articles
«Слово-самый сильный наркотик,
используемый человечеством»
Р.Киплинг
Вряд-ли найдется кто-то, у кого есть сомнения, что слова это больше,чем просто набор букв,звуков,слогов…Слова не только обозначают предметы, события, чувства, но и оказывают на нас определенное влияние, физиологическое и психологическое. У каждого человека со словом связаны определенные события и ощущения. Всякий опыт, приобретенный когда-либо человеком, в связи со словом, накапливается, как информация, в его мозге. Одно и то-же слово у разных людей будет вызывать разные образы и эмоции. В качестве примера,просто попросите десять своих знакомых рассказать вам,что они представляют при слове «лес», например…Такое простое,казалось-бы слово, а образы, вызываемые им у разных людей,будут различными:кто-то увидит светлый лиственный лес,кто-то сосновый и даже, возможно, ощутит запах хвои…кто-то увидит залитую солнцем опушку леса, а кто-то, темную и мрачную чащу…Все зависит от индивидуального опыта каждого человека.
Тем не менее, мы еще не в достаточной степени оцениваем действительное влияние слов на глубокие и скрытые физиологические процессы. Нет сомнения, что пути этого воздействия на мозг человека раскрыты далеко не полностью.
У некоторых людей,например, только лишь словом, можно вызывать такие реакции, реальность которых обычно подвергается сомнению. К числу таких явлений,прежде всего, можно отнести как само вызывание словесным внушением гипнотического сна, так и переживания человеком в гипнозе различных внушенных эмоций, возникновения у него различных внушенных нарушений чувствительности, выполнения им необычных действий (например, гипноанельгезия,поедание под видом яблока лука и пр.). Произвольно сделать это никогда не удается.
Но самое удивительное, что слово оказывает воздействие на человека не только в непосредственной близости, т.е. локально,но и при нелокальном трансперсональном воздействии. Они могут быть как позитивными так и негативными. Интересным примером негативного воздействия является,так называемая «молитва о смерти», которую используют шаманы в Северной Африке,Полинезии и на Гавайях. Ее произносит шаман, находящийся на огромном расстоянии от жертвы, - бесспорно, случай нелокального, трансперсонального воздействия, который в принципе не может быть объяснен сенсорным восприятием. У жертвы начинается омертвление тела, которое начинается в ступнях, затем, на протяжении трех дней возрастает и постепенно охватывает колени, бедра и, наконец, солнечное сплетение и сердце. Тогда наступает смерть. Причем, слова молитвы, которую используют кахуны ( «ка»-мастер, «хуна»-тайные знания) на Гавайях и шаманы Северной Африки похожи, учитывая, конечно, разницу в произношении…Воздействие на мозг оказывает именно смысловое значение слова, а не его звуковой образ, т.е. семантика (значение), а не сонорика (звучание).
Что касается позитивного, и опять-же нелокального,воздействия слов на человека,то один из примеров этого описан в книге Досси «Исцеляющие слова»: в 1965 году было проведено исследование в одной из лондонских больниц. Нескольким группам людей было предложено молиться на расстоянии, о здоровье 19 больных, ход протекания болезни которых, сравнивали затем с ходом болезни 19 пациентов контрольной группы. Больные этих двух групп были подобраны с одинаковой степенью серьезности заболевания. При этом ни пациенты, ни лечащие врачи не знали, за каких больных люди молились, а за каких – нет. В обеих группах - в контрольной и экспериментальной - продолжалось медикаментозное лечение. В процессе исследования, у пациентов экспериментальной группы, были отмечены значительные улучшения состояния здоровья, по сравнению с пациентами контрольной группы.
Воистину, словом можно убить, и словом можно оживить…