На днях в программе Утро в Петербурге телеканала Санкт-Петербург состоялся эфир с моим участием на тему психологических аспектов знаний.
Сокращенную запись эфира Вы можете посмотреть по ссылке: Как правильно прожить свою жизнь - как нужно или как хочется?
А полную версию исходного материала, послужившего основой для выступления в эфире - прочитать здесь:
Была необычная сессия с клиентом: 15 лет, подросток, парень, жаловался на карантин, самоизоляцию, сложности учебного процесса, ОГЭ, ЕГЭ, и вдруг задал необычный вопрос: "Дамиан, как правильно прожить жизнь - как нужно или как хочется?". Честно говоря, я не был готов к такому вопросу. Мы немножко поговорили про знания о жизни, а потом перешли к теме восприятия знаний, как психологического явления. Например, дождь - это физическое явление, но когда мы попадаем по дождь - кто-то из нас сбрасывает туфли и босяком бежит по дождю, вспоминая детство, а кто-то хмурится и в раздражении прячется под зонтом. То есть, в данном случае, дождь становится уже психическим явлением.
Так незаметно мы углубились в детство, где впервые происходит восприятие знаний через воспитание. "Ты что наделал?" - обвиняют нас родители и возникает чувство вины. "Как тебе не стыдно?" - продолжают нас воспитывать родители и мы сгибаемся под чувством стыда. "Смотри, если ты это не сделаешь, я тебя накажу!" - и мы начинаем прятаться от чувства страха. Эти три кита нашего воспитания - чувство вины, чувство стыда и чувство страха - проникают внутрь нас, становятся частью нашей сущности, души, психики, сознания, мышления, ценностей......
И уже никогда нас не покидают, делая нашу жизнь унылой и серой. Пока однажды в какой-то день, пробудившись после необычно яркого сна, мы вдруг неосознанно устремляем взгляд не в наступающий мутный день, а начинаем, по непривычке, с опаской всматриваться внутрь себя. Что-то внутри нас щелкает. Если мы не потеряем этот взгляд внутрь, мы можем кардинально изменить свою жизнь, сделать ее яркой, цветной, полифоничной, а если повезет и привалит счастье - то обретем свою подлинную идентичность и даже разыщем смысл и предназначение своей жизни.
Главной психиатр Российской федерации 5 лет назад дал следующую статистику, и если хотя бы на секунду задуматься и посмотреть не на внешнее очертание этих цифр, а на их внутреннее содержание, наверное нам придется отступиться и, чтобы не подскользнуться - сесть и подумать, какое будущее ждет наших детей: 60% дошкольников и 80% старшеклассников имеют психические аномалии и расстройства. Это официальные данные. Эти цифры очень твердо опираются на наши три кита воспитания.
Вдруг клиент заговорил про то, что тогда он хочет изменить свою жизнь - слезть с "китов" и отправиться в свободное плавание, но обмолвился, что хотел быть не просто успешным, а богатым. Тогда мы вспомнили про Царя Соломона - его власти могли бы позавидовать большинство президентов ведущих стран сегодня, а креативность и богатство Джобса, Гейтса, Илона Маска и других - является просто детским лепетом. Но когда Соломон еще был неизвестным и совсем молодым, Бог сказал ему: "Соломон, ты можешь выбирать все, что хочешь", - и Соломон выбрал знания и мудрость. И вместе со знанием, дальнейшая жизнь показала - он обрел и несметные богатства и неограниченную власть.
"Я понял", - сказал мне на прощание клиент: "Мои знания - это мое подлинное богатство, но я не хочу получать знания, которые уже пережеваны нашими учителями. Я хочу получать уникальные знания, благодаря которым я смогу изменить свою жизнь и стать счастливым и успешным человеком. Как мне получить такие знания?" Я улыбнулся, поблагодарил и сказал ему, что это тема нашей следующей сессии...