Психологический
навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Когда в семье все уже взрослые



Родители взрослых детей

Вспомните, когда вы впервые подумали о себе как о родителе: маме или папе. Представили вы вначале себя или своего ребенка? Какой он ваш ребенок?

Большинство людей представляют себе младенца или ребенка-дошкольника. Однако дети растут, и неизбежно становятся взрослыми. Приходило ли вам в голову представить себя родителем взрослых дяденек и тетенек в возрасте эдак 30, 40, 50 лет? Большинство людей, когда я задаю этот вопрос, смеются в недоумении. Нет, мы не готовились в родители взрослым людям.



Думая о себе как о родителе, мы рассуждали о том, как будем их ласкать и баловать, растить и воспитывать, обеспечивать им безопасность, т.е. все то, что делали с нами в детстве наши мамы и папы, а также то, что написано в умных книжках о правильном воспитании детей. Но где такие книжки об отношениях с детьми, когда они уже взрослые, и сами, возможно, уже родители, а то и бабушки-дедушки?



Чудно, но ставя себе задачу «взращивать последующее поколение», мы не задумываемся о том результате, который нам же самим и придется пожинать: строить отношения «взрослый-взрослый» с теми, кто навсегда останется нашим ребенком.

Дети против родителей

Несогласие. Отрицание. Обвинения. Обесценивание. Настороженность. Отгороженность. Обиды. Отвержение. Страх. Отстранение. Бегание друг за другом и друг от друга. Свобода и одиночество. Обязанности и права. Выбор. Ответственность. Вклад в собственную жизнь. Успехи и неудачи – чьи они: мои или их?



Это неполный перечень проблем, которые озвучивают взрослые люди, когда говорят о своих проблемах во взаимоотношениях с родителями.



От имени взрослых детей

Почему объяснения собственным неудачам мы ищем в своих родителях или в их отношениях к нам? Ведь приписывая это им, мы отказываемся признать, что эти трудности, проблемы, задачи являются нашими. Фактически отказываемся от собственной жизни.



Интересно, конечно, исследовать, что нам «досталось от предков»: устройство тела, черты характера, этические и моральные нормы, жизненные ценности, привычки. Вот только распоряжаемся этим наследством мы сами. Можем использовать неосознанно, можем изучать и выбирать, что менять, а что развивать больше. Все зависит, для чего именно мы это делаем, в каких обстоятельствах, ситуациях, отношениях. Похоже, выбор за нами. Причем же теперь родители?



Как только осознаешь, что можно опереться на привычное, из родительской семьи взятое, а можно и создать что-то новенькое, свое, жизнь становится более наполненной. Хотя, конечно, ответственность пугает: как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Зато плоды все точно нашими являются. И хорошие, и не очень. Ра мы решаем (разрешаем себе) пользоваться удачами, почему бы нам не признать, что неудачи – это те же трудности, преодолевая которые, мы можем еще чего-нибудь достигнуть.

Может и правда родители ни при чем?

Тогда возникает совсем уж крамольная мысль: если это наш выбор, какие категории успеха/неуспеха приписывать себе, а какие им, почему бы нам не праздновать с ними наши победы вместо того, чтобы жаловаться иили обвинять в случае поражений. Праздники ведь приятнее баталий и страданий. Или у вас не так?





От имени родителей

Очень трудно нести бремя воспитания, не критикуя и не предупреждая о возможных неудачах. Нас именно так растили, указывая на недостатки и заставляя ликвидировать ошибки. Получение хороших результатов приветствовалось, но признавалось той нормой, которой надо придерживаться, поэтому говорить об этом, в том числе позитивно оценивать, хвалить не за что. Вот только непонятно как настраивать себя на достижения и успех, если все мысли постоянно нацелены на избегание неудачи.



Лишь со временем понимаешь, что критикуя, воспитываешь критиков в отношении и себя самого. Прямо по поговорке: «как аукнется, так и откликнется». Сам критикуешь, а в ответ хочешь признательности и благодарности. За что, спрашивается? И откуда они этому научатся, если мы лишь замечания делаем.



Оказывается уважению, благодарению, признанию достижений тоже учить надо, а для этого самим учиться тому же приходится. Вот только у кого? Да у тех же детей своих! Мы им, они нам. Если изменить посылы с нашей стороны, они ответные шаги тоже изменить вынуждены будут. Кто-то должен начать. Мы первыми пришли в жизнь, нам и изменения вносить. Вот только трудно очень от старого мышления отказаться. Помощь от детей нужна. А как ее попросить? Мы ж родители, наше дело требовать. Или и просить можно? А может, возможно, и самим начать положительно относиться к себе и своим детям, к их и нашим успехам и достижениям?

Так ведь, если подумать, можно было начать и раньше. Хочется воскликнуть: «Почему мы не поняли (не знали), что позитивно мыслить и жить лучше? Где же мы были до сих пор?» Одновременно приходит радость от того, что все же нам это досталось, пришлось на нашу жизнь и отношения.

Присоединяйтесь, и вам удастся это еще лучше!

Манухина Наталья предлагает поучаствовать всех желающих в разработке этой темы дальше, для чего ею открыты дискуссии:

http://psynavigator.ru/blog.php?code=64

http://manuhina-nm.livejournal.com








Об авторе статьи

`
Манухина Наталья Михайловна

Рейтинг психолога: 3 3

Манухина Наталья Михайловна

Психолог-консультант, семейное консультирование, клинический и медицинский психолог
Город: Москва
  •   Психология семьи
  •   Детская психология
  •   Здоровье и красота


Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Кичева Светлана Диковна

Кичева Светлана

Сертифицированный специалист по возрастной,...
Психолог Рубцова Инна Юрьевна

Рубцова Инна

Психолог. Семейный консультант. Работаю...
Психолог Стоян Марта Викторовна

Стоян Марта

Психоаналитик, клинический психолог




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?