articles Как организовать для ребенка развивающую образовательную среду. Советы родителям
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как организовать для ребенка развивающую образовательную среду. Советы родителям



 

Для каждого периода жизни ребенка характерен свой ведущий вид деятельности. В младшем возрасте – это предметная деятельность, в дошкольном – игровая, в школьном – учебная. Очень важно создать для ребенка развивающую среду в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями.

Образовательная среда должна быть организована не только в дошкольном учреждении, которое посещает ребенок, но и в домашних условиях. Она должна учитываться родителями при выборе культурных мероприятий для своих детей. Если педагоги дошкольной ступени образования под руководством опытных методистов могут прекрасно организовать развивающую среду для своих воспитанников, учитывая их психофизические особенности и потребности, то в домашних условиях ситуация несколько сложнее. К великому сожалению, не все родители знают и пытаются узнать, во что их ребенку интересно играть, сколько по времени он может играть и как правильно организовать игровую деятельность малыша, чтобы она способствовала развитию. Поэтому на плечи педагогов дошкольной ступени образования ложится еще одна немаловажная обязанность: просветительская.

Я учитель-логопед, и в мои непосредственные обязанности входят консультации родителей. Общаясь с родителями моих воспитанников, я часто сталкиваюсь с чрезмерно завышенными родительскими требованиями или, наоборот, с полным отсутствием критики к своему ребенку. А происходит это от незнания родителей возрастных потребностей и возможностей детей. Так, например, многие родители, покупая игру для своего малыша, довольствуются надписью на коробке, какому возрасту она соответствует, и очень немногим придет в голову проконсультироваться с продавцом-консультантом. Хотя в последнее время крупные сетевые магазины стараются набирать сотрудников для работы с психологическим или педагогическим образованием, а также повышать квалификацию своих сотрудников на специализированных курсах.

От того, в какие игрушки играет ребенок, как организована его игра, зависит развитие всех компонентов высших психических функций: внимания, мышления, памяти и речи. Именно развитые высшие психические функции являются «подушкой», на которую в школьном возрасте ложатся знания. Если ребенок недостаточно развит к 7 годам, то каким бы квалифицированным специалистом не был первый учитель, он не сможет качественно преподнести необходимые ребенку знания. Поэтому, играя с ребенком, мы развиваем его и готовим к следующей ступени образования.

Как учитель-логопед, я хотела бы подробнее остановиться на речевой развивающей среде детей. Все чаще в своей практике я встречаюсь с детьми с выраженными темповыми задержками речи (2-3 года, а ребенок только мычит и говорит всего пару слов!). Причин этого явления можно выделить множество: это и неблагополучное пре - и перинатальное развитие ребенка в доречевом периоде, сложная экологическая обстановка, но самая распространенная, на мой взгляд, причина речевого недоразвития – недостаток человеческого общения. Мы живем в век высоких технологий, нас постоянно окружают технические звуки: постоянно работающий телевизор, планшет с играми и аудиосказками, говорящие и поющие на все голоса игрушки, магнитофон в машине. Это все громко, ярко, интересно. И человеческая речь для ребенка отходит, в лучшем случае, на второй план. А если речь самых близких ребенку людей невыразительна, монотонна и перенасыщена непонятными малышу словами, то он перестает даже вслушиваться и тем более брать речевой пример с родителей. Для ребенка самое важное, полезное и интересное - эмоциональное общение с его близкими.

Обобщим все вышесказанное в нескольких простых правилах организации развивающей среды ребенка дошкольного возраста.

Первое и самое главное правило – «Правило общения». Малышу гораздо полезнее будет услышать сказку от мамы, нежели прослушать аудиосказку по телефону. Говорящие и поющие игрушки, планшеты, телефоны, конечно, можно давать ребенку, но они никогда не смогут заменить голоса самых близких людей. Полезно будет, посмотрев с ребенком мультфильм или прослушав аудиосказку, обсудить ее содержание, повторить запомнившиеся отрывки, посмеяться или погрустить над какими-то моментами.

Второе правило - «Правило эмоция».  Речь родителей должна быть эмоциональна и выразительна. В ней должны присутствовать веселая и грустная интонация. («Ах», «Ой–ой-ой», «Ух», смех, имитация плача и т.д.)

Третье правило – «Правило - сказка». Прежде чем почитать ребенку сказку, подойдите ответственно к ее выбору. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка (не стоит трехлетнему ребенку читать о «Золотом петушке» А.С.Пушкина, возьмите лучше короткую русскую народную сказку, например, «Репка» или «Колобок»). Книга должна быть ярко иллюстрирована, чтобы ребенок мог показывать героев сказки и назвать их. Читайте небыстро, делая паузы. Читая сказку «играйте» со своим голосом: говорите то низким  (как медведь), то высоким (как мышка) голосом. Читайте то тихо, почти шепотом, то громко. Такое прочтение сказки заинтересует вашего ребенка, и в следующий раз ваш малыш сам принесет полюбившуюся книжки и попросит почитать.

Четвертое правило – «Правило - Игра». Играя с ребенком, показывайте ему речевой пример. Говорите за героев игры, меняя интонацию, силу и громкость голоса. Вскоре, ребенок сам начнет играть также: озвучивать свою игру, меняя голос и интонацию.

Пятое правило – «Правило – игрушки».  Игрушки должны быть разнообразные!  В доме должны быть развивающие игры, которые учат ребенка узнавать форму, цвет, размер предметов, навыкам счета. Также вокруг ребенка должны быть обычные игрушки-животные, куклы, машинки, домики и т.д., чтобы он сам мог придумать и обыграть какой-то сюжет.  Немаловажными являются игрушки и материалы для творчества. Лучше организовать отдельное место: «Уголок творчества», где ребенок мог бы рисовать карандашами и красками, выполнять аппликации, лепить из пластилина и глины, мастерить поделки.

         Я очень надеюсь, что, придерживаясь этих несложных правил, любой родитель, даже самый далекий от профессии педагога, сможет правильно организовать развивающую обучающую среду для своего малыша!

 

Ольга Орлова, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра

https://gppc.ru/

 







Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Акивкина Ксения
Консультация по Skype

Акивкина Ксения

Семейный системный психолог, коуч по семейным отношениям, работаю индивидуально, с...
Психолог Сизикова Виктория Викторовна

Сизикова Виктория

Интегративный психолог, сертифицированная ведущая психологических игр. Работаю с людьми...
Психолог Якусевич Кристина
Консультация по Skype

Якусевич Кристина

Психолог. В основном, я использую интегративный подход. Работаю со взрослыми и...
Психолог Нослва Екатерина Павловна

Нослва Екатерина

Практикующий детский психолог. Активно беру в работу подростков, детско-родительские...
Психолог Бондакова Алена
Консультация по Skype

Бондакова Алена

Гештальт-терапевт, клинический психолог
Психолог Архипова Алина Андреевна

Архипова Алина

Когнитивная терапия, работаю индивидуально, так и с группой.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍