articles Как научиться отказывать людям?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как научиться отказывать людям?



Общаясь друг с другом, люди постоянно чем-то обмениваются, в чём-то встречаются и сотрудничают, а в чём-то другом - не сходятся и расстаются. И любое предложение или просьба может вызвать как энтузиазм, внутренний отклик, так и встретить отказ. Умение отказывать - неотъемлемая часть здоровых коммуникаций, поскольку оно позволяет нам сохранить как отношения с другими, так и свои границы. 

Прежде всего, умение отказывать - это поведенческий навык. Т.е. это набор слов и пантомимических сигналов, которые позволяют нам сообщить другому человеку о том, что сейчас мы чего-то не хотим, нам что-то не откликается, и мы не готовы в чём-то участвовать. Помимо поведенческого компонента, отказ также включает в себя когнитивный и эмоциональный. В идеале все эти компоненты сбалансированы, и тогда мы спокойно можем отказывать другим людям, не терзая себя тревожными мыслями и не страдая от чувства вины.

Однако на практике часто случается так, что, отказывая кому-то, человек испытывает противоречивые чувства. Может быть, он внутренне сомневается, не знает, чего хочет сам, боится испортить отношения или приравнивает отказ к отвержению. В таких случаях, как правило, речь идёт о нарушении границ и саморегуляции человека. Если ему трудно распознать свои потребности, ему будет трудно понять, всё-таки согласен он с чем-то или нет, принимает он что-то или отказывается. Если же он приравнивает отказ к отвержению, в отношениях с другими людьми у него возникает путаница - он может отказаться от чего-то полезного, важного и нужного для себя, если отвергает предлагающего это нечто человека и, напротив, согласиться на то, что ему не нужно, если не хочет отвергать человека.

Умение отказывать тесно связано с противоположным умением принимать отказ и спокойно относиться к чужому отказу. А за этим навыком стоит понимание, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, на свои потребности, на свой комфорт и на то, чтобы отказать другим. По сути, для отказа не нужно долгих объяснений и оправданий, достаточно простого "не хочу". И каждый человек имеет право на своё "не хочу". Если этого понимания нет, отношения часто превращаются в манипулятивные, а неуважение к праву на отказ больно бьёт обе стороны, превращая контакт в нескончаемую борьбу каждого за своё "хочу", которое он пытается навязать другому.

Трудности с умением отказывать уходят своими корнями в ситуации в прошлом, где границы человека регулярно и систематически нарушались. Такое могло происходить в детстве, когда человек ещё находился в беспомощном состоянии, и его можно было заставить что-то сделать через манипуляции или страх наказания. Во взрослом возрасте также можно столкнуться с травматичными ситуациями, в которых над человеком осуществляется насилие, и его границы грубо нарушаются. После таких ситуаций долгое время уходит на восстановление нарушенных границ и контакта человека с собой. А отказывать другим может быть трудно из-за негативного прошлого опыта, в котором адекватная реакция отказа вызвала агрессию, скандал, манипуляции или даже насилие.

Разбираться в истоках проблемы защиты своих границ и прорабатывать связанные с этим травматичные ситуации безопаснее и эффективнее всего в кабинете психолога. И, если очиститься от груза тяжёлого прошлого и перестать вносить его в настоящее, приходит осознание, что отказ - это просто отказ. Как правило, это отказ в чём-то конкретном или в ряде просьб (например, "я не даю деньги в долг", "я не нарушаю правила дорожного движения"), и он не имеет никакого отношения ни к отвержению, ни к тому, любим и/или ценим мы кого-то или нет. Отказ не означает обрыв сотрудничества, но он позволяет провести границы между тем, что нам нужно или не нужно, а, значит, вывести сотрудничество на новый уровень, дать шанс встрече с другим состояться в ином контексте или поле.

По форме навык отказа достаточно прост, и обычно эта форма включает вежливое, но уверенное обозначение своей потребности или причины отказа, к которому иногда добавляется предложение продолжить сотрудничество в ином ключе. Например, "извини, сегодня я занята и не смогу пойти с тобой гулять, но у меня будет окно в другой день, и мы могли бы встретиться". В некоторых случаях отказ может быть чуть более, в иных - чуть менее развёрнутым, но самое важное, чтобы он был сформулирован чётко, конкретно, уверенно и лаконично. Отказывая кому-то в повседневных коммуникациях, мы можем не вдаваться в глубины наших чувств, не строить многоступенчатые объяснения на тему того, почему мы что-то не хотим или не можем, - это совершенно не нужно. Но важно, чтобы отказ звучал уверенно и спокойно, поскольку, если за отказом есть сильный эмоциональный заряд, собеседник может почувствовать это и откликнуться на нашу эмоциональную реакцию - например, начать подробнее выяснять причины или пытаться помочь. 

Несмотря на то, что отказ - естественная часть здоровых коммуникаций, умение уверенно и вежливо отказывать отнюдь не гарантирует, что все коммуникации вокруг нас резко станут здоровыми. Нам будут продолжать встречаться люди, которые будут реагировать на отказ болезненно и манипулятивно, но важно понимать, что их реакция - это их личная проблема и ответственность, и она - про них, а не про нас.  






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Осинцева Анна Олеговна

Осинцева Анна

Дипломированный психолог работаю со взрослыми и детьми от 7 лет.
Психолог Денисенко Елена Дмитриевна
Консультация по Skype

Денисенко Елена

дипломированный клинический психолог, дипломированный когнитивно-поведенческий терапевт
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Писанко Елена Владимировна

Писанко Елена

Психолог-консультант оказания психологических услуг населению и организациям
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Луговая Ксения Николаевна
Консультация по Skype

Луговая Ксения

Получила высшее психологическое образование в СФ МГПУ, по специальности...
Психолог Храмцова Татьяна

Храмцова Татьяна

Клинический психолог, кризисный психолог. В работе использую методы гештальт-терапии
Психолог Палкина Юлия Ивановна

Палкина Юлия

Дипломированный психолог, работаю в интегративном подходе со взрослыми людьми,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍