articles Искусство первичной консультации
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Искусство первичной консультации



Первичная консультация с клиентом для психолога всегда проходит волнительно, независимо от того, в какой парадигме работает специалист.  Начинающим психологам в этом отношении становится еще более тревожно, вследствие отсутствия наработанного опыта, который бы позволил снизить тревогу и беспокойство от первой встречи.

Начальная психологическая консультация – это встреча двух личностей, одна из которых является экспертом, а вторая - клиентом. И их межличностное взаимодействие помогает пролить свет на проблему, в центре которой обычно лежит страдание, с которой он пришел.

В этой статье я попытаюсь структурировать работу специалиста на первичной консультации и описать инструменты, которые помогут психологу провести встречу более эффективно.

Первое, что хотелось обозначить, — это задачи, которые встают перед специалистом во время первичной сессии.

Основополагающей задачей начала консультирования является создание рапорта с клиентом. Специалист создает безопасное пространство для доверительных отношений. Именно безоценочность и активное слушание позволяет клиенту расслабиться и начать диалог о своей проблеме. Многие клиенты воспринимают психолога как человека, которого ничего уже не удивляет. Такие клиенты пытаются произвести впечатление на специалиста, драматизируя и преувеличивая какие-либо события. Психологу в этом случае важно уметь отличать фантазии и манипуляции, чтобы не быть вовлеченным в игру, которая быстро может затянуть специалиста в роль спасателя или еще хуже — спасителя.

Вследствие этого, вторая задача психолога — это не терять связь с реальностью и прояснять вопросами и деталями информацию, которую дает клиент о том или ином событии.


Связь с объективной реальностью у самого специалиста обеспечивается внутренним «конструктивным критиком» или, скажем, в некой степени сомнением в сказанном клиентом. При этом специалист эмпатизирует клиенту и понимает, какое страдание ему приносит та или иная проблема, с которой он пришел.

К примеру, клиент рассказывает о горе, которое его поглотило. Он апатичен и депрессивен, безразличен к себе и своей жизни. Специалист проясняет вопросами из объективной реальности: были ли потери близкого, насилие, травмы и так далее. Если в анамнезе клиента не было подобных событий, мы начинаем обращаться к психической реальности клиента, в которой это разыгрывается. Собираем информацию о родителях, близких людей, отношениях. И может быть такое, что его мать находилась всю жизнь в депрессии и горе, и он (клиент) как ребенок решил разделить с ней ее депрессию для сохранения связи. Вследствие этого клиент, у которого в жизни не было трагедий, может находиться в горевании и депрессии без особых признаков стресса в объективной реальности. Таким образом, специалист не может клиенту, пришедшему со страданием, но не имеющим причин в реальности, транслировать, что с ним все в порядке, поскольку нет видимых причин.

Следующая задача психолога — оценить его ли это клиент, нет ли каких-либо показаний обращения к психиатру или другим медицинским специалистам. Психолог должен четко понимать поле своей деятельности и свои возможности. Благодаря этому знанию, он может определить ресурсный статус клиента: способность к рефлексии и изменениям.

Вовлечение клиента в консультирование — является очередной задачей специалиста. Клиент вместе с психологом начинает углубленно исследовать свои эмоции и чувства. При этом начинают раскрываться некоторые способы реагирования на те или иные чувства, то есть проясняются защитные механизмы психики. У специалиста выстраивается картина внутренней и внешней коммуникации клиента как с другими, так и с самим собой.

Далее психолог интерпретирует и отражает материал клиента, обозначая, какая проблема лежит в глубине его обращения и определяет время и общую стратегию работы с этой проблемой. Такое совместное обсуждение дает возможность и специалисту, и клиенту увидеть результат встречи. Обычно этим результатом является эмпатический отклик на потребности клиента и пути решения по ее удовлетворению самим клиентом.  Важно, чтобы первая встреча для клиента явилась новым взглядом на его проблему, чтобы результат этой встречи был для него значимым и вселял веру, что он в силах изменять то, что он хочет изменить, и избавиться от того, от чего он хочет избавиться.

Искусство первой консультации становится разным для каждого специалиста. Это и особенный почерк психолога, и его наработанный опыт, и умение быть спонтанным, а также пройденный практический и теоретический материал, поскольку нет единой формы первичной консультации. Надеюсь, моя попытка структурировать такую сложную работу, помогла прояснить скрытые моменты нашей непростой профессии.

 

 

 

 

 

 

 






Об авторе статьи

`
Солоненко Ольга Вячеславовна

Рейтинг психолога: 7 7

Солоненко Ольга Вячеславовна

Специалист по методу символдрамы, психолог аналитического направления, супервизор ППЛ.
Город: Алматы Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍