articles
Многие родители младших школьников понимают, что лето - отличное время для закрепления знаний ребёнка по русскому языку. Одна из трудностей домашних занятий заключается в том, что часто они слишком похожи на школьные уроки. Мама становится учителем - даёт задания и проверяет их, а ребенок считает минуты до конца «урока». Предлагаем добавить в занятия азарта и получить удовольствие, проведя время с ребенком играя, а не выполняя скучные упражнения.
Многие ошибки при письме у младших школьников связаны с несовершенным навыком чтения и недостаточной зрительной памятью. Ребенок не придает значения написанию слова: начиная читать слово, он сам додумывает его. Отведя взгляд от строки, он может не ответить на вопрос, есть ли в этом слове буква А? Какая буква была в слове «КОТ»: Д или Т? А уж вспомнить окончание только что прочитанного прилагательного – задача абсолютно сверхсложная. В таком случае полезно тренировать навык внимательного «орфографического» чтения в играх.
В качестве основы занятия можно использовать всем известные игры «Лото» и «Мемори» («Парочки»). Вместо изображений животных или транспорта на карточках будут написаны слова. Для адаптации игр от родителей потребуется 5 минут на обдумывание речевого материала и 10 минут на изготовление реквизита, зато такие карточки и задания можно будет использовать многократно.
· Игра «Живые слова».
Подготовка: для игры готовим прямоугольные карточки из плотного картона. На каждой пишем с двух сторон слова, отличающиеся только одной буквой. Начинаем со слов из трех букв, например: дом-ком, дом-дым… Дальше – длиннее: кашка-каска, каска-маска.
Правила игры: каждому игроку раздаем по три карточки, а в центр выкладываем от 4 до 6 карточек, в зависимости от возраста ребёнка и подходящей сложности. Первый игрок читает слова в центре и закрывает глаза, второй игрок переворачивает одну карточку, первый – открывает глаза и старается угадать, какое слово изменилось.
Если угадывает - добавляет в центр одну из своих карточек. Роли меняются. Цель игры – быстрее избавиться от своих карточек. Если игроков больше двух – сбрасывает карточку тот, кто первый заметил, какое слово изменилось.
· Игра «Словарное лото»
Подготовка: на больших картах лото помещаем слова, которые ребенок изучает в школе как словарные. А на маленьких – по 3-4 варианта тех же слов с ошибками и без.
Правила игры: каждому игроку выдаётся поле. Маленькие карточки открыто лежат посередине. Цель игры – быстрее найти свои правильные слова.
· Игра «Парочки»
Подготовка: в этой игре пишем на паре карточек одинаковые слова. Между собой пары отличаются несущественно, например, вторым слогом или только окончаниями слов.
Правила игры: карточки переворачиваются и перемешиваются. Каждый игрок имеет право открыть и прочитать два слова. Цель – найти и взять как можно больше одинаковых слов-парочек.
При помощи данных игр легко отработать любой материал, который можно разложить на две части: вопрос-ответ. Тогда «парой» будут не одинаковые слова, а подходящие по смыслу пары.
Например, можно привлечь внимание ребенка:
ü к окончаниям и согласованию прилагательных:
ü к частям речи:
ü к словосочетаниям с предлогами:
Чем больше участников в игре, тем лучше - ведь память и внимание полезно тренировать всем и в любом возрасте. Вы удивитесь, как быстро ребенок приспособится к правилам и начнет вас обыгрывать. Меняйте слова, тему, сложность, как только задания становятся легко выполнимыми.
Итак, с какими же нарушениями письменной речи у детей мы можем справиться с помощью предлагаемых игр?
- ошибки в чтении окончаний слов;
- дочитывание слов «по догадке»;
- трудности с запоминанием словарных слов;
- недостаточность зрительной памяти;
- ошибки в согласовании существительных с прилагательными;
- ошибки при определении частей речи.
Творите, придумывайте игры вместе, тогда лето не пройдёт даром и поможет вашему ребёнку стать внимательней и грамотней!
Анна Наумова, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра
(ТО Соколиная гора)