техник нужно понимать следующее:
1.Любая дисгармония в человеке проецируется, находит отражение в его фантазиях, в его воображении. Например, если разным людям предложить одно и то же задание – представить себе пещеру или реку, то у каждого человека будет свой образ. И у одних, он будет более гармоничным, а у других – нет. Например: пещера может быть наполнена у одно человека драгоценностями и открываться от слов: «Сим-сим откройся», а у другого человека это будет темная сырая дыра в горе, наполненная летучими мышами. Т.е., образы, которые возникают у человека, когда он пытается представить какой-то воображаемый сюжет, отражают его текущее состояние и наличие (отсутствие) определенных жизненных ресурсов.
2.Преобразуя, гармонизируя эти воображаемые образы, человек изменяет, гармонизирует свою реальность, свою жизнь.
Основным законом разума Р. Ассаджиоли называет то, что изначально данное погружение в собственное воображение вызывает трудности, но постепенно образы начинают больше освещаться, что приводит к состоянию спокойствия и даже радости. Нередко, движение вниз (так называемый, спуск в бессознательное) может вызывать печальные образы, иногда расстраивающие и даже наводящие ужас на пациента. Появление любого негативного образа служит хорошим сигналом того, что у клиента есть какой-то внутренний конфликт или проблема. И ее важно не игнорировать, а важно прояснить и исследовать.
На практике проблема кроется в противостоянии между волей и воображением. Это заставляет вспомнить парадоксальное утверждение Куэ (Соие), что в поединке воли и воображения побеждает последнее. Так эмпирически и парадоксально выражается великий и важный закон психической жизни, описанный и научно объясненный Шарлем Боденом в его труде «Внушение и самовнушение»: «Каждый образ заключает в себе моторный импульс» или «Образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия». Нет необходимости приводить примеры той чрезвычайной силы, которой обладают образы, поскольку этим предметом занимались многие психологи; должно быть, первым, кто стал изучать эту тему систематически, был Теодюль Рибо со своими классическими эссе о воображении.
Ассаджиоли писал, что, «хотя психосинтез, в основном, развивался и применялся в психотерапии, его методы и принципы можно использовать и в других областях:
прежде всего, в области психологической гигиены, или психического здоровья, для предотвращения неврозов и других психических заболеваний. Далее, в области образования, где многим техникам можно было бы найти широкое применение. Особенно полезны они были бы при обучении одаренных и сверходаренных детей, поскольку у таких детей спонтанно пробуждаются сверхсознательные функции и их деятельность должна находиться под разумным контролем и в согласии с остальными функциями. Еще одной обширной областью применения являются межличностные и межгрупповые отношения, которые явно нуждаются в привнесении в них упорядоченности и гармонии.
Наложение образа, применяемое с техниками релаксации (расслабления мышц и глубокого дыхания), помогают уменьшить боль и улучшить качество жизни, а также переносимость лечения у пациентов с раком. Наложение образа также использовалось в случае пациентов с психологической травмой, включая случаи госпитализации в отделении интенсивной терапии.
Управляемое воображение является типом психосоматической терапии и включает использование мысленных образов, самостоятельных или направляемых, для достижения пациентом состояния релаксации (например, перед процедурой) и содействия оздоровлению и исцелению (с целью влияния на изменения физического состояния, например, мобилизацию иммунной системы). Изображение может включать любое из чувств. «И последнее, но не менее важное: индивид может применять психосинтез самостоятельно, помогая своему внутреннему росту, и самоактуализации, которая должна быть главной целью для человека, и которая, подчас, ощущается как настоятельный внутренний призыв, как жизненно важная экзистенциальная необходимость.»
Однако, эффективность использования методики «управляемого воображения» для прикладных задач самоконтроля здоровья во многом зависит от индивидуальных релаксационных навыков, концентрации внимания, визуализации, волевого контроля дыхания, самообразования «образно-чувственных представлений исцеляющей направленности».
Практически любой поведенческий или когнитивный процесс, для усиления которого требуется моделирование поступающей сенсорной информации, так или иначе оперирует визуальными образами. Тем не менее, есть люди, у которых мысль о том, чтобы самостоятельно вызывать в уме визуальные образы, может вызвать крайнее удивление. У этих людей способность формировать воображаемые визуальные образы нарушена: это состояние называется афантезией.
«Нужно учить пациентов контролировать свое воображение, не применяя силу и не пытаясь подавить его.
И мы учим их активно использовать воображение и переключать его на основе воли, не противодействуя его проявлению, но лишь в подходящее время и с учетом конкретных
целей.. Особые рекомендации необходимы в тех случаях, когда чувство реальности у пациента нестабильно или вовсе отсутствует, а также когда мнемоническая функция субъекту, так сказать, «не подчиняется»: случаи индивидов с чрезмерно развитым воображением, у которых поток энергии слишком силен.»
Как и использование любой психотерапевтической техники, использование техники «управляемого воображения» в одних ситуациях может быть полезным, в других может быть неблагоприятным, а в некоторых может быть совершенно ненужным.
1.«Во-первых, данная техника сама по себе может вызвать избыточный интерес, и пациент будет применять ее не для того, чтобы достичь психосинтеза. Например, некоторые индивиды с неврозом навязчивости могут неадекватно пользоваться этой техникой и превратить ее в ритуал, продолжающий питать их хронические симптомы.»
2.«Этой техники следует избегать, если пациент способен слышать «внутренние голоса»; это значит, что отдельные части его личности или бессознательные субличности становятся настолько автономными, что начинают «говорить» с пациентом, который ошибочно приписывает это внешнему влиянию.»
3.В отношении этой техники существует серьезное противопоказание, которое обязательно должно быть принято во внимание. Оно касается всех тех, кто и без того уделяет слишком много внимания физическим ощущениям и считает их интересными или важными и, кто будет относиться так же и к воображаемым ощущениям. Наиболее известным типом, или, точнее, классом, таких людей являются ипохондрики..»
4. С осторожностью эту технику следует применять в режиме он-лайн консультирования. В идеале требуется присутствие рядом терапевта, который может отследить реакции клиента ( в том числе телесные) и вовремя вмешаться в процесс.
5.Не следует применять технику, не создав надлежащих условий (тишина, уединенность и т.п.)
6. Не следует применять эту технику с пациентами, перенесшими горе (утрату) в остром периоде, ситуации, где преобладают бурные эмоции или стадии (например , проживания горя)).
Методика «управляемого воображения» применяется не только в психосинтезе, но, так же, в друавлягих подходах психотерапии.
Первоначально возникли гипноз, внушение и самовнушение, описанные и применявшиеся представителями двух «Нансийских школ» (Льебо, Бернгейм, Куэ) и, с большей научной строгостью, Бодуаном; далее идет аутогенная тренировка Шульца, «пробужденный сон» Дезуаля, рациональный подход Эллиса и Харпера, медитативный метод Хаппиха, психодрама Морено и другие формы групповой психотерапии, например, Баха и Берне. Кроме того, существует множество методов развития отдельных психических функций — памяти, мышления, воображения и воли.
Общим в психосинтезе и гештальт-терапии является модель роста человека-у него есть возможность достичь большего. Общее в подходах – сознавание. В гештальт-подходе – это контакт человека с собственным опытом, далекий от самокритики. Это осознание себя и окружающего в данный момент времени, все ощущения , которые испытывает клиент, в данный момент времени, отделены от ее мнений и оценок по этому поводу.
В гештальт – терапии принято выделять три зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную от контакта со своим телом (напряжение- расслабление, боли, тяжести, утомление и т.п.); внешнюю – ощущение и осознание свойств окружающей действительности ( трава вокруг, камни, шумы, запахи) и средняя зону-воображения и фантазии и мысленные игры. Все это очень похоже на то, что происходит в психосинтезе при использовании техники «направляемого воображения»: расслабление, анализ ощущений в своем теле, концентрация на воображаемом обьекте и представлении себя в каком-то месте с описанием окружающей действительности. И в гештальт-терапии и в психосинтезе клиент проговаривает вслух и эмоции, и ощущения и картину в целом.
Для психодрамы, психосинтеза, символдрамы, экзистенциально-инициальной терапии характерна функция «порождение переживаний». Примеры техник, актуализирующих эту функцию – проигрывание символических ролей (психодрама), медитативная визуализация культурных символов, воплощающих универсальные надличностные переживания (психосинтез), представление и проживание символических образов и сюжетов (символдрама), работа с мечом и «ведомое рисование» (экзистенциально-инициальная терапия). Содержание функции заключается в том, что чувственная форма и семантика символов, которые предлагает терапевт в указанных техниках, задают определенное качество переживания клиента и обеспечивают их продуктивную динамику, которая в конечном итоге приводит к тому, что переживания клиента, относящиеся к его проблемной ситуации, качественно изменяются.
Для психодрамы, психосинтеза, символдрамы, экзистенциально-инициальной терапии характерна функция «порождение переживаний». Примеры техник, актуализирующих эту функцию – проигрывание символических ролей (психодрама), медитативная визуализация культурных символов, воплощающих универсальные надличностные переживания (психосинтез), представление и проживание символических образов и сюжетов (символдрама), работа с мечом и «ведомое рисование» (экзистенциально-инициальная терапия). Содержание функции заключается в том, что чувственная форма и семантика символов, которые предлагает терапевт в указанных техниках, задают определенное качество переживания клиента и обеспечивают их продуктивную динамику, которая в конечном итоге приводит к тому, что переживания клиента, относящиеся к его проблемной ситуации, качественно изменяются.
Организация событийного пространства и времени терапии, порождение особого отношения к терапевтическому процессу – универсальная функция, которая, так или иначе, используется почти во всех направлениях психотерапии.
Структурирование психических процессов. Эта функция характерна для аналитической терапии, психосинтеза, символдрамы. Техники, актуализирующие эту функцию – рисование мандал и сосудов как символов целостности душевного мира (аналитическая терапия); визуализация и сосредоточенная концентрация на универсальных культурных символах (психосинтез); представление в воображении предлагаемых образов или символических сюжетов (символдрама). Содержание функции заключается в том, что в соответствии со смыслами предлагаемого символа задается структура и направление работы переживаний клиента, связанных с его проблемной ситуацией. Предлагаемые терапевтом символы представляют своего рода «формы» для организации продуктивного психического опыта клиента.
Так, например, Р. Ассаджиоли предлагал клиенту в ходе медитаций визуализировать растущий куст розы, который, как он считал, актуализирует в нем фундаментальную жизненную силу роста и глубинного самораскрытия [Ассаджиоли, 2008]. Основатель символдрамы – Х. Лёйнер также предлагал клиенту представлять определенные символические образы для проработки соответствующих проблем. Заикание одного из своих клиентов Х.Лёйнер рассматривал как выражение непреодоленного «авторитарного комплекса» – страха перед отцом и другими значимыми мужскими фигурами, который в терапии прорабатывался в плане символических образов – Х. Лёйнер предложил клиенту в воображении совершить символическое поднятие на гору. С точки зрения Х. Лёйнера, успешное «восхождение» клиента на горную вершину означало идентификацию с отцовской фигурой и в конечном итоге привело к преодолению страха и агрессивной скованности в отношениях с авторитетными мужчинами [Лейнер, 1996].
В Когнитивно-поведенческой терапии, как и в психосинтезе акцент делается на самопонимание и дальнейшем самосовершенствование человеком себя как личности. В психосинтезе мы находим субличности, в к п т иррациональные убеждения и когнитивные искажения. В обоих направлениях важно найти свое Я, отреагировать свою многогранность, отделить себя от всего и синтезировать все в себе.
Более глубокое понимание синтеза было представлено в работах К. Юнга и Э. Кречмера в связи с представлениями о развитии целостной личности, включая ее бессознательные аспекты. Карл Юнг обнаружил там коллективные по своей природе образы и символы, а также сделал оригинальный вклад в классификацию и описание психологических типов.
Используемая литература:
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли – М.: Психотерапия, 2008. – 380 с. (pdf)
2. Томас Й. Практические занятия по психосинтезу: упражнения, способствующие личностному и духовному росту. Выпуск 1. Гармония – Санкт-Петербург, 1993. – 377 с. (pdf)
3.Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/mpj/2012/n2/57194_full.shtml [Функции символа в психотерапии - Консультативная психология и психотерапия - 2012. Том. 20, № 2]