articles
Настойчивый телефонный звонок ворвался в утро молодой женщины как дикий зверь, от которого захотелось спрятаться в тёплое облако пледа и подушек. Даша знала, что в квартире кроме неё никого нет и ответить некому: дети уже давно ушли в школу, а супруг находился в командировке. На некоторое время телефон замолк, и Даша погрузилась в свои мысли, которые тут же унесли её в детство, в тот внутренний фильм, который она видела каждый раз, когда ей становилось невыносимо одиноко, тоскливо и больно… Коленки жутко болели – зерна крупы впивалась в нежную кожу словно тысяча острых игл, спина все еще зудела от ударов скакалки, тело затекло от многочасового стояния на мешке с гречей, хотелось спать, а еще больше исчезнуть, раствориться, умереть. «Я все вижу, стой как следует, а то еще получишь!» - как хлыст резанули слова матери. Висевшая на стуле скакалка молчаливо напоминала о том, что бывает с нарушителем, ослушавшимся или покинувшим место наказания. Страх и сон еще некоторое время боролись между собой за власть над девочкой, затем пришло чувство пустоты и нирваны, сон победил и скрючившееся детское тельце обмякло в углу комнаты до утра. Ночью, во сне, к Даше тянулись теплые руки матери, бережно обнимали и гладили по головке, укладывали спать в мягкую кроватку, заботливо поправляли локоны на подушке. Когда Даша проснулась и открыла глаза, она осторожно оглядела комнату, проверяя обстановку: матери уже не было дома, пьяный отчим еще спал, скакалка висела на том же месте – вроде бы тихо, а значит можно осторожно покидать свой угол. До вечера надо было что-то придумать, чтобы порадовать маму и тогда она обязательно расколдуется, станет доброй и больше никогда-никогда не будет бить и наказывать. Девочка старалась изо всех сил, увлеченно пыхтела, а иногда даже напевала себе что-то под нос, представляя радостное лицо мамы, когда она увидит ее подарок. Пластилиновая семья стояла на бархатной бумаге и держалась за руки: улыбчивая голубоглазая мама, высокий и сильный папа и маленькая девочка посередине. На большом красном бумажном сердце, прикрепленном к фигуркам, было написано «Мамочке». Готово, теперь надо просто подождать маму, когда она вернется с работы и чудо обязательно произойдет. Мама работала на стройке, приходила раздраженная, потому что устала и ей все было не так. По звуку захлопнувшейся входной двери и тому, с каким ожесточением она снимала сапоги и пальто можно было догадаться о степени ее раздражения: с порога были слышны шум, громкие крики и мат. Сначала мама и отчим кричали, потом что-то постоянно падало и билось, затем могла начаться драка. Если в какой-то момент Даша не успевала спрятаться под кровать или под стол – ее замечали раздраженные взрослые и вовлекали в процесс скандала: мама могла обзывать, таскать за волосы и бить подручными предметами. Кошмар повторялся и повторялся по кругу, со временем, становясь уже таким привычным, наполненным страхом мраком, когда единственным спасением и убежищем для ребенка оказывался угол с крупой, а еще выдуманный мир и волшебный сон с теплыми руками мамы.
В дверь настырно звонили, затем раздался сильный стук и послышалась грубая брань. Даша узнала нетрезвый голос мужа, с неохотой выбралась из своего теплого укрытия и пошла открывать дверь, грудь сковала острая боль, из глубины души поднимался знакомый страх. Их отношения давно испортились: муж выпивал, скандалил и уже не скрывал измен. Сегодняшняя жизнь молодой женщины мало отличалась от того, что было в ее детстве: постоянная душевная боль, тревога и неуверенность в себе, неумение защититься и чувство бесконечной вины за то, что она существует.
Случай Даши из тех, когда человек с рождения не знает, что такое ощущение безопасности. Негативный детский опыт оказал влияние на её взрослую жизнь и поведение - мир стал грубым жерновом, сминающим психику: она ищет, но не может найти в нем свое безопасное место, потому что не знает, что это такое. Потребовалось много времени, терпения и сил, чтобы помочь Даше восстановиться от детской травмы, научить смотреть на мир открыто и не бояться его. В терапевтическом пространстве были созданы новые модели отношений, реконструировано понимание личных потребностей и способностей отстаивать собственные границы, а также, происходило обучение различным приемам саморегуляции. Сегодня женщина учится жить заново, шаг за шагом, открывая себя миру и мир для себя. Опыт эмоциональных отношений с родителями на первых годах жизни формирует у ребенка определенный тип привязанности и устанавливает дальнейший ход психического развития и социального взаимодействия. Нарушения эмоциональной связи приводят к нарушениям в психическом развитии и расстройствам поведения в последующей жизни. Привязанность становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. От качества привязанности зависит развитие всех познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Выделяют четыре типа привязанности: надежная, избегающая, амбивалентная и дезорганизованная. Надежная привязанность формируется если в младенчестве и раннем детстве родители были заботливы и внимательны к ребенку. Между ними была установлена теплая эмоциональная связь, доверительные и поддерживающие отношения. Во взрослом состоянии люди с надежной привязанностью развивают позитивное отношение к самим себе и другим, они уверены и оптимистичны, спокойно принимают от окружающих как заботу, так и критику. Такие люди эмпатичны, умеют быть внимательными и заботливыми. Они не вступают в созависимые отношения, не боятся одиночества, им интересно жить и узнавать новое. В отношениях с близкими их можно охарактеризовать как спокойных, рассудительных и надежных партнеров. Избегающий тип привязанности формируется, когда в отношениях присутствует эмоциональная холодность и жёсткий контроль поведения, родители не учитывают потребности и интересы ребенка. Вырастая, люди с избегающим типом привязанности считают, что никому доверять нельзя, поэтому для них неприемлема близость в отношениях. С партнерами и близкими стараются соблюдать эмоциональную дистанцию, особенно не вкладываясь в отношения. Они переполнены негативными эмоциями, в которых сложно признаться и которыми тяжело управлять: ярость, зависть и гнев. Чужие отрицательные эмоции выдерживают плохо, потому что заражаются ими и поэтому, когда близкий человек оказывается в стрессовой ситуации, не способны дать поддержку, предпочитают уйти и отстраниться, что может выглядеть холодностью и безучастностью. Однако, все это проявление защитной реакции, таким образом человек сохраняет условную близость, чтобы с одной стороны быть в безопасности, а с другой избежать отвержения.
Амбивалентный тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания. Когда родители непоследовательны и истеричны в воспитательном процессе: они то ласковы и отзывчивы, то внезапно отдаляются и перестают реагировать, делая и то и другое бурно, без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему. Привычной моделью отношений во взрослом возрасте для таких детей становятся эмоциональные качели. Во взрослых отношениях у таких людей можно выделить два типа реагирования: тревожно-избегающий, когда человек склонен к пассивности и безразличию, и тревожно-цепляющийся, когда присутствует элемент борьбы за то, чтобы их полюбили. При возникновении сложностей они требуют немедленного внимания окружающих, а если вы устанавливаете границы, это воспринимается как отвержение и вызывает негодование и обиду. Обида - ключевое отрицательное чувство, которым переполнены такие люди: никаких запертых дверей, границ и секретов, разговор могут закончить только они, выплеснув все, что накопилось. Дезорганизованный тип привязанности возникает у детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию со стороны родителей. Это травмированные дети, не имеющие опыта привязанности, но научившиеся выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений. Страх – их ведущая эмоция. Во взрослом возрасте такие люди негативно воспринимают себя, окружающий мир и очень тревожны. Им кажется, что они настолько ужасны и ничтожны, что их никому не под силу выдержать. Спасаясь от одиночества попадают в зависимые отношения с психопатами и нарциссами, таким образом воспроизводя отношения с родителями. Из четырех типов привязанности наиболее сложным по задаче терапевтического реконструирования является – дезорганизованный. Люди с этим типом привязанности являются носителями тяжелой детской травмы, которая конечно не делает процесс коммуникации между клиентом и терапевтом невозможным, но значительно его усложняет. Клиенты, стремясь к прежней модели болезненных и деструктивных детско-родительские отношений, то избегают, то возвращаются в терапию, в каких-то случаях могут проявлять инфантильность или даже агрессию. Однако, зная особенности таких «подводных течений» можно справиться и с ними. Благоприятной почвой для рождения терапевтического союза между клиентом и терапевтом непременно будет являться личность терапевта, его жизненный и профессиональный опыт, а также созданное пространство для изменений – Поле Клиента, в котором есть БЕЗОПАСНОЕ место. Берегите себя и своих близких!
|