articles
Тема доверия – занимает сейчас ключевое место в моих исследованиях, наблюдениях и размышлениях. Эта статья – третья из цикла о доверии, которому предшествовал цикл публикаций об эмоциональной близости.
О приёмах манипуляции и о том, как распознать манипулятора в последнее время появилось много публикаций. Игнорирование, обесценивание, избегание прямого диалога и взаимодействия, уход от их сути и содержания и другие приёмы являются особенностями пассивно-агрессивного поведения, описываются красочно с тем, чтобы быть «вооружённым» и не попасть в сети манипулятора, а, если получится, то и разоблачить его. Во многих публикациях манипуляторов рисуют, как «Вселенское зло», от которого необходимо бежать, которое необходимо искоренять и обезвреживать. Но за всей конструкцией сформировавшихся психологических защит манипуляторов скрывается маленький ребёнок, который не знает, кто он, какой он, который не уверен в себе, боится, а поэтому и не доверяет Другим и миру. Манипуляторы тоже страдают, и больше всего – от одиночества, страха, не принятия себя, именно по этой причине у них так высока потребность в контроле и манипуляциях. Манипуляторы – тоже люди, которые были когда-то детьми. Манипуляторами не рождаются, ими становятся в процессе своего формирования и на основе их жизненного опыта.
Э. Шостром разработал концепцию человека-манипулятора и человека-актуализатора, которые являются противоположными друг к другу. Само понятие «самоактуализирующейся» личности ввёл известный создатель пирамиды потребностей Абрахам Маслоу. Автором были выделены основные характерные черты и убеждения этого типа личности. По Маслоу, самоактуализирующаяся личность – это личность, которая проявляется в мире согласно своему потенциалу, которая стала тем, кем могла стать, реализовала свои способности в максимальной мере. Манипулятор же, как противоположность актуализатора, это человек, который не смог реализовать свой потенциал, не нашёл себя.
В своей концепции Э. Шостром выделяет четыре основных характеристики манипулятора: ложь, неосознанность, контроль и цинизм (безверие). Для того, чтобы достигнуть своих целей, манипулятор прибегает к различным уловкам, чаще всего, не осознанным. Он склонен к мошенничеству и фальши. Реальность Другого им не признаётся и игнорируется, он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать, склонен к обвинению, претензиям и перекладыванию ответственности на других людей. Для достижения своих целей он вынужден всех контролировать. Контроль и потребность управлять у манипулятора обусловлены подозрительностью и недоверием к самому себе и к другим людям.
Главными чертами человека-актуализатора, как противоположности манипулятора, являются честность, осознанность, свобода и доверие. Он искренен и честен с собой и с другими, осознаёт и свободно проявляет свои чувства, его коммуникации прямые и открытые, без подвохов и скрытых мотивов. Актуализатор способен видеть и слышать других, относится к ним с уважением и принятием и доверием, свободно и спонтанно проявляет свои потенциальные возможности, искренне верит и на деле следует принципу авторства своей жизни. Локус его ответственности направлен на него самого, он верит в себя и доверяет другим.
Главной причиной манипуляции Э. Шостром считал недоверие человека к себе и миру. По его мнению, недоверие к себе может привести к уменьшению доверия к миру, желанию увеличить контроль, в результате чего человек лишается способности проявлять естественные чувства, теряет свободу и счастье. Таким образом, в концепции Е.Шострома доверие к себе и доверие к окружающему миру сочетаются в единую проблему [1].
Американский философ Р.У. Емерсон признавал первостепенную важность феномена доверия в самореализации личности. В его эссе «Доверие к себе» его рассуждения касались доверия к своей душе. «Верить собственному чувству и собственному мнению, верить, что истинно для тебя, для твоего сердца, - вот в чем гений», - писал он [2].
Не удивительно, что в процессе самоактуализации именно доверие играет определяющую роль. Доверие выполняет функцию открытости и побуждает к действиям, формирует их направленность. Представители бихевиоризма Л. Альден, А. Эллис Р. Райдер и Б.Скиннер на основе эмпирических исследований связывали феномен доверия к себе с чувством уверенности. Уверенность – это качество, с которым не рождаются, оно формируется в процессе жизненного опыта на основе личных достижений и с помощью механизма внешнего подкрепления. Не имея в своём опыте внешнего подкрепления, невозможно сформировать в себе качество уверенности.
Как строят свои отношения манипуляторы и актуализаторы?
Э. Шостром, основываясь на размышлениях М. Бубера, характеризовал манипулятивные отношения, как отношения «ЭТО-ЭТО», подчёркивая этим, что манипулятор относится и к себе, и к другому, как к вещи. Он не верит ни в себя, ни в Другого. Актуализаторы же строят отношения по принципу «ТЫ-ТЫ», он видит в другом человеке не объект, а субъект, как активное, деятельное и творческое существо, такое же самоценное, как и он сам.
Таким образом, манипулятор – это человек, который не считает себя самоценным, который не уверен в самом себе, он не принимает себя и свой потенциал, и все эти качества проецируются на других людей. У него много претензий к миру о своей «непонятости», «непризнанности» и «недооценённости» и его жизнь превращается в вечную борьбу с помощью стратегий, тактик и приёмов. Тогда как актуализаторы, опираясь на уверенность к себе и доверие к Другим, направляют свои силы не на контроль и вечную войну, а на воплощение своих потенциальных возможностей.
Одним из компонентов доверия является моральный, который состоит в выборе того, в какую природу челоека верить.
Я для себя определилась с выбором и разделяю позицию Ж.-Ж. Руссо, который считал, что каждому человеку свойственна природная доброта, отзывчивость и сострадание к ближнему. Считаю, что личность каждого из нас состоит из целого спектра возможностей, и чем больше мы их понимаем, принимаем и осуществляем, тем больше актуализируемся. Если мы не знаем о своих способностях, возможностях и качествах, нам нечего принимать и ценить в себе, не принимая некоторые свои стороны, отрицая их, мы проецируем их на других, как будто отрекаемся от части своего «Я» и смотрим на эти качества, как на вещь, которой необходимо управлять.
Э. Шостром сформулировал главную идею своей концепции следующим образом: «Манипулятор – это многогранная личность, разные стороны которой находятся в антагонистическом противоречии, тогда как актуализатор – это многогранная личность, стороны которой дополняют друг друга» [1].
Таким образом, причиной недоверия манипулятора является отсутствие знаний, принятия и ценности всех своих качеств вследствие отсутствия в опыте внешнего подкрепления, и главной задачей психотерапии таких личностей является развитие навыка рефлексии, исследование и интеграция всех сторон с использованием механизма внешнего подкрепления. Тогда не будет надобности тратить свои силы на борьбу со своими проекциями, а появится возможность направить их на самоактуализацию.
Диктатор может стать лидером, который может повести за собой без подавления других; калькулятор – внимательным и признательным; хулиган – напористым борцом за права; из судьи – выразитель, который способен твёрдо выражать свои убеждения, без осуждения и унижения других; тряпка – сопереживающим; прилипала – понимающим; славный парень – попечителем; защитник – проводником и гуру.
Результатом интеграции сильных и слабых сторон становится самоактуализизация, а плодом самоактуализации – чувство радости жизни и наполненности!
При написании статьи были использованы следующие материалы:
1. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор / Эрик Шостром. - Минск, 1992. - 167 с.
Эмерсон Г. В. Доверие к себе: Эссе. М., 1996.