articles Безопасное место для детской травмы
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Безопасное место для детской травмы



Кейс Безопасное место для детской травмы

Настойчивый телефонный звонок ворвался в утро молодой женщины как дикий зверь, от которого захотелось спрятаться в тёплое облако пледа и подушек. Даша знала, что в квартире кроме неё никого нет и ответить некому: дети уже давно ушли в школу, а супруг находился в командировке. На некоторое время телефон замолк, и Даша погрузилась в свои мысли, которые тут же унесли её в детство, в тот внутренний фильм, который она видела каждый раз, когда ей становилось невыносимо одиноко, тоскливо и больно…

Коленки жутко болели – зерна крупы впивалась в нежную кожу словно тысяча острых игл, спина все еще зудела от ударов скакалки, тело затекло от многочасового стояния на мешке с гречей, хотелось спать, а еще больше исчезнуть, раствориться, умереть.  «Я все вижу, стой как следует, а то еще получишь!» - как хлыст резанули слова матери. Висевшая на стуле скакалка молчаливо напоминала о том, что бывает с нарушителем, ослушавшимся или покинувшим место наказания. Страх и сон еще некоторое время боролись между собой за власть над девочкой, затем пришло чувство пустоты и нирваны, сон победил и скрючившееся детское тельце обмякло в углу комнаты до утра.

Ночью, во сне, к Даше тянулись теплые руки матери, бережно обнимали и гладили по головке, укладывали спать в мягкую кроватку, заботливо поправляли локоны на подушке.

Когда Даша проснулась и открыла глаза, она осторожно оглядела комнату, проверяя обстановку: матери уже не было дома, пьяный отчим еще спал, скакалка висела на том же месте – вроде бы тихо, а значит можно осторожно покидать свой угол. До вечера надо было что-то придумать, чтобы порадовать маму и тогда она обязательно расколдуется, станет доброй и больше никогда-никогда не будет бить и наказывать.

Девочка старалась изо всех сил, увлеченно пыхтела, а иногда даже напевала себе что-то под нос, представляя радостное лицо мамы, когда она увидит ее подарок. Пластилиновая семья стояла на бархатной бумаге и держалась за руки: улыбчивая голубоглазая мама, высокий и сильный папа и маленькая девочка посередине. На большом красном бумажном сердце, прикрепленном к фигуркам, было написано «Мамочке». Готово, теперь надо просто подождать маму, когда она вернется с работы и чудо обязательно произойдет.     

Мама работала на стройке, приходила раздраженная, потому что устала и ей все было не так. По звуку захлопнувшейся входной двери и тому, с каким ожесточением она снимала сапоги и пальто можно было догадаться о степени ее раздражения: с порога были слышны шум, громкие крики и мат. Сначала мама и отчим кричали, потом что-то постоянно падало и билось, затем могла начаться драка. Если в какой-то момент Даша не успевала спрятаться под кровать или под стол – ее замечали раздраженные взрослые и вовлекали в процесс скандала: мама могла обзывать, таскать за волосы и бить подручными предметами.

Кошмар повторялся и повторялся по кругу, со временем, становясь уже таким привычным, наполненным страхом мраком, когда единственным спасением и убежищем для ребенка оказывался угол с крупой, а еще выдуманный мир и волшебный сон с теплыми руками мамы.     

 

В дверь настырно звонили, затем раздался сильный стук и послышалась грубая брань. Даша узнала нетрезвый голос мужа, с неохотой выбралась из своего теплого укрытия и пошла открывать дверь, грудь сковала острая боль, из глубины души поднимался знакомый страх. Их отношения давно испортились: муж выпивал, скандалил и уже не скрывал измен.

Сегодняшняя жизнь молодой женщины мало отличалась от того, что было в ее детстве: постоянная душевная боль, тревога и неуверенность в себе, неумение защититься и чувство бесконечной вины за то, что она существует.

 

Случай Даши из тех, когда человек с рождения не знает, что такое ощущение безопасности. Негативный детский опыт оказал влияние на её взрослую жизнь и поведение - мир стал грубым жерновом, сминающим психику: она ищет, но не может найти в нем свое безопасное место, потому что не знает, что это такое.

Потребовалось много времени, терпения и сил, чтобы помочь Даше восстановиться от детской травмы, научить смотреть на мир открыто и не бояться его. В терапевтическом пространстве были созданы новые модели отношений, реконструировано понимание личных потребностей и способностей отстаивать собственные границы, а также, происходило обучение различным приемам саморегуляции. Сегодня женщина учится жить заново, шаг за шагом, открывая себя миру и мир для себя.

Опыт эмоциональных отношений с родителями на первых годах жизни формирует у ребенка определенный тип привязанности и устанавливает дальнейший ход психического развития и социального взаимодействия. Нарушения эмоциональной связи приводят к нарушениям в психическом развитии и расстройствам поведения в последующей жизни.  Привязанность становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. От качества привязанности зависит развитие всех познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Выделяют четыре типа привязанности: надежная, избегающая, амбивалентная и дезорганизованная.

Надежная привязанность формируется если в младенчестве и раннем детстве родители были заботливы и внимательны к ребенку. Между ними была установлена теплая эмоциональная связь, доверительные и поддерживающие отношения. Во взрослом состоянии люди с надежной привязанностью развивают позитивное отношение к самим себе и другим, они уверены и оптимистичны, спокойно принимают от окружающих как заботу, так и критику. Такие люди эмпатичны, умеют быть внимательными и заботливыми. Они не вступают в созависимые отношения, не боятся одиночества, им интересно жить и узнавать новое. В отношениях с близкими их можно охарактеризовать как спокойных, рассудительных и надежных партнеров.

Избегающий тип привязанности формируется, когда в отношениях присутствует эмоциональная холодность и жёсткий контроль поведения, родители не учитывают потребности и интересы ребенка. Вырастая, люди с избегающим типом привязанности считают, что никому доверять нельзя, поэтому для них неприемлема близость в отношениях. С партнерами и близкими стараются соблюдать эмоциональную дистанцию, особенно не вкладываясь в отношения. Они переполнены негативными эмоциями, в которых сложно признаться и которыми тяжело управлять: ярость, зависть и гнев. Чужие отрицательные эмоции выдерживают плохо, потому что заражаются ими и поэтому, когда близкий человек оказывается в стрессовой ситуации, не способны дать поддержку, предпочитают уйти и отстраниться, что может выглядеть холодностью и безучастностью. Однако, все это проявление защитной реакции, таким образом человек сохраняет условную близость, чтобы с одной стороны быть в безопасности, а с другой избежать отвержения.   

Амбивалентный тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания. Когда родители непоследовательны и истеричны в воспитательном процессе: они то ласковы и отзывчивы, то внезапно отдаляются и перестают реагировать, делая и то и другое бурно, без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.  Привычной моделью отношений во взрослом возрасте для таких детей становятся эмоциональные качели. Во взрослых отношениях у таких людей можно выделить два типа реагирования: тревожно-избегающий, когда человек склонен к пассивности и безразличию, и тревожно-цепляющийся, когда присутствует элемент борьбы за то, чтобы их полюбили. При возникновении сложностей они требуют немедленного внимания окружающих, а если вы устанавливаете границы, это воспринимается как отвержение и вызывает негодование и обиду. Обида - ключевое отрицательное чувство, которым переполнены такие люди: никаких запертых дверей, границ и секретов, разговор могут закончить только они, выплеснув все, что накопилось.

Дезорганизованный тип привязанности возникает у детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию со стороны родителей. Это травмированные дети, не имеющие опыта привязанности, но научившиеся выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений.  Страх – их ведущая эмоция. Во взрослом возрасте такие люди негативно воспринимают себя, окружающий мир и очень тревожны. Им кажется, что они настолько ужасны и ничтожны, что их никому не под силу выдержать. Спасаясь от одиночества попадают в зависимые отношения с психопатами и нарциссами, таким образом воспроизводя отношения с родителями.

Из четырех типов привязанности наиболее сложным по задаче терапевтического реконструирования является – дезорганизованный. Люди с этим типом привязанности являются носителями тяжелой детской травмы, которая конечно не делает процесс коммуникации между клиентом и терапевтом невозможным, но значительно его усложняет. Клиенты, стремясь к прежней модели болезненных и деструктивных детско-родительские отношений, то избегают, то возвращаются в терапию, в каких-то случаях могут проявлять инфантильность или даже агрессию.

Однако, зная особенности таких «подводных течений» можно справиться и с ними. Благоприятной почвой для рождения терапевтического союза между клиентом и терапевтом непременно будет являться личность терапевта, его жизненный и профессиональный опыт, а также созданное пространство для изменений – Поле Клиента, в котором есть БЕЗОПАСНОЕ место.    

Берегите себя и своих близких!

 






Об авторе статьи

`
Фищук Наталия Алексеевна

Рейтинг психолога: 10 10

Фищук Наталия Алексеевна

Практикующий психолог. Парадигма, в которой я живу и работаю — целостность духовно-материальной природы человека.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍