Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как сформировать адекватную самооценку у ребенка



Самооценка – это представление человека о себе, своем месте в обществе.

Как я уже писала, формирование самооценки начинается в детстве, и ключевое место в этом процессе занимает  семья ребенка.

Я хотела бы привести самые распространенные примеры негативного влияния семьи на формирование детской самооценки:

1.       Негативные оценки и сравнения

Часто от родителей можно услышать подобные фразы: «Вот у соседей дочка молодец, в школе отличница, и поет, и танцует, спортом занимается, а ты неумехой растешь». Я, наверное, никогда не смогу понять смысла подобных высказываний, вряд ли взрослый верит в то, что каким –то чудесным образом его ребенок вдруг начнет петь, танцевать, и учиться на отлично. Да и пробудить здоровую конкуренцию не получится, потому что итог уже подведен: «Соседская девочка молодец, а я неумеха».

Сравнения с другими, негативные оценки («ты глупый, раз не смог решить задачу», «ты безрукий, раз разбил тарелку» и так далее) могут лишить ребенка желания развиваться, так как мотивация к достижениям отсутствует  -  на нем уже висит ярлык «глупый», «безрукий», неумеха». То есть родители, часто указывающие ребенку на его недостатки, ошибки и неудачи,  формируют у него низкую самооценку и неуверенность в себе.

Рекомендации:

Для начала, на мой взгляд, родителям необходимо разобраться в себе, каких изменений они хотят добиться от ребенка и по каким причинам. Например, если мать всегда хотела заниматься балетом, и решила реализовать свою мечту в дочери,  стоит спросить у ребенка, мечтает ли она также сильно о балете, или ей это не интересно.  Да, мамы часто говорят мне о том, что ребенок не может еще понять, чего он хочет, но, на мой взгляд, после нескольких занятий, он сможет сказать, нравится ему там, или нет.

Что касается учебы, то конечно, все мы хотим, чтобы дети учились хорошо, но не стоит забывать одну современную шутку: «Учись на отлично, закончи институт с красным дипломом, и тогда троечник, которому ты давал списывать, возможно, примет тебя на работу». В каждой шутке есть доля шутки, вспомним Билла Гейтса и Стива Джобса.

Если же необходимо мотивировать на что-либо ребенка, то можно сказать: «Наша соседка в твоей школе учится, и на одни пятерки, я думаю, у тебя тоже получится, давай попробуем?».

Подобная фраза даст свободу выбора ребенку, при этом возникнет желание проявить себя, «ведь я не хуже ее», заручившись поддержкой и, при необходимости, помощью родителей.

2.       Домашние принцы и принцессы

Другая крайность влияния на самооценку – постоянная похвала и восхищение ребенком. Малыш с раннего детства считает себя в семье главным, жизнь родных крутится вокруг него, прощаются все шалости, а малейшие успехи вызывают бурную радость.

Дети, выросшие в подобной семье, считают себя самыми умными и красивыми, но когда такой ребенок приходит в школу или детский сад, у него наступает шок. Ведь там таких же как он – самых, самых, аж 20 человек. Какие-то дети (с устойчивой психикой), подстраиваются под жизнь в коллективе, и занимают там свою нишу,  другим же очень сложно адаптироваться. Это происходит потому что, в семье его хвалили просто так, не нужно было ничего делать, ничего доказывать, его обожали просто потому, что он есть. Теперь же приходится бороться за место в коллективе, проявлять себя, а как это делать  - никто не учил.

 Рекомендации:

Разумеется нужно любить ребенка и развивать в нем позитивную самооценку, но не стоит забывать о воспитании. Ребенок живет не только в семье, он находится в социуме, и для того, чтобы ему было комфортно в нем существовать, необходимо привить ему основные социальные правила и нормы. Те дети, которые рано ( с 10-12 месяцев) начинают вовлекаться в социальную жизнь, контактируют  со сверстниками, посещают общественные  места (группы раннего развития, игровые комнаты, детские площадки)  гораздо спокойнее переносят адаптацию к детскому саду, растут более уверенными в себе.

 

 






Об авторе статьи

`
Медведева Алина Константиновна

Рейтинг психолога: 4 4

Медведева Алина Константиновна

Клинический психолог, работаю преимущественно с детьми и подростками, в рамках системной семейной терапии.
Город: Санкт-Петербург
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


ТОП психологов
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Майбах Елена

Майбах Елена

Основатель и руководитель центра системных расстановок ReStart, психолог, Мастер Рейки, ...
Психолог Репина Кристина Алексеевна

Репина Кристина

Детский психолог
Психолог Гурова Елена Владимировна
Консультация по Skype

Гурова Елена

Психолог, коуч, тренер - использую гештальт, когнитивно-поведенческую психологию,...
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Евстратова Полина Ивановна
Консультация по Skype

Евстратова Полина

Практикующий психолог, сертифицированный консультант в методе Позитивная психотерапия
Психолог Войтишина Марина Валерьевна

Войтишина Марина

Психолог терапевтических групп онлайн и в г. Санкт-Петербург. Системно-семейный психолог,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍