Наиболее частозадаваемым вопросом психологам является вопрос о критериальности оценивания любви («Как узнать, что меня любит…»). Этот вопрос задается вне зависимости от формы совместного проживания, от половой принадлежности, от социального положения, от образования, от возраста и так далее.
Изменить любовь в наше время не так не сложно, как кажется. Для этого можно использовать различные клинические методы (МРТ, биохимия крови, гинететические) и психологические измерители любви (тесты, опросники, шкалы и др).
Основные критерии (элементы) любви предложены Эриком Фроммом, в его знаменитых трудах "Человек для себя" и «Искусство любить». Теоретические открытия этих трудов подтверждены результатами современных научно-практических исследованиях и стали психологическими аксиомами, самые известные из которых «Любовь проявляется в действии», «Принимайте человека таким, каков он есть», «Любите то, что делаете, делайте то, что любите», "Никто не полюбит другого, если до этого не полюбил себя" (в потверждении знаменитого тезиса Э. Роттердамского) и т.д.
Эрик Фромм в своих работах, посвященных феномену любви:
1. Дал определение слову «любовь», рассматривая её, как активную деятельность «любовь — это деятельность, а не страсть…и не аффект», ставшее одной из самых известных психологических аксиом «Любовь проявляется в действии»
2.Раскрыл сущность любви, рассматривая её как серьезную работу, труд, над собой (проявление любви к себе), по собственному саморазвитию и самосовершенствованию, в результате которого происходит мощная поддержка любимого человека в его саморазвитии и его самосовершенствовании, ставшее одной из психологических аксиом, выдвинуой еще Э. Роттердамским "Никто не полюбит другого, если до этого не полюбил себя", то есть "Развиваясь сам-помогаешь развиваться любимому человеку. Помогая развиваться любимому человеку-развиваешься сам". Следовательно, диада «любовь и труд» -неразделенные категории.
3.Выделил основные элементы любви- критерии, без которых она невозможна.
Первый элемент, критерий «Давание». Характеристика критерия "Давания". Данный критерий позволяет любящему человеку:
*преодолевать собственную эгоистичную потребность в использовании любимого человека, зачастую, через преодоление своего характера и демонстрации уровня собственной смелости;
*передавать любимому человеку свою индивидуальную ценность (интересы, увлечения, переживания и т.д.), которая повышает жизнестойкость любимого человека в стрессах, сохраняя при этом внутренний баланс-гармонию;
*взращивать, аккумулировать и культивировать в уверенность в собственных силах и возможностях, позволяющих любящему человеку приобрести новые жизненные смыслы, например, рассматривать «давание» как личностное приобретение и как проявление собственной жизнедеятельности, которые мотивируют любимого человека стать таким же дающим, а не рассматривать давание, как собственную потерю.
Взаимное «давание» в любви – это, прежде всего, наслаждение любящими людьми радостью, которые осознают, что взаимное «давание» -это их индивидуальный, но, в тоже время общий, вклад в создание этой совместной радости собственной жизни, не требующей от них никаких условий, обстоятельств и жертв. Механизм «давания» не так сложен: «если я уверен в себе, значит, я способен „давать“, и это „давание“ показатель моей собственной жизнеспособности». «Давание» стало одной из психологических аксиом «Боящийся давать всегда отказывается от любви».
Второй элемент, критерий "Активные забота и заинтересованность». Характеристика критерия "активные забота и заинтересованность». Данный критерий иллюстрирует активную заботу, заинтересованность в жизни и развитии любимого человека, позволяют любящему человеку: *демонстрировать положительное психоэмоциональное отношение, обусловленное качествами и особенностями любящего человека, вызывающего яркое устойчивое стремление познать любимого человека во всех сферах его жизнедеятельности; *понимать реальные нужды любимого человека через заинтересованность событиями в его жизни, в ходе его мыслей и состояния его души, что позволяет любящему человеку вовремя и грамотно позаботиться о любимом человеку, а не оказывать «медвежью услугу», проявлять милосердие, но не жалость и т.д.; *с удовольствием психоэмоционально трудиться, содействуя росту любимого человека, что нашло свое отражение в психологической аксиоме "делайте то, что любите, любите то, что делаете" («трудитесь ради того, что вы любите и любите то, ради чего вы трудитесь»). Взаимная забота и заинтересованность в жизни и развитии любимого человека, выраженные в рачительных действиях внимания, попечения и заботы в отношении любимого человека, укрепляют психоэмоциональную связь между любящим и любимым человеком, цементируют отношения.
Третий элемент,критерий «Ответственность». Характеристика критерия "Отвественость". Ответственность любящего человека в любви позволяет:
*продемонстрировать ответственность, как сугубоиндивидуально-субъективное личностное действие быть готовым и отвечать за собственные поступки и их последствия;
*брать на себя ответственность за любимого человека и его психологические потребности, за себя и за свои собственные «поступки и действия…их последствия»;
*признавать равноценность любимого человека, имеющего собственные цели и потребности.
Ответственность не может быть долгом или обязанностью любящего человека, каковой её зачастую, к сожалению, понимает или навязывает любимый человек, и, зачастую, к сожалению, манипулирует с её помощью. При наличии ответственности любящий человек не рассматривает в любимом человеке средство для достижения собственных целей, но и не позволяет, выстраивать его под свои собственные лекала и шаблоны.
Четвертый элемент, критерий «Уважение». Характеристика критерия "Уважение". Уважение любящего человека в любви позволяет:
*проявлять способность видеть и осознавать уникальную индивидуальность любимого человека таким, какой он есть, что стало психологической аксиомой»Принимай человека таким, каков он есть";
*демонстрировать собственную независимость, самостоятельность и отсутствие потребности властвовать, эксплуатировать или использовать любимого человека;
*создавать для любимого человека условия для его развития ради него самого, а не ради любящего человека;
*отказываться добровольно и навсегда причинить любимому человеку ни физического и ни морального вреда.
«Любовь дитя свободы и никогда – господства» (старинная французская песня).
Пятый элемент, критерий «Знание». Характеристика критерия "Знание". Знание в любви позволяет любящему человеку:
*показать любимому человеку собственную заинтересованность в соединении с ним;
*освободиться от собственной изоляции;
*реализовать собственное желание раскрыть тайны любимого человека, что позволяет не только понимать реальные мотивы и причины глубинных, психологических состояний любимого человека (например, беспокойства, тревоги и т.д.), но, стать основанием для его уважения (согласитесь, сложно уважать человека, даже любимого, не зная его).
Знание о любимом человеке позволяет любящему человеку перешагнуть границы собственных интересов и видеть любимого человека, не как собственную вещь,а как индивидуальность в её «собственном проявлении». К сожалению, знание тайн любимого человека, становиться средством управления и господством любящего человека над ним, и, становится средством давления любимого человека,заставляя его меняться под лекала любящего человека, то есть обесценивает любимого человека, делая из него вещь и собственность- это проявление крайней формы садизма, которое выражается в сознательном желании и способности причинять любимому человеку психологические, морально-нравственные страдания, заставляя, например, выдавать собственные тайны.
Эти основные элементы легли в основу современных валидных измерений любви, представленных в международных психологических тестах, опросниках и шкалах, например, шкала З. Рубина (последователь Э. Фромма), в русском варианте модифицированный опросник «Шкала любви и симпатии», линейка любви А.Антонова и другие.
Однако, людям, желающих "измерить" свою любовь или любовь партнера, важно, понимать, что у них есть риск совершить ошибку, потому что:
а) у человека отсутствует врожденная способность различать нюансы, например,между влюбленностью и симпатией,между псевдовлюбленностью, психическими расстройствами и любовью;
б) в любви первичны отношения, чувства и эмоции– это сопровождение отношений;
в) измерять любовь и её качество можно не ранее,чем через 6-8 месяцев близких отношений, иначе её можно перепутать с влюбленностью; г) невозможно самостоятельно осуществить объективное оценивание любви по основным параметрам (например: привязанность, забота, интимность и соотношение самооценок), потому что оценивающий человек находиться в самом эпицентре собственных отношений и чувств.