Чтобы в отношениях с детьми не возникло отчуждения, нужно «расти вместе с ними», понимать их проблемы, общаться с ними
Наши дети растут. Они другие, чем мы, поэтому каждому из нас надо учиться воспитывать детей, «расти вместе с ними», взаимодействовать, общаться с ними, понимать их проблемы, чтобы в наших взаимоотношениях не возникло отчуждение.
Если раньше родителям фактически некуда было обратиться в связи с проблемами, возникающими в отношениях с детьми (ну разве только в школу к учителю прийти, или уж если все совсем плохо – в милицию), то сейчас у людей есть выбор. В Москве много психологических центров, ведущих работу как с родителями, так и с детьми.
Что выбрать из этого разнообразия? Что представляет собой рынок психологических услуг и помощи родителям? Какие сегодня существуют формы обучения родителей, методы повышения их эффективности, как главных воспитателей детей? Что можно узнать о разного рода тренингах, психологической работе с родителями в частных и государственных школах, об индивидуальном психологическом консультировании и семейной психотерапии? Какие конкретные центры, тренинги можно рекомендовать?
Обо всем этом мы сегодня и поговорим с вами. Начнем с азов.
Во-первых, нужно сказать, что психологическая помощь осуществляется в четырех основных формах - индивидуальной, парной, семейной и групповой. Психолог может общаться с вами индивидуально, он может встречаться с детско-родительской или супружеской парой, он может работать с целой семьей и, наконец, он может проводить работу с группой родителей.
Во-вторых, существуют два формата оказания психологической помощи - контактный (очный) и дистантный (заочный). В первом случае речь идет о реальном контакте и общении с психологом (как правило, на его территории - в разного рода психологических и консультационных центрах). Во втором случае общение с психологом осуществляется либо с помощью телефона (разного рода "телефоны доверия" и "горячие линии") или интернета (on- или off-line). И вы можете, конечно, выбрать именно тот формат психологической помощи, который более соответствует вашей ситуации, вашим возможностям, и, наконец, вашему настроению. Понятно, что в случае контактного психологического консультирования возможны все формы оказания психологической помощи, тогда как дистантная работа ограничена индивидуальной формой.
В-третьих, выбор устраивающего вас психолога ничуть не проще, нежели выбор гувернантки, репетитора, визажиста, дантиста, массажиста или реэлтора. В подобных вопросах невозможно целиком положиться на рекламу или чье-либо мнение. Самые общие правила здесь таковы: сначала сбор как можно более полной информации о предоставляемых на рынке услугах, затем отбор наиболее подходящих вам вариантов по внешним критериям (стоимость, месторасположение, опыт работы, образование, пол, возраст и т.д.) и, наконец, поиск личного психолога путем проб и ошибок. Путь этот непрост, но другого пути нет.
Возможно, мои советы смогут несколько облегчить ваш поиск:
1) начните с интернета, поскольку каждый уважающий себя и сколько-нибудь состоятельный психологический центр или просто практикующий психолог имеет теперь свой веб-ресурс;
2) обращайте внимание на образование практического психолога; имеет смысл отдавать предпочтение специалистам, имеющим базовое психологическое образование и научные степени (если таковые есть);
3) будьте критичны по отношению к рекламе психологических услуг, всякого рода обещаниям и заверениям, предпочитайте варианты умеренного и сдержанного самопредъявления;
4) попробуйте сначала вариант дистантного общения с психологом (по телефону или E-mail), и только в том случае, если это общение вас устроит,
5) запишитесь на очный первичный индивидуальный прием, по результата которого
6) сделайте окончательный выбор.
И еще несколько рекомендаций: не следует ограничивать свой выбор психологом, работающим в детском саду или школе, которые посещает ваш ребенок; в своем выборе ориентируйтесь не столько на вашу проблему (поскольку ваше видение может оказаться ошибочным), сколько на психолога как человека, с которым вам предстоит ее решать; не надейтесь, что один-два разговора с психологом чудесным образом изменят вашу жизнь, настройтесь на длительную работу; не думайте, что психолог сможет все сделать сам, поскольку именно от вашей интеллектуальной и эмоциональной активности зависит очень многое; психологической панацеи не существует, эффективный метод психологической помощи подбирается под ваш конкретный случай; не думайте, что в том случае, если ваш ребенок (или супруг) не может или не желает идти к психологу, то и ваш визит будет бесполезным, поскольку всегда возможны индивидуальные рекомендации, индивидуальная помощь и поддержка, которые могут помочь вам.
А теперь я постараюсь ответить на некоторые, наиболее часто задаваемые вопросы.
Каков основной, наиболее часто встречающийся запрос, приводящий мать или отца в кабинет психолога?
Такого запроса нет. Есть группа запросов, включающая такие обеспокоенности как недисциплинированность и гиперактивность, снижение успеваемости, агрессивность, утрата контакта, взаимонепонимание. Однако каждый конкретный случай всегда индивидуален и непохож на другие.
Каковы наиболее часто встречающиеся заблуждения и ошибки родителей?
Первая ошибка такого рода - жалоба: во всем виноват(а) он (она) - ребенок или супруг(а). Такого никогда не бывает. Ответственность за возникающие трудности всегда распределена между общающимися людьми. Поэтому во всем происходящем в вашей жизни есть и доля вашей личной ответственности. Найдите в себе силы посмотреть этой правде в лицо и принять ее. Вторая распространенная ошибка состоит в том, что всякое воспитание в конечном счете сводится либо к "кнуту" наказаний, либо к "прянику" поощрений и что называется "третьего не дано". Но возможность третьего пути существует всегда, а сам он может быть обозначен как взаимоуважение, взаимопонимание и диалог. Этот путь труден. Родитель, желающий встать на этот путь зачастую нуждается в помощнике. Таким помощником может стать ваш личный психолог. Третья ошибка: дети - это мои дети. Дети - не вещи, и они вам не принадлежат. Постарайтесь увидеть в них людей, которые лишь какое-то время будут общаться с вами. Четвертая ошибка: дети - это всего лишь дети. Все, происходящее в детском возрасте, откладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Чем меньше ребенок, тем сложнее ему защититься от пагубных воздействий и, следовательно, тем ответственнее должно быть поведение родителей. Пятая ошибка: дети - всегда дети. На самом деле ваши дети всегда растут, всегда изменяются. Изменения, происходящие с ними, намного быстрее и масштабнее, нежели те, что случаются в вашей жизни. Вы просто этого не замечаете. Лишь в тех случаях, когда вы вдруг перестаете узнавать своего ребенка (что обычно случается на пике возрастных кризисов), до вашего сознания может постепенно дойти: они стали другими, а я все та (тот) же. Есть, конечно, и другие заблуждения родителей, но и перечисленных вполне достаточно, чтобы понять: как родители мы всегда не безупречны, но у каждого из нас есть большой ресурс более верного восприятия своих детей и более верного построения взаимоотношений с ними.
Как понять, у кого проблема, - у ребенка или у его родителей?
Скажу сразу, вопрос сформулирован неверно. Если речь идет о психологической проблеме (а не о плохом прикусе у ребенка или о низкой зарплате у родителя), то проблема принадлежит обоим, она всегда представляет собой общее достояние и ребенка, и родителя. Приведу три примера.
На прием пришла мать с жалобами на лживость своей 13-летней дочери. В ходе беседы с психологом выяснилось, что общение матери с дочерью в последнее время практически целиком сводится к расспросам и дознаниям по типу "что? где? когда?". Ее быстро взрослеющая дочь, для того чтобы сохранить хотя бы какую-нибудь часть своего мира, приватной оказалась перед необходимостью фантазировать и сочинять небылицы. Возник своего рода порочный круг: чем больше было расспросов, тем больше становилось небылиц (лжи в восприятии матери) и, следовательно, тем больше становилось расспросов. Более адекватное понимание всей ситуации в целом, возникшее в результате общения с психологом, позволило матери умерить свои расспросы, что сразу же привело к уменьшению "лжи" со стороны дочери. Постепенно, шаг за шагом удалось восстановить взаимное недоверие между ними, наладить взаимоотношения...
К сожалению, не всегда подключение психолога к проблеме оказывается столь эффективным. Отец 19-летнего студента престижного технического вуза обратился к психологу с жалобами на психологические трудности, которые мешают его сыну в учебе. Общение с отцом, а затем и его сыном выявило у молодого человека тяжелое и запущенное психическое неблагополучие. Вкратце эта печальная история была такова: мальчик с раннего детства проявлял все признаки одаренности. Он особенно интересовался биологией, но в его семье по отцовской линии на протяжении нескольких поколений мужчины были докторами физико-математических наук; постепенно, неуклонно и невзирая ни на что текущие занятия и весь дальнейший жизненный путь мальчика были отформатирован по этому образу и подобию. Его жизнь дала продольную трещину, которая на третьем курсе института обозначилась симптомами шизофрении. Отец был в отчаянии, ведь своему сыну он хотел лишь добра. Но психологическая помощь уже запоздала и пришлось прибегнуть к услугам психиатра...
Третий пример - из области супружеских отношений. На приеме у психолога молодая супружеская пара. Раздражение, обоюдные упреки и обвинения буквально висят в воздухе. Яблоко раздора - ребенок, 5-летний мальчик. Конфликт по поводу его "правильного" воспитания (жесткого и рационального в видении отца и мягкого и эмоционального в видении матери) зашел у супругов уже так далеко, что на горизонте замаячила предразводная ситуация. И хотя в глубине души они не хотели развода, общение с психологом втроем оказалось невозможным. Поэтому сначала пришлось общаться с каждым из родителей индивидуально. Было затрачено много сил и времени прежде чем удалось смягчить маскулинную и фемининную акцентуированность личности отца и личности матери, сделать их более сбалансированными медленного и трудного самопринятия подавленных и неразвитых женских и мужских аспектов в личности каждого из них. По мере такого самопринятия началась складываться "общая территория", элементы взаимопонимания, сама возможность не только слушать, но и слышать друг друга. Надо сказать, что такая психотерапевтическая работа с родителями привела к тому, что сын довольно быстро перестал быть для них "яблоком раздора", а в центре внимания оказалась необходимость отлаживания их собственных взаимоотношений...
Что наиболее эффективно и что следует выбирать родителям в зависимости от тех проблем, которые возникают?
Наиболее эффективной формы психологической помощи не существует. Я думаю также, что выбирать "эффективную для себя" форму такой помощи родители должны не сами, а в сотрудничестве и диалоге с психологом. Важно также понимать, что в том случае, если вы воспитываете своего ребенка или своих детей вдвоем, то и работать с психологом гораздо полезнее и продуктивнее именно вдвоем. В противном случае может оказаться, что тот прогресс, который будет достигнут в результате психологического консультирования одного из родителей только увеличит степень разногласия в родительской паре. Психологическое консультирование и психотерапию иногда называют "внутренним путешествием", в результате которого человек не просто открывает и приобретает нечто новое, но и многое переосмысливает, уходит, отказывается от старого, негативного в самом себе и своей жизни. Всегда лучше, если партнеры по жизни совершают такое путешествие вместе.
Что можно сказать о тренингах, о групповой форме психологической работы для родителей?
Тренинги (в том числе и для родителей), предлагаемые в настоящее время на московском психологическом рынке весьма разнообразны. Это, прежде всего, разного рода тренинги личностного роста, группы встреч, группы самопознания и т.п., оказывающие общий позитивный психотерапевтический эффект, отлаживающие сферу их самоотношений, позволяющие осознать и выразить неосознаваемые элементы эмоционального опыта, расширяющие и проясняющие сознание участников групповой работы. К более специальным тренингам можно отнести группы эффективного родительствования, коммуникативной компетентности, эффективных навыков и умений межличностного общения, направленные, как говорят сами их названия, на совершенствование способов общения человека с другими людьми, родителя с детьми, супруги с супругом и т.д.
К еще более специальным разновидностям групповой работы относятся разного рода тренинги повышения уверенности в себе, сензитивности, толерантности, эмпатичности и т.д., цель которых сводится к развитию у участников посредством последовательности специальных психологических упражнений в группе определенных личностных особенностей, характеристик, способностей: самооценки, чувствительности к собственным и чужим переживаниям, терпимости по отношению к другим людям, способности к сочувствию и сопереживанию. Те или иные виды психологических тренингов предлагают практически все психологические и психотерапевтические центры, существующие в настоящее время в Москве. Остается только выбирать. Напоследок хочу дать вам еще один совет человека, уже много лет наблюдающего рынок психологических услуг изнутри: если вам как родителю пришла в голову идея пройти психологический тренинг, постарайтесь увлечь этой идеей хотя бы часть родителей, дети которых ходят в ту же группу детского сада или школьный класс, что и ваши. В этом случае вы убиваете не одного, а сразу несколько зайцев: кроме эффектов саморазвития и самосовершенствования вы сможете приобрести еще сплоченную группу людей, которые знают и понимают друг друга, настоящую команду, которой многие совместные дела окажутся под силу. Но это еще не все, вы получите также новую, более позитивную (менее конкурентную, агрессивную, хаотичную и нетерпимую) психологическую атмосферу во взаимоотношениях ваших детей в детском саду или в школе.
Как работает с родителями Центр психологического консультирования TRIALOG и почему он так называется?
Центр TRIALOG не выделяет родителей в некую особую группу своих клиентов. Мы, конечно, выслушиваем каждого из обращающихся к нам за советом и помощью. Но даже если человек явно обращается к нам по поводу детско-родительских проблем, мы, принимая это видение, вовсе не склонны ограничивать им и себя, и нашего клиента. Достаточно часто более широкое и объемное понимание жизненной ситуации клиента приводит к тому, что его исходный запрос существенно изменяется. За "родителем" и "ребенком" мы стараемся каждый раз увидеть человека и помочь именно ему.
Название нашему Центру дало понятие "триалог", в самом общем виде означающее "разговор троих". Согласно разрабатываемому мной триалогическому подходу к психологическому консультированию и психотерапии, отношения, диалог между психологом и клиентом всегда опосредован, включает в себя еще одну, незримо присутствующую в нем третью фигуру. Со стороны психолога - это фигура конкретного супервизора, учителя психотерапевтического мастерства, носителя гуманистических ценностей и высокой культуры межличностного общения. Со стороны клиента - это фигура субвизора, конкретного и значимого для него человека, негативно влияющего на его психологическое благополучие. Согласно триалогическому подходу сущность и эффективность психотерапевтического процесса определяются тем, удастся ли (и если да, то насколько) заменить в триалоге клиента фигуру субвизора на фигуру супервизора.