articles Феномен «осознанность» (mindfulness) в когнитивно-поведенческой психотерапии.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Феномен «осознанность» (mindfulness) в когнитивно-поведенческой психотерапии.



«Осознанность» является относительно новым и интересным феноменом в современной когнитивно-поведенческой психотерапии.

В течение последних десятилетий в  зарубежной литературе отмечается устойчивый рост числа работ, посвященных научной разработке концепции осознанности или психологической внимательности (psychological mindfulness)  [4,18].  

Техники осознавания в медитативных практиках существовали в течение  многих столетий как часть буддистской и других восточных духовных традиций. Исследование феномена осознанности в контексте научного изучения в клинической психологии и психотерапии началось в 1980-х годах (Kabat  Zinn, 1990) [4,18].

Понятие «осознанности» (mindfulness) появилось в философии  дзен-буддизма. Оно подразумевает  подчеркнутую ориентацию на настоящий момент. Дзен учит, что  каждый момент является полным и совершенным и что в центр  терапии должно быть приятие, смирение и умение ценить то, что есть, а не  тяга к изменениям (Hayes et al., 2004).  В своем   первоначальном смысле  это понятие не относится к психическим  состояниям, но как указал Аллен, некоторые  аспекты  осознанности предполагают восприимчивость к психологическим процессам. Центральный элемент  осознанности – признание  то, что  мысли – это  всего лишь мысли, а не « ты» или «реальность» (Fonagy, Bateman, 2006) [1,20]. Овладение навыками осознанного проживания жизни позволяет взглянуть на мир шире, открывает возможность учиться грамотно справляться с негативной информацией и стрессами, которые имеют огромное значение в современном динамично развивающемся мире.

Речь идёт об отношении к мысли как просто мысли, а не как онтологическому отражению действительности. Такое отношение предполагает более высокую эффективность совладания с негативными переживаниями, а именно легкость актуализации альтернативных аспектов опыта, воздержания от негативной концептуализации нейтральных событий, широту диапазона и адаптивность ответов  на негативные стимулы [4,19].

Далее рассматривая термин «mindfulness» (осознанность), стоит отметить, что в английском толковом словаре Уэбстера («Webster») термин «mindfulness» определяется как:

1. качество или состояние  внимательности;

2. практика поддержания беспристрастного состояния повышенного или полного осознания своих мыслей, эмоций или переживаний от момента к моменту;

3. состояние сознания [5].

В психологии принято говорить об осознанности как о черте, характеризующей когнитивно-личностный стиль  индивида. Предметом исследования в этом случае является функция осознанности в организации внутренней жизни человека (Didonna , 2009) [4,20].

Способность осознавать субъективность внутренней картины реальности рассматривается, таким образом, как  эффективное средство совладания с различными формами психологического  стресса — тревогой, страхами, раздражением, гневом, руминациями [4,20].

W. Kuyken c со авт. выдвигают предположение, что навыки осознанности и безоценочного принятия опыта нивелируют связь между негативными эмоциями и специфическими паттернами мышления [4,23].

Стоит отметить, что феномен   осознанности  является  центральным компонентом нескольких психотерапевтических  подходов : Mindfulness based stress reduction program (MBSR) или снижение стресса на  основе осознанности и медитации (Kabat Zinn, 1990), Mindfulness based  cognitive  therapy  (MBCT)  или когнитивная терапия, основанная на осознанности (Kuyken , Watkins, Holden  et al., 2010; Teasdale, Segal, Williams et al., 2000),  а также предметом многочисленных  книг по самопомощи и самосовершенствованию. Помимо научного изучения  осознанности как специфической психотерапевтической интервенции этот феномен активно обсуждается в более популярной литературе как путь к духовному росту, наслаждению, мудрости и т. п. [4,22].

Понятие  осознанности нашло важное  применение в когнитивно-поведенческих методах, которые включают в себя диалектическую  поведенческую терапию (ДПТ, Linehan, 1987; Chiesa, Serretti, 2001 ) и форму  когнитивно-поведенческой терапии депрессии, направленную на то, чтобы  уменьшить  вероятность её повторения (Teasdale et al., 2000). Осознанность  отражает отношение открытости, которое  тоже входит в концепцию  ментализации (Fonagy, Bateman, 2006) [1, 20; 4].

Осознанность  можно тренировать. Благодаря развитию навыков осознанного проживания жизни и восприятия окружающей действительности качество жизни  людей может значительно измениться в лучшую сторону. Именно восприятие мыслей, как всего лишь мыслей, без побуждения  к действию позволяет избежать импульсивных поступков в жизни, а так же формирует стремление к принятию ответственных решений в трудных жизненных ситуациях.

Современные представления об осознанности описаны в литературе по диалектико-поведенческой терапии (DBT) [3]. В DBT указано, что осознанность это способность намеренно жить в настоящем моменте с полным вниманием (освобождаться от привычек, ставших автоматическими или рутинными, чтобы полностью присутствовать и участвовать в своей жизни); не осуждать и не отрицать настоящий момент (осознавая последствия, различая полезное и вредное, но отпуская желание дать оценку настоящему моменту, избежать, подавить или блокировать его); не привязываться к прошлому или будущему (уделять внимание переживанию каждого нового мгновения, а не игнорировать настоящее, цепляясь за прошлое или будущее) [3]. Такой подход отражает особую  философию жизни. Что такое практика осознанности? Сознательное  направление внимания на настоящий момент, без осуждения этого момента. Медитация является практикой осознанности и формирования навыков осознанности на протяжении заранее установленного периода времени (в положении сидя, стоя или лёжа). Медитируя, мы либо концентрируемся, фокусируем внимание (например, на ощущениях в теле, дыхании, эмоциях или мыслях), либо расширяем внимание (охватывая им всё, что входит в поле нашего осознавания). Существует множество форм медитации, отличающихся друг от друга (в  основном, в зависимости от того, открыто наше внимание или сфокусировано, и если  сфокусировано, то на каком объекте).  Осознанность может быть и в движении. Также существует множество возможностей для практики осознанности в движении, привнося навыки осознанности в какие-либо физические  упражнения: йога, цигун, ходьба, боевые искусства (тай цзи, айкидо, карате), танцы и не  только [3].

Анализируя некоторые техники осознанности, стоит отметить эффективные упражнения, основанные  на осознанном дыхании. Например, упражнение,  «подсчет вдохов и выдохов»: «Сядьте на пол по-турецки. Можно также сесть на стул, встать на колени, лечь на пол, медленно идти. Вдыхая воздух, осознавайте вдох и медленно отмечайте: «Я вдыхаю, раз». Выдыхая , осознавайте выдох и мысленно отмечайте:  « Я выдыхаю, раз».   Не забывайте начинать дыхание от живота. Начиная следующий вдох, осознавайте его и мысленно отмечайте: « Я вдыхаю, два». Медленно выдыхая, осознавайте выдох и мысленно отмечайте: «Я выдыхаю, два». Дойдите до десяти, потом вернитесь к единице. Когда отвлекаетесь, возвращаетесь к единице [ 3,311]. Это универсальное упражнение и его можно использовать в различных условиях. Оно помогает справляться с тревогой, страхами, паникой и отвлекает от негативных мыслей. В процессе выполнения представленного упражнения, внимание переключается на осознание своего дыхание и на счёт, что в итоге способствует стабилизации психоэмоционального состояния в целом.

В многочисленных исследованиях на уровне метаанализа доказана эффективность терапии, основанной на осознанности в лечении различных психических расстройств [4,19].

 

Литература:

1.      Бейтман Э.У., Фонаги П. Лечение пограничного расстройства личности с опорой на ментализацию: практическое пособие. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2006. – 248 с.

2.      Лайнен, М.  Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Лайнен. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с. 

3.      Лайнен, Марша М.   Руководство  по тренингу  навыков при терапии  пограничного расстройства личности.:  Пер. с англ. — М. : ООО «И.Д. Вильямс»,  2016. — 336 с.

4.      Пуговкина О.Д.,  Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия //Современная зарубежная психология. –2014. –№ 2. – С.18-26.

 

5.      Merriam-Webster Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/mindfulness






Об авторе статьи

`
Тарасова Екатерина Владимировна

Рейтинг психолога: 5 5

Тарасова Екатерина Владимировна

психолог-консультант
Город: Нижний Новгород
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍