articles Как развивать ребенка?!
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как развивать ребенка?!



Одной из наиболее важных проблем, современной возрастной психологии, является проблема соотношения обучения и развития. Отечественные психологи придерживаются позиции Л.С. Выготского, который утверждал: "Обучение ведет за собой развитие, но не каждое обучение на это способно. Есть определенные виды задач, которые ребенок еще не умеет решать, и у него отсутствуют определенные умения и навыки. Но если решать эту задачу в деятельности, разделенной со взрослым, то ребенок возьмет от взрослого способ решения, и будет решать задачу хорошо и быстро. Эти познавательные структуры, которые появляются у ребенка в совместной деятельности со взрослым, находятся в зоне ближайшего развития. Поэтому надо подбирать такие задачи, которые ребенок еще не умеет решать, но которые находятся в этой зоне ближайшего развития. А для класса надо выбирать задачи, которые всех заинтересовывают, потому что сделать так, чтобы данная задача у всех была в зоне ближайшего развития, невозможно: кто-то уже ушел вперед, а кто-то отстает".

Зона ближайшего развития (ЗБР) - способность ребенка совместно со взрослым решать определенные задачи, которые он не может решать самостоятельно. А иногда ЗБР называют сами задачи, которые ребенок не может решать самостоятельно, но может решать совместно со взрослым.

Если ребенок может решать задачи самостоятельно, он находится в зоне актуального развития. Если ребенок не берет подсказку, то он еще не дошел до зоны ближайшего развития.

Сложности начинаются далее: есть точка зрения, что понятие ЗБР - искусственное и ничего не дает, т.к. можно при желании ребенку объяснить все. Просто надо уметь объяснять.

Начали изучать ситуацию подробнее, и были выявлены дополнительные признаки того, что ребенок находится в ЗБР:

1) Количество подсказок, необходимых ребенку для решения задачи. Их должно быть немного: в крайнем случае, с третьего раза, обычно с первого-второго.

2) Если ребенок схватил принцип решения задачи, он его не забудет.

3) Ребенку дается много задач: принцип формируется на одном материале, а затем материал варьируется - ближний и дальний перенос (близко или далеко от первоначальных условий). В ЗБР ребенок решает задачи на дальний перенос.

4) Когда ребенок получает новые знания, он воодушевляется. Ему нравится эта деятельность. Ему можно давать сразу много задач.

В зоне актуального развития ребенок решает задачу и смотрит: "Что дальше?" Те, кто не находится в ЗБР, не могут выполнить задачу: часть детей так до конца и не понимает объяснения, отказывается ее выполнять, другие как-то по интуиции с трудом решают задачу, но быстро забывают способ решения и не выполняют аналогичных задач с дальним переносом.

Пример эксперимента по определению ЗБР. Изучалось, в каком возрасте у подростков следует формировать способность к сложному вероятностному мышлению. Предлагалось решить задачу: "Билли ушел в комнату, хотя должен был оставаться с гостями, и так и не вернулся. Укажи возможные причины."

Когда причины высказаны, ребенку давали следующее пояснение: Если ты оцениваешь личностные свойства или поведение другого человека, надо научиться высказывать гипотезы, почему человек ведет себя так или иначе. (Один мальчик толкнул другого. Гипотезы: хотел обидеть, толкнул случайно, или его перед этим кто-то толкнул.) Сначала представь себе несколько гипотез, и только после этого сможешь сделать вывод, что другой человек хотел. Гипотезы одного класса объясняют поведение другого субъекта (он агрессивен, он на что-то обиделся). Гипотезы другого класса - что из себя представляет окружающая среда (его против меня настроили, его кто-то толкнул). Гипотезы третьего класса характеризуют самого размышляющего (я что-то ему не так сделал).

Соответственно, детям предлагали высказать гипотезы из других групп. Простое вероятностное мышление: когда высказываются только гипотезы только одной группы. Более сложное вероятностное мышление - учет всех групп.

То есть в 12 лет большинство детей находятся в ЗБР. И тренинги по этому вопросу лучше проводить в 12 лет. Те, кто успел развиться раньше, в принципе не нуждаются в учителе. Но им тоже полезно давать эти знания, потому что при стихийном развитии могут сформироваться те же принципы, но неупорядоченно, сможет решать меньше задач, и т.п.

Хотя 12,5% 12-летних еще не находятся в ЗБР, и их обучить невозможно, здесь все равно будет неудача.

Сложность работы с разношерстным классом: 5% 9-летних уже перешли ЗБР, а 92,5% еще не дошли до нее.

Сензитивный период - это тот возраст, в котором ребенок наиболее чувствителен к усвоению того или иного навыка/материала. Например, в возрасте 5 лет дети чувствительны к развитию феноменального слуха, а затем эта способность ослабевает.






Об авторе статьи

`
Надеждин Сергей Алексеевич

Рейтинг психолога: 10 10

Надеждин Сергей Алексеевич

МГУ им. Ломоносова Факультет психологии | Институт психотерапии и клинической психологии - Когнитивно-поведенческая терапия, психолог-консультант | Институт Психоанализа - Психологическое бизнес-консультирование. Профессиональный коучинг
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍