articles
Манипуляции вызывают неприязнь и портят отношения. Часто люди вовлекаются в эту «игру» неосознанно. Ниже я предлагаю научиться легко направлять беседу в нужное русло — чтобы в выигрыше остались все.
Манипуляция — это некий захват территории. Это скрытое управление другим человеком, использование его в качестве бездушного ресурса без права на его чувства и желания.
При этом агрессивная сторона вводит в заблуждение (преувеличивает), вызывает в вас чувство вины и не дает возможности отказаться или задать вопросы. Его цель — захватить управление вами.
Важно отличать манипуляции от обычных просьб. Последние звучат конкретно, корректно и всегда оставляют вам право выбора. Вы здесь свободны и можете отказаться: «Нет, сейчас это не входит в мои планы» или «Извини, я не могу тебе помочь». При этом не будете испытывать чувства вины, стыда или похожих неприятных эмоций.
С манипуляцией же всё иначе. Собеседник давит на вас через угнетающие чувства. И выход в том, чтобы грамотно отреагировать на псевдоисторию, которую он сочиняет, привести имеющиеся факты.
Манипулятор стремится вызвать в вас:
- вину, или обиду, создавая историю о своей правоте, силе;
- стыд, настаивая на том, что вы хороший человек, а хорошие люди ведут себя так-то и так-то;
- жалость, ставя себя в позицию слабого или беззащитного;
- тяжесть, нагружая вас выдуманными долгами.
При этом манипулятор выворачивает ситуацию наизнанку - и его намерения выглядят благими или хотя бы нейтральными. А вы внутри не согласны, чувствуя неуважение и ущемление личных границ. Важно обращать на свои ощущения внимание.
Как бороться с манипуляцией?
Вовлечение в манипуляцию не приведут ни к чему хорошему, вы лишь повредите себе, почувствовав бессилие и потеряете уважение окружающих. Здоровая реакция на манипуляцию, наоборот, вызовет интерес к вашей личности, поднимет вашу самооценку. В итоге вы выйдете из-под влияния и управления окружающими и начнете сами распоряжаться вашим временем и силами.
Действия и состояния при попытке вами манипулировать: СПОКОЙСТВИЕ, ПРИЗНАНИЕ ФАКТОВ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ УТОЧНЕНИЯ.
Например:
- Вы всегда срываете сроки!
- Давайте обратимся к фактам. Уточните, пожалуйста, когда я срывал сроки.
Даже если так и было подчеркните, что вы сделали выводы из прошлой ситуации и более не нарушаете договорённостей, а в остальных случаях сроки соблюдались. Важно разрушить искажённое «всегда» манипулятора, чтобы можно было продолжать конструктивный диалог.
- Молодые, могли бы пожилых вперед пропустить! Никакой благодарности!
- Я уважаю старшее поколение. Чем я могу вам сейчас помочь?
Часто добросердечное предложение помощи обезоруживает манипулятора. Он же ждёт агрессивного боя. Спокойствие, легкость доброта могут делать чудеса.
- Ты никогда меня не слушаешь!
- Скажи мне, что именно я не услышал? Я попробую понять тебя.
Либо:
- Ты обиделась? Когда перестанешь обижаться, позвони мне, пожалуйста. Я буду рада тебя услышать.
Если собеседника накрывают эмоции - дайте ему время побыть в одиночестве и прийти в себя. Позже можно вернуться к решению вопроса.
Собеседник повышает на вас голос.
Вы шутя и очень громко спросите: «А если я буду с тобой так громко говорить, ты сможешь меня расслышать?»
Ведь доброжелательный юмор спасение во многих ситуациях.
Напоследок хочу сказать, что грамотное реагирование на ситуацию – это важный, но все-же второй шаг. Главное – это ваша уверенность, спокойствие, ваши восстановленные личные границы, собственное достоинство и отсутствие стресса. Вернуть все это вам помогут встречи с хорошим психологом. Тогда все получится.