articles
Одной из наиболее важных проблем, современной возрастной психологии, является проблема соотношения обучения и развития. Отечественные психологи придерживаются позиции Л.С. Выготского, который утверждал: "Обучение ведет за собой развитие, но не каждое обучение на это способно. Есть определенные виды задач, которые ребенок еще не умеет решать, и у него отсутствуют определенные умения и навыки. Но если решать эту задачу в деятельности, разделенной со взрослым, то ребенок возьмет от взрослого способ решения, и будет решать задачу хорошо и быстро. Эти познавательные структуры, которые появляются у ребенка в совместной деятельности со взрослым, находятся в зоне ближайшего развития. Поэтому надо подбирать такие задачи, которые ребенок еще не умеет решать, но которые находятся в этой зоне ближайшего развития. А для класса надо выбирать задачи, которые всех заинтересовывают, потому что сделать так, чтобы данная задача у всех была в зоне ближайшего развития, невозможно: кто-то уже ушел вперед, а кто-то отстает".
Зона ближайшего развития (ЗБР) - способность ребенка совместно со взрослым решать определенные задачи, которые он не может решать самостоятельно. А иногда ЗБР называют сами задачи, которые ребенок не может решать самостоятельно, но может решать совместно со взрослым.
Если ребенок может решать задачи самостоятельно, он находится в зоне актуального развития. Если ребенок не берет подсказку, то он еще не дошел до зоны ближайшего развития.
Сложности начинаются далее: есть точка зрения, что понятие ЗБР - искусственное и ничего не дает, т.к. можно при желании ребенку объяснить все. Просто надо уметь объяснять.
Начали изучать ситуацию подробнее, и были выявлены дополнительные признаки того, что ребенок находится в ЗБР:
1) Количество подсказок, необходимых ребенку для решения задачи. Их должно быть немного: в крайнем случае, с третьего раза, обычно с первого-второго.
2) Если ребенок схватил принцип решения задачи, он его не забудет.
3) Ребенку дается много задач: принцип формируется на одном материале, а затем материал варьируется - ближний и дальний перенос (близко или далеко от первоначальных условий). В ЗБР ребенок решает задачи на дальний перенос.
4) Когда ребенок получает новые знания, он воодушевляется. Ему нравится эта деятельность. Ему можно давать сразу много задач.
В зоне актуального развития ребенок решает задачу и смотрит: "Что дальше?" Те, кто не находится в ЗБР, не могут выполнить задачу: часть детей так до конца и не понимает объяснения, отказывается ее выполнять, другие как-то по интуиции с трудом решают задачу, но быстро забывают способ решения и не выполняют аналогичных задач с дальним переносом.
Пример эксперимента по определению ЗБР. Изучалось, в каком возрасте у подростков следует формировать способность к сложному вероятностному мышлению. Предлагалось решить задачу: "Билли ушел в комнату, хотя должен был оставаться с гостями, и так и не вернулся. Укажи возможные причины."
Когда причины высказаны, ребенку давали следующее пояснение: Если ты оцениваешь личностные свойства или поведение другого человека, надо научиться высказывать гипотезы, почему человек ведет себя так или иначе. (Один мальчик толкнул другого. Гипотезы: хотел обидеть, толкнул случайно, или его перед этим кто-то толкнул.) Сначала представь себе несколько гипотез, и только после этого сможешь сделать вывод, что другой человек хотел. Гипотезы одного класса объясняют поведение другого субъекта (он агрессивен, он на что-то обиделся). Гипотезы другого класса - что из себя представляет окружающая среда (его против меня настроили, его кто-то толкнул). Гипотезы третьего класса характеризуют самого размышляющего (я что-то ему не так сделал).
Соответственно, детям предлагали высказать гипотезы из других групп. Простое вероятностное мышление: когда высказываются только гипотезы только одной группы. Более сложное вероятностное мышление - учет всех групп.
То есть в 12 лет большинство детей находятся в ЗБР. И тренинги по этому вопросу лучше проводить в 12 лет. Те, кто успел развиться раньше, в принципе не нуждаются в учителе. Но им тоже полезно давать эти знания, потому что при стихийном развитии могут сформироваться те же принципы, но неупорядоченно, сможет решать меньше задач, и т.п.
Хотя 12,5% 12-летних еще не находятся в ЗБР, и их обучить невозможно, здесь все равно будет неудача.
Сложность работы с разношерстным классом: 5% 9-летних уже перешли ЗБР, а 92,5% еще не дошли до нее.
Сензитивный период - это тот возраст, в котором ребенок наиболее чувствителен к усвоению того или иного навыка/материала. Например, в возрасте 5 лет дети чувствительны к развитию феноменального слуха, а затем эта способность ослабевает.