articles
В данном случае, под механизмами воспитания понимается - усвоение нравственности и личностных свойств. Данная тема неплохо описана в работе Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в психологию":
1) Механизм подражания: ребенок любит свою маму, мама одевает косынку, ребенок подражает ей и тоже надевает косынку. Но подражание проявляется и позже - на стадии эдипова комплекса, когда ребенок начинает во всем подражать авторитетному взрослому (он идентифицируется с обоими родителями, но прежде всего с родителем своего пола). Этот процесс, с точки зрения психоанализа, является неосознаваемым. Хотя подражание может быть и осознанным.
2) Механизм усвоения ролей: в дошкольном возрасте у детей развивается сюжетно-ролевая игра, главным образом на бытовые темы. Идет усвоение ролей и ребенком, и матерью, и вместе с этим усваиваются моральные нормы: ребенок наказывает игрушки, и т.п.
3) Сдвиг мотива на цель: спортсменка И. Роднина пришла маленькой девочкой на каток, чтобы поправить здоровье, но затем катание на коньках как цель стало мотивом. Ю.Б. Гиппенрейтер это рассматривает чуть ли не как основной механизм воспитания.
4) Интроекты (из психоанализа) - это высказывания родителей, которые усвоены неосознанно, или которые очень рано вытесняются из сферы сознания в бессознательное, т.к. приносят боль, депрессию и тревогу. Например: женщина считала, что устроена каким-то особым образом, что мужчины не обращают на нее внимания. И удалось выяснить, что в детстве мать ей сказала, что она некрасивая и не нужна никому, кроме нее. Также оказалось, что мать страшно боялась одиночества, и хотела таким образом удержать возле себя дочь.
5) Детские решения - очень близко к интроектам. Есть крылатая фраза: "У тебя руки не из того места растут" - бывает, что родители бросают ее в тот момент, когда ребенок наиболее сензитивен, и ребенок принимает внутреннее решение, и живет с этим решением, т.е. заранее уверен, что у него ничего не получится.
6) Механизм самовоспитания: в какой-то момент человек понимает, что с ним что-то не то, и сам начинает себя строить, помогать себе, повышать веру в собственные силы. Это начинается примерно с 15 лет.
7) Мощным фактором воздействия на сознание человека является коллектив. Макаренко выяснил, что увещевать, объяснять, говорить о гуманистических истинах полностью бесполезно. Но он стал опираться на коллектив, выстроил его по определенным правилам, и система заработала.