articles Как освободиться от родительских ожиданий?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как освободиться от родительских ожиданий?



Каждый родитель в глубине души желает своему ребёнку чего-то хорошего - чтобы у него успешно сложилась жизнь, хорошо шли дела в работе и карьере, было крепкое здоровье и надёжный партнёр рядом. Но понимание счастья у каждого своё, и в большинстве случаев происходит так, что у детей и родителей оно не совпадает. Такое несовпадение обусловлено как разными личностными особенностями людей, так и особенностями времени, в котором они выросли и живут. 

Для детей поколение родителей - это про прошлое, а для родителей дети - это про будущее. Дети опираются на родителей, усваивая тот опыт, которые родители вынесли из своего прошлого. В свою очередь, для родителей они открывают будущее. Так, например, многие из родителей взрослых сейчас людей когда-то жили в СССР. В то время не было таких продвинутых технологий, как сейчас, но жизнь казалась стабильной и предсказуемой. Сейчас же почти в каждом доме есть Интернет. В обучении дети активно осваивают гаджеты. Все сферы жизни подверглись серьёзным изменениям. И родители не успевают за своими детьми в освоении технологий.

И может показаться, что именно технологический прогресс является одной из главных причин разрыва между поколениями, диаметрально противоположных пониманий жизни, её смысла и непониманий в отношениях друг с другом. Но, на самом деле, проблема отношений между родителями и детьми стара, как мир. Потому что разрыв между поколениями был всегда, и он обусловлен естественными причинами. Одно поколение взрослеет, а затем стареет, другое - рождается и растёт. 

И то поколение, которое взрослеет и стареет, часто бывает чрезвычайно консервативно. Они уже прожили довольно большую часть жизни, набрались опыта, и им кажется, что этот опыт сможет помочь их детям, уберечь их от ошибок и неверных решений. Дети же, в свою очередь, стремятся к тому, чтобы пройти свой путь, набить свои шишки и сделать свои выводы из своего опыта. И здесь сталкиваются два стремления - родительское стремление к тому, чтобы ребёнку было комфортно и безопасно, и стремление ребёнка к свободе и новизне. По сути, в этом конфликте вечно сталкиваются два поколения.

Ожидая чего-то от своих детей, родители пытаются быть им полезными и передать свой опыт, но никакой опыт не может быть универсальным. Тем более, в изменяющихся условиях жизни. Если бы мир был абсолютно стабильным и предсказуемым, и все жили исключительно по прошлым канонам, не было бы развития. Поэтому стремление к консервации мира и сохранению традиций встречает на своём пути естественное противоположное ему стремление попробовать что-то новое и прогрессивное. 

Иногда ожидания родителей направлены на то, чтобы дети воспроизвели тот опыт, который показался им удачным. Иногда, напротив, на то, чтобы они не повторяли родительских ошибок и избежали болезненных переживаний и кризисных ситуаций. В иных случаях родители хотят, чтобы дети реализовали нечто, что не смогли сделать они сами, что часто также отбрасывается детьми, как не своя жизнь. 

В любом случае, родительские ожидания исходят из опекающей и предостерегающей позиции. И тогда, принимая их, человек неизбежно занимает позицию ребёнка, что может исходить из самых разных ожиданий. Кто-то хочет наконец-то заслужить любви, кто-то другой - спасти маму или папу, кто-то ещё боится разочаровать родителей или испытывает страх перед своим выбором и своей ответственностью. 

Обнаружить позицию ребёнка по отношению к родительским ожиданиям в психотерапии можно по тем чувствам, которые человек испытывает в тот момент, когда он касается этой темы. Если он испытывает чувства вины, стыда, горечи, отчаяние и переживает в связи с ожиданиями родителей внутренние конфликты, значит, его "я" недостаточно созрело для того, чтобы принимать решения самостоятельно. Что-то помешало ему дорасти, и какая-то часть души по-прежнему цепляется за родителей, ищет их любви, помощи и поддержки.

В этих случаях психолог обращает внимание на две сталкивающиеся друг с другом мотивации человека - угодить своим родителям и идти в свою жизнь, следовать своему пути. Первая принадлежит внутреннему ребёнку, а вторая - сознательному и зрелому, взрослому человеку. Первая подразумевает отказ от свободы и перекладывание ответственности, а вторая - смелость и мужество быть. 

Работая с этим конфликтом в терапии, психолог делает акцент на том, что, во-первых, хочет того человек или нет, он уже взрослый. Даже если психологически он ещё не созрел, по факту и юридически он взрослый, у него уже есть все права взрослого человека, и согласие родителей не требуется ни при трудоустройстве, ни при заключении брака.

Во-вторых, психолог разбирается в том, какие потребности обслуживает участвующий в этом конфликте внутренний ребёнок. Возможно, это потребность в безопасности, и тогда важно взрастить в клиенте внутреннюю фигуру, которая сможет о нём позаботиться. Если это потребность в любви, важно, чтобы он научился любить самого себя.

В-третьих, психолог разводит эти личные потребности клиента и ожидания его родителей по разным плоскостям. Ведь безусловную любовь невозможно обрести в случае, когда её нет, и следование чужим ожиданиям не поможет делу. Точно так же чужие ожидания не смогут помочь в достижении безопасности, потому что, когда человек вырастает, забота о его безопасности лежит только на нём самом. Поэтому, реализуя родительские ожидания, он не добьётся желаемого. Не обеспечит свои потребности и не спасёт маму или папу от их собственных экзистенциальных проблем. Но навредит самому себе, поскольку его задача - следовать своему, а не чужому пути. Интегрировать и продолжать самому, а не повторять или исправлять переданный ему родительский опыт. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 5500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Коваль Екатерина Сергеевна

Коваль Екатерина

Психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт. Работаю с семьей, взрослыми,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Ахромова Инна Сергеевна
Консультация по Skype

Ахромова Инна

Дипломированный психолог - консультант, работаю в интегративном подходе.
Психолог Заулочнова Юлия Николаевна

Заулочнова Юлия

Психолог, сексолог, супервизор.
Психолог Селиванов Николай Юрьевич

Селиванов Николай

Психолог, психотерапевт. Работаю со взрослыми и с парами.
Психолог Новосёлова Зоя
Консультация по Skype

Новосёлова Зоя

Карьерный психолог, консультации по вопросам карьеры и самореализации
Психолог Курман Ксения Владимировна
Консультация по Skype

Курман Ксения

Практический психолог, психолог-консультант, специалист по расстройствам пищевого...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍