Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Критерии научного и ненаучного знания в психологии



 

Наука это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно- организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Основные отличия науки от обыденного познания 

1. наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Например, «атом» или «процесс самоактуализации». 

2. Как следствие вышесказанного, наука характеризуется специальным языком, пригодным для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла (напр., электричество, клонирование, спрос и предложение и т.д.). 

3. В рамках науки существует особая система специальных орудий или средств, посредством которых изучаются объекты, т.е. существует специальная научная аппаратура и техника. 

4. В рамках науки существуют специфические способы обоснования истинности знания, напр., экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана, установление связей, системы, между знаниями и т.д. То есть, системность и обоснованность научного знания – еще один из признаков, отличающих его от обыденного знания.

5. Другое важное различие – это различия в методах познавательной деятельности. 

Так, приемы посредством которых выделяются объекты обыденного познания, как правило, не осознаются людьми в качестве специфического метода познания – «шёл, шёл и вдруг увидел что-то, и начал думать...». Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. 

И если ученый не определит сам для себя и для научного сообщества в целом, совокупность методов, в широком смысле, посредством которых он выделил изучаемый объект из всей системы связей природы/реальности, то в своем следующем эксперименте, или в эксперименте уже другого ученого, исследованию может подвергнуться иной объект! 

Поэтому в науке изучение объектов, всегда сопровождается осознанием методов, посредством которых исследуются объекты. 

Можно даже сказать, что объекты всегда даны человеку лишь в системе определенных приемов и методов его научной деятельности. 

наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах научной деятельности. Выработкой и систематизацией знаний второго вида занимается методология

 

Другая отличительная особенность науки заключена в субъекте научной деятельности – т.е. речь идет об ученом. Ученый – это не только человек, обладающий специальными научными знаниями, но это человек, усвоивший определенную систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для науки (напр., ценность научной истины, установка на поиск истины, установка на получение нового знания и т.д.). В этом же пункте необходимо упомянуть и о существовании специальных социальных институтов занимающихся передачей научных знаний от одних поколений другим.

 

В 1942 г. Р. Мёртон – основатель социологии науки, анализируя науку как социальный институт, выделил четыре нормы (императива), составляющие этос науки:

Универсализм – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, полы, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. 

Коллективизм/общность – научное знание должно свободно становится общим достоянием.

Организованный скептицизм – каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. 

Бескорыстность – т.е. первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины

Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания.Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться.Поппер утверждал, что научное знание рационально не из-за наличия обоснования, а из-за того, что мы способны критически его рассматривать. Научное знание появляется не из-за появления новых обоснований, а из-за критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем.

 

Гиппенрейтер: Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. 

чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. 

Особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. 

Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. 

научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. 

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С

введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. 

разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. В. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека.

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. 

 

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во- вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.






Об авторе статьи

`
Донская Елена Юрьевна

Рейтинг психолога: 7 7

Донская Елена Юрьевна

аналитический психолог, юнгианское направление. Сертифицированный специалист по эриксоновскому гипнозу и регрессивной терапии, работаю со взрослыми людьми как индивидуально, так и в группе
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Вопросы психологии
  •   Отношения
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Репина Кристина Алексеевна

Репина Кристина

Детский психолог
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Евстратова Полина Ивановна
Консультация по Skype

Евстратова Полина

Практикующий психолог, сертифицированный консультант в методе Позитивная психотерапия
Психолог Гурова Елена Владимировна
Консультация по Skype

Гурова Елена

Психолог, коуч, тренер - использую гештальт, когнитивно-поведенческую психологию,...
Психолог Войтишина Марина Валерьевна

Войтишина Марина

Психолог терапевтических групп онлайн и в г. Санкт-Петербург. Системно-семейный психолог,...
Психолог Майбах Елена

Майбах Елена

Основатель и руководитель центра системных расстановок ReStart, психолог, Мастер Рейки, ...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍