articles Как перестать воевать?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как перестать воевать?



Посвящается всем, кто был в зоне военных действий.

И речь не об Афгане или Вьетнаме, а о войне на территории семьи, в которой при конфликтах (а какая же семья без конфликтов?) принято биться не на жизнь, а на смерть. Т.е. без пощады к «противнику» - оппоненту, и неважно вертикальные ли это отношения (родители-дети), или горизонтальные (мать-отец; ребенок-ребенок). Мирная жизнь в таких семьях - редкостное явление. При этом могут используются все средства: ругань (и с оскорблениями тоже), угрозы (в т.ч. физической расправой), шантаж (по формуле «если (не)…, то…», причем «то...» может утяжеляться чем-нибудь страшным, пугающим, даже кошмарным), рукоприкладство (у кого-то жестокое, у кого-то оскорбительно-аффективное), давление моральное (нравоучения и назидания) и эмоциональное (аффективные вспышки и срывы, пассивная агрессия - обиды, игнор) и т.д.

В таких хронических беспощадных конфликтах жить тяжело, участники страдают, враждуют, не живут - выживают. Но иначе не могут. Семья становится не прибежищем, и даже не пристанищем, а опасной зоной, в которой расслабляться нельзя почти никогда. Ради выживания регулярно используются определенные способы и поведенческие стратегии, которые формируют характер участников войны, особенно - у детей...

Какие уроки может извлечь из жизни в условиях подобной войны ее участник? Я сумела выделить 6, которые перечислю ниже. Наверное, их необязательно получает каждый, у кого имелся подобный «военный» опыт. Но тот, кто усвоил такие уроки в детстве, очевидно, вынужден иметь дело с их не очень хорошими последствиями и во взрослом возрасте. Например, через неспособность строить отношения, их поддерживать и/или сохранять.

Итак, 6 уроков «военной» семейной жизни:

1. Если хочешь, чтобы тебя любили, соглашайся! Любить и быть любимым, значит, быть покорным, послушным. Всегда говори «да» - насильнику, агрессору.

2. Если тот, от кого ждешь любви, говорит «нет», это оскорбительно и невыносимо, п.ч. должен говорить «да», если хочет быть любимым. Я не обязан любить того, кто говорит «нет», и в праве затеять с ним (с ней) склоку - мини-Афган - чтобы добиться платы за мою любовь.

3. Быть нелюбимым и не любить - спасение. Говори «нет» и будь свободен для любого поведения в отношениях (все равно тебя не полюбят - ты среди врагов). Будь вне отношений.

4. Будь несостоятельным в конфликтах, тупи, отчаивайся, будь неспособным отстаивать свое. Превращайся в безвольную жертву с выученной беспомощностью, впадающую в анабиоз и готовую уступить, сдаться, покориться воле оппонента, который сразу воспринимается как агрессор, насильник, даже если в действительности им не является. Аналогичной жертвенности и безволия жди от более слабого оппонента.

5. Чтобы в конфликте с особо значимым человеком избежать невыносимых состояний беспомощности и отчаяния, срывайся в гнев, ярость, злость, чтобы раскачать пограничные столбы и защитные стены оппонента - параллельно расшатывая свою и его/ее нервную систему. Собственно, применяй все наработанные в тяжких внутрисемейных боях средства беспощадного ведения войны.

6. Для близких отношений предпочтительнее слабые, мягкие, безвольные люди. Волевые и сильные - ненавистны, опасны, даже если привлекательны.

«Военное» время, слава Богу, проходит. Любой при соответствующем желании может получить целебный опыт совсем иных отношений, в т.ч. в конфликтных ситуациях, который позволит усвоить, чтО лучше для близости, каково это - в мире, согласии, любви, во взаимности. Что значит, обсуждать, быть услышанным, слышать, щадить других и себя, искать способы для всего этого…

Можно ли что-то сделать со всеми этими уроками и их последствиями? Хоть и сложно, но, хочется надеяться, можно.

1. О соглашательстве. Полезно помнить о праве на безусловную любовь - по факту рождения, и позволять себе оставаться любимым и любить, говоря «нет». На уровне базового ощущения: говорить «нет» без враждебности, ауры вздыбленной шерсти по хребту и оскаленной пасти. «Нет» не из состояния жертвы, обвисшей в твердых руках хищника, с обнаженной для его клыков шеей (ни почвы под ногами, ни стержня внутри), а твердо, спокойно, уверенно, с определенной степенью открытости, готовности к любой реакции со стороны другого, в т.ч. - гнева и ярости.

Кстати, здесь всплывает тема виновности и наказуемости в ситуации встречи с гневом, яростью партнера по общению. Может быть привычным брать на себя вину за эти чувства, а значит, ждать наказания, и даже отчасти - подставлять себя под них. Привычка стойкая, но работать с ней можно и нужно - через понимание, что за переживаемые чувства ответственность лежит на том, кто их переживает, если речь идет о взрослом.

Спасительно осознавание себя как взрослого человека, способного защититься (уклониться, отступить, отгородиться, ответить, чтобы отразить и пр.) от чужой агрессии (будь то вербальная или физическая).

2. Когда кто-то говорит «нет», нужно отступать, хотя бы на шаг. Зачем? Это очень приятно.

Именно так - отступая от того, кто говорит «нет» - можно почувствовать уважение к этому «нет», а значит, и к человеку, который заявляет об этом «нет». И именно так можно воплотить любовь к нему, которая за свободу выбора любого человека.

Можно потом попробовать как-то «поколдовать» с этим «нет», поискать обходные пути к желанному «да», если очень нужно и именно от этого человека - но сначала отступить ради акта уважения и любви. И быть готовым к тому, что «нет» останется неизменным.

3. Всегда говорить «нет», быть вне отношений - путь к одиночеству, черствости, душевной болезни, в конце концов. Изначально в любом, смею предположить, человеке заложено стремление к любви. И если оно не убито, его можно почувствовать - как тягу к другим, другому. Отвечая этому душевному запросу, следуя ему, говоря «да» (всегда ли - не знаю...), мягчеешь, теряешь ершистость, открываешься, чтобы принимать и отдавать, начинаешь беречь других в обмен на то, что берегут тебя. Наконец, перестаешь жить среди врагов, обретаешь безопасное, любящее окружение. Не правда ли, каждый вправе жить с тем, с кем ему хорошо - и это возможно?

4. Что делать в конфликтах? Иногда бороться - горячо или сдержанно и спокойно. Иногда уступать и отступать - молча или с воплями возмущения. Иногда вести переговоры и договариваться - со знанием дела или осторожно, наощупь. В общем, прекратить в них умирать, продолжать жить, равно как прекратить ожидать смерти отношений - оставаясь готовым и к ней тоже... И еще раз: взрослость, опыт отношений во взрослости - в помощь. Именно взрослость, как опыт прожитых лет и пройденных отношений, может выступать гарантом того, что и в конфликтах выживать можно… Оппонент - не враг, а партнер, равный по отношениям. Даже если он так не считает. Когда так считаю я, мне легче выживать в конфликте с ним и находить адекватный способ внутриконфликтного действия - бороться ли, отступать или вести переговоры…

5. С гневом и яростью - а, точнее, с реактивным, привычным, по проторенным дорожкам происходящим поведением - трудно. Особенно на эмоциональном пике. Мне известно, что контроль над таким поведением работает лучше, когда больше ресурсов, запаса прочности, позволяющего держаться/сдерживаться. Вся работа по предыдущим пунктам тоже укрепляет и позволяет оставлять сохранной нервную систему собственную и партнера по отношениям. Здесь важно помнить, что взрослый человек САМ отвечает за собственные ресурсы, за их своевременное пополнение.

6. Опыт сближения с волевыми и сильными, а значит, опасными, полезен, потому что развивает то, что было слабым, и позволяет реализовывать то, что было сильным, но по воле обстоятельств сдерживалось или подавлялось. Главное, чтобы симпатия к человеку была.

Перестать вести затяжные войны можно, только когда этого действительно хочется, когда хочется больше мира, чем войн. Когда же появляется такое желание? Наверное, вследствие усталости от военных действий. И/или из-за того, что меняются ценности. Во время войны ценны: победа любой ценой; достижение превосходства в силе как доказательство собственного совершенства и гарантия безопасности; агрессивность и ее реализация; выживание…

В условиях мира свои ценности: спокойствие, безопасность и сохранность, свобода, развитие, удовольствие, любовь и принятие…

Надо ли воевать с теми, с кем мы живем? Выбор за каждым.






Об авторе статьи

`
Кучкарова Резеда Риваловна

Рейтинг психолога: 7 7

Кучкарова Резеда Риваловна

Клинический психолог, стаж более 15 лет.
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Страхи и фобии
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Александр Бескоровайный |
Чтобы прекратить войну во вне - нужно её закончить внутри себя...
Резеда Кучкарова |
Александр Бескоровайный, прочитала: "чтобы прекратить войну во сне..." ))
Статья о мире внутри себя - за вами;)

Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍