Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.



В последнее время суицидальное поведение подростков все чаще становится темой обсуждения среди педагогов, родителей, представителей правоохранительных органов. Дети и подростки наносят себе увечья, бездумно расстаются с жизнью, чтобы выразить обиду или что-то доказать взрослым. 

Бродяжничество, стремление к риску, нежелание учиться, противоправные поступки - это не полный перечень проблем, сопровождающих подростков из неблагополучных семей. У этих ребят наблюдается широкий спектр личностных деформаций в эмоционально-волевой сфере: нарушение поведения и общения, плаксивость, агрессивность, резкие перепады настроения, самовольные уходы из дома, суицидальные наклонности.
Как выявить среди них, замкнутых, не идущих на контакт, тех, кто может шагнуть в открытое окно, провести бритвой по венам?
Специалисты предлагают множество диагностических методик, позволяющих определить степень склонности к суицидальным действиям, но они не всегда дают достоверную информацию о душевном состоянии подростка. Часто, отвечая на вопросы какого-то теста, подростки дают социально-приемлемые ответы. Результат может быть размытым и не насторожить специалиста.
Проективный метод Роршаха необычайно чувствителен по отношению к переживаемой подростком тревоге. Он выявляет минимальные ее проявления задолго до появления в поведении подростка, раскрывает чувства, стремления, мысли, действия, которые говорят об интеллекте, самочувствии, отношении к социальному окружению, позволяет объективно оценить степень принадлежности подростка к контингенту суицидоопасных лиц. Так же с помощью данного метода можно проконтролировать эффективность психотерапии и выявить изменения, происшедшие вследствие ее проведения.
Проведение процедуры исследования требует соблюдения некоторых правил:
-стимульный материал должен быть выполнен из качественного материала, иметь эстетический вид, одинаковый размер, цветовую гамму, задуманную автором.
-психолог должен сидеть сбоку от испытуемого, но не напротив, чтобы уменьшить влияние на процесс отбора ответов.
-испытуемого необходимо подготовить, чтобы он понял суть задания и не проявлял защитных реакций.


Подготовка к исследованию складывается из трех этапов:


1.Предварительная беседа, в ходе которой психолог устанавливает с подростком отношения сотрудничества и доверия, снимает защитные установки, получает общее представление о личности испытуемого.


2.Ознакомление подростка с методом для предотвращения негативного отношения к исследованию.


3.Разъяснение цели, сути и хода исследования завершает подготовку подростка к исследованию.
Все эти этапы проводятся последовательно, и ни одним из них не стоит пренебрегать.


Процедура исследования:


Подростку предъявляют набор карт с пятнами, напоминающими чернильные кляксы. Одновременно с инструкцией в руки подростку дается карта № 1 лицевой стороной вверх. Текст инструкции звучит так: «Что это может быть?»
Больше никаких дополнительных слов произноситься не должно. Если подросток задает много вопросов, можно еще раз повторить: «Просто скажи мне, что это может быть». Оптимальный вариант, если подросток дает по 3-5 ответов на каждую карту.
После ответов на карту № 1 подросток самостоятельно откладывает ее в сторону лицевой стороной вниз и берет следующую карту. Процедура исследования проводится до последней карты включительно.
Поведение психолога в процедуре исследования должно быть доброжелательным, поддерживающим, нейтральным.
Психолог, проводящий исследование, не должен быть ориентирован на получение каких-либо определенных ответов. Мимические движения, жесты и позы психолога в процессе исследования влияют на качество ответов испытуемого.
Во время исследования психолог ведет протокол, подробно записывая ответы подростка.
После того, как исследование окончено, психолог приступает к анализу полученного материала и последующему его кодированию, которое представляет собой самый важный этап обработки данных.


Каждый ответ анализируется с пяти точек зрения:


1.С точки зрения пространства, которое подросток интерпретирует (говорит ли он обо всем пятне, о его большей и меньшей части). Если в ответе используется все пятно целиком, оно кодируется символом W. Мелкие детали кодируются символами Dd. Малое количество целостных ответов W свидетельствует о плохом самочувствии подростка, депрессии, сниженной способности к созданию планов на будущее, повышенной чувствительности к критике.
Много мелких деталей Dd говорят о состоянии тревоги, излишней нервозности, страхе.


2. С точки зрения детерминанты, т.е. фактора, который в основном и обуславливает ответ (форма пятна, его цвет, тени). Ахроматические цвета кодируются символом С, диффузные (дымчатый, смутный, неясный, туманный) символом F. Чем больше ответов С, тем сильнее импульс к действию с целью изменения ситуации, вызывающей тревогу, тем сильнее тенденция к поспешному, неуравновешенному решению, навлечению на себя опасности, вплоть до самоубийства. Чувство враждебности, присущее подросткам с большим колличеством подобных ответов, направляется не столько на других, сколько на самого себя. Ответы символизируют не только стремление к рискованным действиям, но и чувство неполноценности и самообвинения, характерные для суицидоопасных лиц.


3. С точки зрения уровня формы (пятно полностью соответствует возникшему в сознании образу; соответствует в малой степени, совсем не соответствует. Усматривается ли в пятне движение).

Кодируется:
М - движение человека. Обращается внимание на психическую активность человека (думает, переживает, испытывает какие-то эмоции и чувства). Символом М обозначается действие, присущее только человеку, даже если оно выполняется животным. При достаточном количестве чистых «цветных» ответов, связанных с большим количеством человеческих движений, замеченных подростком в пятне, можно говорить о переживании травмирующей ситуации, отрицательных чувствах и эмоциях. При таком положении вещей эмоциональные разрядки случаются не часто, но они внезапны и опасны.
FМ -движение животного, присущее только животному, но не человеку (птица летит). Обращается внимание на позу животного, статистическое напряжение и готовность к движению.
m - движение неодушевленного предмета. Обращается внимание на наличие статистического напряжения: настораживают ответы, где предмет подвергается влиянию какой-то силы. В ответе -ковер лежит на полу - символ m не используется.


4. С точки зрения содержания (в пятне просматриваются предметы, люди, животные и т.д.) Малое количество или отсутствие человеческих фигур свидетельствует о явном нарушении контакта с другими людьми, незаинтересованности во взаимоотношениях, направленности на собственные переживания.


5. С точки зрения разных других элементов, которые проявляются непостоянно, время от времени, как дополнительные факторы. Обращается внимание на агрессивные ответы: рука, занесенная для удара, драка и т. д.
Психолога должна насторожить реакция подростка на красные пятна, если он дает ответы типа: это кровь, брызги крови, рана.


Дальнейшая работа с тестом хорошо видна на примере.


Светлана М. 15 лет. Результаты первичной диагностики эмоционально-волевой сферы указали на необходимость проведения исследования по методу Роршаха.
-темперамент (методика Айзенка) холерический, уровень экстраверсии - 24, интроверсии - 22 (оба показателя значительно выше подростковой нормы), что свидетельствует о импульсивности, склонности к истерико-психопатическим реакциям в ситуации стресса.
-самооценка (методика Дембо-Рубинштейна): заниженная. Высокая разница между самооценкой и уровнем притязаний указывает на инфантильность, социальную незрелость,
-уровень агрессивности (методика Басса-Дарки) указывает на чувство обиды, направленную на себя агрессию.
-уровень нервно-психической напряженности (цветовые выборы Люшера): высокий. Суммарное отклонение от аутогенной нормы - 30, вегетативный коэффициент - 3,2. Показатели указывают на нервную истощенность, психическую неустойчивость, неготовность к напряжению и адекватным действиям в стрессовых ситуациях.
Результаты исследования по методу Роршаха подтвердили склонность девочки к суицидальному поведению. Представляю часть протокола обследования с кодированием результатов.

Протокол № 17 от 05.06. 2018 года.
проведения процедуры обследования по методу Роршаха.
Испытуемый: Светлана М. 15 лет.
Цель обследования: уровень склонности к суицидальному поведению.

Карта №1
1.Две птицы дерутся, что-то отнимают друг у друга. Они черного цвета, злятся, хотят причинить боль друг другу.

2.Жук приготовился кого-то укусить.

3.Маска  страшного человека. Белые пространства - глазницы. Сама маска черная. 

Кодирование: W, С, М, FM

Карта №2.
1.Два клоуна схватили друг друга за грудки и хотят повалить на землю. Их одежда грязного цвета в крови, всюду брызги крови.

2.Два медведя стараются достать подвешенные куски мяса. С мяса капает кровь на медведей. Медведи черные.

Кодирование: W, F, М, FM, С

Карта №3.
1.Домик. Крыша, окошки. Перед домом лужайка. Озеро освещено белым светом внизу. Свет вливается в дом (белое пространство внутри).

2.Пожар.Вокруг летят огненные головешки.

3.Два человека спорят из-за какой-то вещи, спор переходит в драку

Кодирование: Dd, W, F

Заключение:
Данные исследования, кроме суицидальной склонности испытуемой, дали много материала, характеризующего ее личность и внутренний мир.
Так- ответы с кодом «С» говорят о эмоциональной импульсивности девушки, утрате контроля над эмоциями в ситуации стресса.
Ответы, с кодом «FM» указывают на тревогу, поспешные, неадекватные решения, враждебность, направленную на себя.
Наличие «С» - ответов в сочетании с высоким уровнем экстраверсии свидетельствует о предрасположенности к реакции по типу «короткого замыкания» в виде неконтролируемой разрядки аффекта. Девушка склонна быстро принимать решения, целиком полагаясь на эмоциональную оценку и поверхностный взгляд на ситуацию.
Шок черного цвета на большинство предъявленных карт говорит о переживании стремления испытуемой к рискованным действиями и торможении тревогой, что порождает чувство неполноценности и самообвинения, которые характерны для суицидоопасных лиц.
Нельзя не обратить внимание на большое количество движений, замеченных девушкой в пятне, носящих явно угрожающий характер (люди дерутся, птицы что-то отнимают друг у друга, жук кусает и т.д.), а так же брызги крови, пожар. Это свидетельствует о переживании травмирующей ситуации, отрицательных чувств и эмоций, сопряженных с ней.
Имеют место и искажения в восприятии и трактовке событий социального характера, что выражается в игнорировании социальных условностей, существующих в обществе правил.
Все эти данные говорят о склонности Светланы М. к суицидальному поведению, так как выделенные показатели позволяют определить черты личности, характерные для контингента суицидоопасных подростков.

 

 






Об авторе статьи

`
Никифорова Татьяна Федоровна

Рейтинг психолога: 7 7

Никифорова Татьяна Федоровна

Детский и семейный психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт, песочный терапевт, профессиональный таролог-нумеролог. Работаю с детьми и подростками с 2-летнего возраста, провожу индивидуальные консультации со взрослыми, а так же групповые занятия и...
Город: Братск Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Детская психология
  •   Кризисы и травмы
  •   Психология отношений
  •   Психология семьи
  •   Стресс


Добавить новый Комментарий


Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Майбах Елена

Майбах Елена

Основатель и руководитель центра системных расстановок ReStart, психолог, Мастер Рейки, ...
Психолог Евстратова Полина Ивановна
Консультация по Skype

Евстратова Полина

Практикующий психолог, сертифицированный консультант в методе Позитивная психотерапия
Психолог Войтишина Марина Валерьевна

Войтишина Марина

Психолог терапевтических групп онлайн и в г. Санкт-Петербург. Системно-семейный психолог,...
Психолог Репина Кристина Алексеевна

Репина Кристина

Детский психолог
Психолог Гурова Елена Владимировна
Консультация по Skype

Гурова Елена

Психолог, коуч, тренер - использую гештальт, когнитивно-поведенческую психологию,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍