articles
В последнее время суицидальное поведение подростков все чаще становится темой обсуждения среди педагогов, родителей, представителей правоохранительных органов. Дети и подростки наносят себе увечья, бездумно расстаются с жизнью, чтобы выразить обиду или что-то доказать взрослым.
Бродяжничество, стремление к риску, нежелание учиться, противоправные поступки - это не полный перечень проблем, сопровождающих подростков из неблагополучных семей. У этих ребят наблюдается широкий спектр личностных деформаций в эмоционально-волевой сфере: нарушение поведения и общения, плаксивость, агрессивность, резкие перепады настроения, самовольные уходы из дома, суицидальные наклонности.
Как выявить среди них, замкнутых, не идущих на контакт, тех, кто может шагнуть в открытое окно, провести бритвой по венам?
Специалисты предлагают множество диагностических методик, позволяющих определить степень склонности к суицидальным действиям, но они не всегда дают достоверную информацию о душевном состоянии подростка. Часто, отвечая на вопросы какого-то теста, подростки дают социально-приемлемые ответы. Результат может быть размытым и не насторожить специалиста.
Проективный метод Роршаха необычайно чувствителен по отношению к переживаемой подростком тревоге. Он выявляет минимальные ее проявления задолго до появления в поведении подростка, раскрывает чувства, стремления, мысли, действия, которые говорят об интеллекте, самочувствии, отношении к социальному окружению, позволяет объективно оценить степень принадлежности подростка к контингенту суицидоопасных лиц. Так же с помощью данного метода можно проконтролировать эффективность психотерапии и выявить изменения, происшедшие вследствие ее проведения.
Проведение процедуры исследования требует соблюдения некоторых правил:
-стимульный материал должен быть выполнен из качественного материала, иметь эстетический вид, одинаковый размер, цветовую гамму, задуманную автором.
-психолог должен сидеть сбоку от испытуемого, но не напротив, чтобы уменьшить влияние на процесс отбора ответов.
-испытуемого необходимо подготовить, чтобы он понял суть задания и не проявлял защитных реакций.
Подготовка к исследованию складывается из трех этапов:
1.Предварительная беседа, в ходе которой психолог устанавливает с подростком отношения сотрудничества и доверия, снимает защитные установки, получает общее представление о личности испытуемого.
2.Ознакомление подростка с методом для предотвращения негативного отношения к исследованию.
3.Разъяснение цели, сути и хода исследования завершает подготовку подростка к исследованию.
Все эти этапы проводятся последовательно, и ни одним из них не стоит пренебрегать.
Процедура исследования:
Подростку предъявляют набор карт с пятнами, напоминающими чернильные кляксы. Одновременно с инструкцией в руки подростку дается карта № 1 лицевой стороной вверх. Текст инструкции звучит так: «Что это может быть?»
Больше никаких дополнительных слов произноситься не должно. Если подросток задает много вопросов, можно еще раз повторить: «Просто скажи мне, что это может быть». Оптимальный вариант, если подросток дает по 3-5 ответов на каждую карту.
После ответов на карту № 1 подросток самостоятельно откладывает ее в сторону лицевой стороной вниз и берет следующую карту. Процедура исследования проводится до последней карты включительно.
Поведение психолога в процедуре исследования должно быть доброжелательным, поддерживающим, нейтральным.
Психолог, проводящий исследование, не должен быть ориентирован на получение каких-либо определенных ответов. Мимические движения, жесты и позы психолога в процессе исследования влияют на качество ответов испытуемого.
Во время исследования психолог ведет протокол, подробно записывая ответы подростка.
После того, как исследование окончено, психолог приступает к анализу полученного материала и последующему его кодированию, которое представляет собой самый важный этап обработки данных.
Каждый ответ анализируется с пяти точек зрения:
1.С точки зрения пространства, которое подросток интерпретирует (говорит ли он обо всем пятне, о его большей и меньшей части). Если в ответе используется все пятно целиком, оно кодируется символом W. Мелкие детали кодируются символами Dd. Малое количество целостных ответов W свидетельствует о плохом самочувствии подростка, депрессии, сниженной способности к созданию планов на будущее, повышенной чувствительности к критике.
Много мелких деталей Dd говорят о состоянии тревоги, излишней нервозности, страхе.
2. С точки зрения детерминанты, т.е. фактора, который в основном и обуславливает ответ (форма пятна, его цвет, тени). Ахроматические цвета кодируются символом С, диффузные (дымчатый, смутный, неясный, туманный) символом F. Чем больше ответов С, тем сильнее импульс к действию с целью изменения ситуации, вызывающей тревогу, тем сильнее тенденция к поспешному, неуравновешенному решению, навлечению на себя опасности, вплоть до самоубийства. Чувство враждебности, присущее подросткам с большим колличеством подобных ответов, направляется не столько на других, сколько на самого себя. Ответы символизируют не только стремление к рискованным действиям, но и чувство неполноценности и самообвинения, характерные для суицидоопасных лиц.
3. С точки зрения уровня формы (пятно полностью соответствует возникшему в сознании образу; соответствует в малой степени, совсем не соответствует. Усматривается ли в пятне движение).
Кодируется:
М - движение человека. Обращается внимание на психическую активность человека (думает, переживает, испытывает какие-то эмоции и чувства). Символом М обозначается действие, присущее только человеку, даже если оно выполняется животным. При достаточном количестве чистых «цветных» ответов, связанных с большим количеством человеческих движений, замеченных подростком в пятне, можно говорить о переживании травмирующей ситуации, отрицательных чувствах и эмоциях. При таком положении вещей эмоциональные разрядки случаются не часто, но они внезапны и опасны.
FМ -движение животного, присущее только животному, но не человеку (птица летит). Обращается внимание на позу животного, статистическое напряжение и готовность к движению.
m - движение неодушевленного предмета. Обращается внимание на наличие статистического напряжения: настораживают ответы, где предмет подвергается влиянию какой-то силы. В ответе -ковер лежит на полу - символ m не используется.
4. С точки зрения содержания (в пятне просматриваются предметы, люди, животные и т.д.) Малое количество или отсутствие человеческих фигур свидетельствует о явном нарушении контакта с другими людьми, незаинтересованности во взаимоотношениях, направленности на собственные переживания.
5. С точки зрения разных других элементов, которые проявляются непостоянно, время от времени, как дополнительные факторы. Обращается внимание на агрессивные ответы: рука, занесенная для удара, драка и т. д.
Психолога должна насторожить реакция подростка на красные пятна, если он дает ответы типа: это кровь, брызги крови, рана.
Дальнейшая работа с тестом хорошо видна на примере.
Светлана М. 15 лет. Результаты первичной диагностики эмоционально-волевой сферы указали на необходимость проведения исследования по методу Роршаха.
-темперамент (методика Айзенка) холерический, уровень экстраверсии - 24, интроверсии - 22 (оба показателя значительно выше подростковой нормы), что свидетельствует о импульсивности, склонности к истерико-психопатическим реакциям в ситуации стресса.
-самооценка (методика Дембо-Рубинштейна): заниженная. Высокая разница между самооценкой и уровнем притязаний указывает на инфантильность, социальную незрелость,
-уровень агрессивности (методика Басса-Дарки) указывает на чувство обиды, направленную на себя агрессию.
-уровень нервно-психической напряженности (цветовые выборы Люшера): высокий. Суммарное отклонение от аутогенной нормы - 30, вегетативный коэффициент - 3,2. Показатели указывают на нервную истощенность, психическую неустойчивость, неготовность к напряжению и адекватным действиям в стрессовых ситуациях.
Результаты исследования по методу Роршаха подтвердили склонность девочки к суицидальному поведению. Представляю часть протокола обследования с кодированием результатов.
Протокол № 17 от 05.06. 2018 года.
проведения процедуры обследования по методу Роршаха.
Испытуемый: Светлана М. 15 лет.
Цель обследования: уровень склонности к суицидальному поведению.
Карта №1
1.Две птицы дерутся, что-то отнимают друг у друга. Они черного цвета, злятся, хотят причинить боль друг другу.
2.Жук приготовился кого-то укусить.
3.Маска страшного человека. Белые пространства - глазницы. Сама маска черная.
Кодирование: W, С, М, FM
Карта №2.
1.Два клоуна схватили друг друга за грудки и хотят повалить на землю. Их одежда грязного цвета в крови, всюду брызги крови.
2.Два медведя стараются достать подвешенные куски мяса. С мяса капает кровь на медведей. Медведи черные.
Кодирование: W, F, М, FM, С
Карта №3.
1.Домик. Крыша, окошки. Перед домом лужайка. Озеро освещено белым светом внизу. Свет вливается в дом (белое пространство внутри).
2.Пожар.Вокруг летят огненные головешки.
3.Два человека спорят из-за какой-то вещи, спор переходит в драку
Кодирование: Dd, W, F
Заключение:
Данные исследования, кроме суицидальной склонности испытуемой, дали много материала, характеризующего ее личность и внутренний мир.
Так- ответы с кодом «С» говорят о эмоциональной импульсивности девушки, утрате контроля над эмоциями в ситуации стресса.
Ответы, с кодом «FM» указывают на тревогу, поспешные, неадекватные решения, враждебность, направленную на себя.
Наличие «С» - ответов в сочетании с высоким уровнем экстраверсии свидетельствует о предрасположенности к реакции по типу «короткого замыкания» в виде неконтролируемой разрядки аффекта. Девушка склонна быстро принимать решения, целиком полагаясь на эмоциональную оценку и поверхностный взгляд на ситуацию.
Шок черного цвета на большинство предъявленных карт говорит о переживании стремления испытуемой к рискованным действиями и торможении тревогой, что порождает чувство неполноценности и самообвинения, которые характерны для суицидоопасных лиц.
Нельзя не обратить внимание на большое количество движений, замеченных девушкой в пятне, носящих явно угрожающий характер (люди дерутся, птицы что-то отнимают друг у друга, жук кусает и т.д.), а так же брызги крови, пожар. Это свидетельствует о переживании травмирующей ситуации, отрицательных чувств и эмоций, сопряженных с ней.
Имеют место и искажения в восприятии и трактовке событий социального характера, что выражается в игнорировании социальных условностей, существующих в обществе правил.
Все эти данные говорят о склонности Светланы М. к суицидальному поведению, так как выделенные показатели позволяют определить черты личности, характерные для контингента суицидоопасных подростков.