В конце ХХ-го века ожирение получило необычайно широкое распространение, охватив до 20-40% взрослого населения Западной Европы и чуть ли не 50% России. При этом в 75% случаев оно не является следствием какого-то эндокринного заболевания (Иценко-Кушинга, гипотиреоза и т.д.), а возникает в силу алиментарно-обменных нарушений, т.е. является следствием неправильного пищевого поведения, пищевых привычек.
Поэтому при рассмотрении проблемы избыточного веса значительное внимание должно быть уделено психологическим механизмам переедания. Не учитывать последние необоснованно, а заменять их назначением лишь фармакологических препаратов и диетой не только бесполезно, но и опасно ввиду легкости, с которой можно вызвать тяжелые заболевания и необратимые расстройства.
Обращаясь к психологическим механизмам переедания, мы должны, прежде всего, напомнить, что пища занимает третье место (после воздуха и воды) среди необходимых условий существования человека, а желание есть отнесено еще Эпикуром, давшим древнейшую классификацию человеческих потребностей, к числу желаний естественных и необходимых. Т.е. организм человека нуждается в постоянном притоке питательных веществ.
Сначала нужно понять те
функции, которые выполняет еда в нашей жизни.
Во – первых,
еда, как биологическая потребность человека – энергетическая функция
Пища дает нашему организму материал для построения тканей, органов, систем, энергию для различных процессов. Так что старая поговорка – «Ты есть то, что ты ешь» совершенно себя оправдывает и подтверждается. Т.к. наш организм обладает удивительной способностью принимать любую пищу, перерабатывать ее до состояния неспецифической принадлежности, с тем, чтобы построить любую клеточку, восстановить любую ткань и удалить продуты метаболизма.
Во – вторых,
еда, как показатель эмоционального состояния личности«Вкусненькое блюдо» вызывает состояние близкое к оргазму, блаженству или состояние седации, успокоения, т.к. пищевой центр головного мозга связан с выработкой эндорфинов – гормонов покоя и счастья.
Мы научаемся заедать неприятности едой еще в детстве, когда слышим: «Ну, не плачь, не расстраивайся, возьми конфетку», и, вырастая с этой привычкой, уже взрослыми утешаем себя коробками конфет и плитками шоколада.
В – третьих,
еда, как средство коммуникацииЭта составляющая еды формируется с момента начала кормления грудью, т.к. когда мама кормит, она берет младенца на руки, и тогда он сразу ощущает ласку и тепло материнских рук; мать дарит малышу и общение в этот момент, когда ласково смотрит на него и разговаривает с ним.
Поэтому многие «искусственники», когда матери кормят через рожок и при этом не берут ребенка на руки из кроватки, получают раннюю автономность и самостоятельность, к которой естественно не готовы. Это является одной из причин формирования как базового недоверия к миру, так и служит возникновению повышенной ответственности у человека. Во взрослом состоянии – это любители говорить – «Я сам», такие люди испытывают недоверие ко многому вокруг себя, они вынуждены постоянно находиться настороже, все контролировать, у них возникают трудности в поиске друзей и партнеров, а потом и в общении с ними и т.д.
Мы привыкли за столом общаться. Вспомните, что в вашей семье происходит за столом еще, кроме процесса приема пищи – в некоторых смотрят телевизор и обсуждают последние новости, в других происходит планирование будущих дел, в третьих идет активный воспитательный процесс под «соусом бешамель» и многое другое.
Часто многие контракты, сделки совершаются за столом переговоров, который обильно накрыт закусками и удобрен алкоголем! А чудо романтических ужинов, за которыми многие получили или сделали предложения руки и сердца….И что стоит только одна наша фраза – «Пойдем, попьем чайку!», которая равна «Пойдем, покурим!» или «Давай поговорим!»
В – четвертых,
Еда, как традиция, как моя семейная историяВедь прием пищи, это очень интимный акт, который начинается в детстве, он берет свое начало в семье. У новорожденного ребенка уже на первом году жизни складываются свои предпочтения, устойчивые вкусы, избирательность в еде – так до школьного возраста.
Каждый родитель придумывает свои способы накормить свое чадо, если вдруг оно осмеливается открыто протестовать против, скажем «манной каши», и каждый ребенок, в свою очередь, придумывает свои способы, приемы и ухищрения не есть то, что не нравится – от крика, плотного сжатия рта, размазывания каши по столу, себе, опрокидывания тарелки, некоторые просто прячут еду, например пресловутые котлеты, если в доме нет спасительной собаки.
А семейные обеды? Или их не было, потому что все приходили с работы в разное время? А если это интернациональная семья, то это интернациональная кухня или нет? Совместная семейная трапеза издавна и до сих пор не только питание, но еще и своеобразный ритуал, объединяющий всех членов семьи, стабилизирующий семейную систему.
Кто кому, как готовит еду, наказывают ли едой, поощряют ли?
Ведь приготовление еды это еще и ежедневная рутина, быт, от которого никуда не деться – сумки, магазины, раковина, кастрюльки, сковородки, плита, а потом снова раковина, а кто пойдет выносить помойное ведро?????
Традиционные праздники, связанные с едой – блины на масленицу, кисель на поминки.
Интересно отследить, как меняется сама еда, блюда традиции семьи во времени, которое несет в себе не только смену поколений по еще и груз научно-технического прогресса. (Доширак на завтрак).
В – пятых,
Еда, как индустрияВ этой области задействованы миллионы людей и денежных средств. Это и места общепита от буфетов до ресторанов повсюду, это множество магазинов, рынков. Это кулинарные журналы и передачи по ТВ и радио. Это целая отрасль для того, чтобы нас вкусно и быстро накормить, а затем избавить от того лишнего веса, который появился на нашем теле…..
Сколько людей кормится на наших привычках и зависимостях. Диетологи, фармакологи, режиссеры рекламы, хирурги, политики, звезды экрана и сцены, врачи и шеф-повара и прочая братия, все везде и всюду рассуждают о правильном питании – все для нас едоков-потребителей.
«Хочешь похудеть – спроси меня КАК!»
Наконец,
еда, как социальный актИнтересно, что в истории человеческого общества – процессы, связанные с приготовлением и поглощением еды м.б. открытыми, т.е. являются социально приемлемым актом. Мы создаем различные блюда, нас с детства учат, что, чем и как есть. Отсюда – различные рестораны, множество столовых приборов, традиции хлебосольства и прочее.
Еда может стать одним из показателей того социального статуса, который занимает человек. В каких местах он обедает, ужинает, в каких магазинах покупает продукты, и что это за продукты.
Как вам «икра ложками» или « у кого-то жемчуг мелкий, у кого-то щи пусты!» Меня всегда интересовал вопрос – насколько меняется вкус бифштекса, если его цена увеличивается в 10 раз?
Сайт Доктора Поповой