articles
Поскольку я работаю по большей части в психодинамическом поле, то и говорить я буду с позиций психоанализа на данный феномен.
В современном психоаналитическом подходе наблюдается неоднозначность в использовании самого термина «травма», им пользуются для обозначения разных понятий.
Условно можно разделить травму на детскую и взрослую. Травма может возникнуть как в результате внешнего события, так и стать результатом развития с младенческого возраста.
Но в любом случае индивид, по мнению Фрейда, переживает состояние беспомощности. Если существует опасность реально, то и беспомощность скорее физическая, когда я ничего не могу с этим поделать (авария, цунами, техногенная катастрофа). Если же опасность интрапсихическая, проистекающая их бессознательного, то и буспомощность ощущается ка нечто инстинктивное.
И именно это ощущение беспомощности позволяет так же разделить просто ситуацию опасности от травматической ситуации. В ситуации опасности мы чувствуем тревогу, которая диктует нам разные сценарии (бей - замри - беги). Опасность еще каким-то образом можно предотвратить. В случае травмы наступает пассивность. Как показывает опыт, при массовых катаклизмах большинство как раз впадают не в панику, а в ступор и регрессируют к подростковому возрасту (14-17 лет), что может выражаться в подчеркнутой дисциплине, субординации, готовности к самоограничению инициативы.
Инфантильная травма проистекает из непереносимого напряжения.
Если мы посмотрим на здорового младенца, то его жизнь наполнена довольством и покоем и неудовольствием и беспокойством. Сменяя друг друга они и создадут впоследствии пути, по которым будут развиваться аффекты приятные и неприятные. Достаточно хорошая мать разговаривает со своим младенцем, объясняя все, что с ним происходит, давая происходящему символическую форму через слово. Иными словами, мы начинаем говорить и чувствах и этим способствуем тому, чтобы эти аффекты не уходили в тело в виде заболеваний или истероидных симптомов.
Роль мамы на этом этапе - позволять ребенку проживать и переносить интенсивные чувства и переживания, которыми он наполнен и которые в силу его возраста не могут быть им артикулированы. Мама выступает как бы переводчиком для ребенка.
Если же мама справляется плохо, то ребенок может быть затоплен этими ужасными переживаниями, испытывая "смертельный ужас".
Хорошая материнская забота как бы дает младенцу право на жизнь. А психическая травма впоследствии сделает невозможным в полной мере и здоровым образом заботиться о себе. Часто такие взрослые будут стараться избежать все, что связано с болью, но на другом полюсе оказывается невозможность переживать удовольствие, счастье или веселье.
Но перейдем у травме взрослой.
Взрослая травма – переживание неизбежной опасности. Человек может впасть в паралич (психически), функции взрослой части утрачиваются наряду с рефлексией и анализом. Часто выключается и функция самосохранения (вспомните, сколько человек в ситуации опасности включают камеру на телефоне, вместо того, чтобы спасаться бегством). В наиболее критичных случаях человек впадает в психотическое состояние, что граничит уже с психической смертью. Однако и этот процесс может быть обратимым.
Но часто на месте травмы образуется симптом, с которым впоследствии и приходят к нам клиенты. И не связывают свои жалобы на симптом с прошлыми травмами.
Отличие детской травмы от взрослой заключается в том, у ребенка психический аппарат еще только формируется. А у взрослого он уже сформирован и находится под охраной защитных механизмов. И если и происходит регрессия, то в большинстве случаев временная, и это все равно не является откатом до младенческой травмы. У взрослого есть сознание, которое в некоторой мере способно блокировать чувства и эмоции.
Но на этом месте впоследствии может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство...