articles Методы арт-терапии. Сказкотерапия в консультировании взрослых.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Методы арт-терапии. Сказкотерапия в консультировании взрослых.



Долгое время само название «сказкотерапия» у меня, как у психолога с базовым техническим образованием в области проектирования морских баллистических ракет и 10-летним стажем работы в Головном проектно-конструкторском отделе Государственного Ракетного Центра, не вызывали желания попробовать узнать об этом направлении больше, я не представляла себя в роли сказкотерапевта. Открыла для себя замечательную сказочную методику! Сказкотерапия – это очень серьезно! На практике увидела, как легко в творческом процессе взрослые люди сами благодаря написанию и анализу сказки разрешают свои серьезные проблемы. В данном эссе представлен мой первый опыт использования сказкотерапии в консультировании взрослых при решении проблем. 

Клиент №1

Проблема принятия решения в тупиковой ситуации.


А., 31 год. Проживает в гражданском браке, детей нет. Обратилась за психологической помощью в принятии решения: разойтись с мужчиной, с которым они прожили 2 года в гражданском браке или найти какие-то способы, которые бы изменили отношение к ней мужа. В момент обращения А. находилась на лечении в стационаре в связи с обострением хронического заболевания эндокринного характера. В первый же день нахождения в стационаре, позвонив вечером мужу, она не застала его дома. На следующий день выяснила, что он не ночевал дома. В больнице муж ее не навещал. На телефонные звонки отвечал редко. Состояние А. было стрессовое: ночью плохо спала, крайне напряжена. Со слезами она рассказала, что муж холоден к ней, избегает почти с самого начала интимных отношений, не проявляет к ней внимания, избегает разговоров на темы их взаимоотношений. Проявления ласки со стороны А. вызывают у него раздражение. Свободное время предпочитает общаться с друзьями.

Первая часть беседы носила характер жалобы на «нехорошего» мужа. Клиентка нуждалась в освобождении от накопившихся чувств. И я видела свою задачу в активном слушании и оказании поддержки и понимании ее чувств. На мой вопрос: « Что же положительного в отношениях с мужем?», выяснилось, что он хозяйственен, сделал ремонт своими руками, в настоящий момент перестраивает дом, который подарила мать А.. На основные продукты питания и содержание жилья зарабатывает муж. Свои деньги А. тратит на необходимые ей предметы быта, одежду. После небольшой беседы А. смогла посмотреть на ситуацию немного со стороны. Ситуация представлялась Анастасии тупиковой, т.к. в настоящий момент она не готова остаться без финансовой помощи мужа, но сложившиеся взаимоотношения воспринимала болезненно и не могла их больше терпеть. На этой части беседы я предложила А. написать сказку по ее проблемной ситуации. А. приняла с готовностью предложение о написании сказки, с большим удовольствием окунулась в творческий процесс.



После написания первой сказки А. по моей просьбе подчеркнула всех присутствующих персонажей. Соотнесла себя с персонажем «Настенька». Отметила свое настоящее время в сказке, разделив на прошлое и будущее. Написанная клиенткой сказка полностью соответствовала теме и ее проблеме. В первой сказке конец не вполне устраивал клиентку. После испытаний, она просто вновь вернулась в прежнюю ситуацию, не изменив ничего в жизни. Т.е. осталась в прежнем состоянии внучки (девочки). Иванушка, которого она ассоциировала со своим гражданским мужем, не проявлял активности, хотя и вызвался помочь найти Настеньку. В итоге Настенька сама преодолела трудности и сама нашла дорогу к дому. Название сказки клиентка дописала потом: «Сказка о том, как Настенька дорогу домой искала». После чего клиентке было предложено написать вторую сказку о том, как Настенька стала счастливой, проявив активность. Название сказки было выбрано изначально «Сказка о том, как Настенька узнала, что такое счастье и приобрела его».


Данная техника помогла А. выйти на новый уровень осознанности и ответственности. С детского уровня обид, беспомощности А. приняла осознанное решение, что только она ответственна за свое счастье. В начале первой сказки героиня Настенька беспомощна, ее унес ветер. Очнулась в темном, страшном лесу. Неожиданно появившиеся светлячки указали ей путь. При совместном анализе сказки клиентка осознала, что дорогу домой она все-таки нашла сама, хотя и благодаря сказочным помощникам.

Вторая сказка неожиданно для самой А. закончилась счастливыми новыми отношениями. Вторая сказка помогла А. осознать, что же для нее означает быть счастливой, найти свой путь к собственному счастью. Оказалось, что счастливой ее сделают гармоничные отношения, основанные на взаимном интересе и желании обоих строить такие отношения. А. осознала, что изменить мужа, сделать его таким, о каком мужчине она мечтает, – это и есть тупик. У А. появилось активное желание – поскорее выйти из больницы. У нее появился смысл в жизни – привести себя поскорее себя в порядок и активно заняться поисками близкого ей человека, своего сказочного «солдата». Она осознала, что с гражданским мужем ее связывает лишь быт и страх оказаться без материальной поддержки.



Это был мой первый опыт использования сказкотерапии в работе с клиентом. Результат превзошел все мои ожидания. За одну лишь терапевтическую сессию на моих глазах произошло сказочное превращение глубоко несчастного человека, находящегося в тупиковой ситуации в радостного, полного прекрасных надежд человека. При этом не пришлось проводить ни транзактного анализа, ни других методик, требующих длительной терапии. Произошло все очень быстро и почти без моего участия. Очень удивил личностный рост моей клиентки - всего лишь за несколько часов (в процессе терапии был сделан небольшой перерыв между первой и второй сказкой). И за это время потерянная и беспомощная «девочка» превратилась во взрослую, уверенную в себе и четко осознающую свои желания и потребности женщину, готовую взять ответственность за свое счастье на себя. При этом процесс терапии был очень интересен, увлекателен сам по себе. Я увидела, как работает сказкотерапия наяву! В конце сессии моя клиентка от души, со слезами на глазах благодарила меня. А я готова была благодарить ее за доставленную мне радость. Мне пришлось в ходе терапии лишь слегка направлять ее. Все сделала сказочная методика и сама клиентка. Впервые после психотерапии я не чувствовала никакой усталости, а наоборот – вдохновение и радость. И для моей клиентки, находящейся на период сказкотерапии на стационарном лечении, процесс был не утомительным, а наоборот вдохновляющим, радостным творческим. И выглядела она после сессии отдохнувшей, бодрой и радостной. Спасибо за сказкотерапию!



Клиент №2

Проблема – плохие взаимоотношения с матерью.


Н., 50 лет. Обратилась по поводу того, что очень устает на работе. Работа связана с выращиванием рассады, устает физически. Но несколько уточняющих вопросов позволили прояснить, что устает не столько от работы (на утро от физической усталости не остается и следа), сколько от постоянно гнетущего чувства обиды на маму. Н. после окончания школы сразу постаралась выйти замуж, лишь бы уйти от мамы. С тех пор отношения так и не наладились. В последнее время это усугубилось попытками матери выгнать невестку с детьми из дома своего погибшего сына. Н. было против этого, что обострило еще больше их отношения. Со слезами стала рассказывать, как она ненавидит свою мать. И не видит никаких возможностей изменить взаимоотношения.

Н. было предложено написать сказку по ее проблеме. Она отнеслась к такому заданию с готовностью. Работала очень увлеченно. С первых же строк написания сказки слезы буквально ручьем полились из ее глаз. Писала она, по-детски всхлипывая. Наблюдая за ней со стороны, я видела, что сам процесс творчества глубоко эмоционально вовлек ее в какой-то другой мир.

Название сказки она написала по окончании. Прочитала вслух сказку со слезами. Настоящий момент обозначила в том месте, где одна из сестер захотела, чтобы мама снова стала такой, как в далеком детстве. Потом, подумав, исправила: уже пришла к Фее. Посмотрела на меня с надеждой. Она ассоциировала в своей сказке с Феей психотерапевта. Обсудив совместно сказку, я обратила внимание, что сказка не имеет конца (в первоначальном варианте она заканчивалась советом Феи, что маму надо полюбить). Я сказала, что, как психолог, не могу дать ей такой совет и не знаю, как я могу вызвать в ней любовь к матери. Я предложила ей написать конец сказки, напомнив, что все сказки имеют счастливый конец. После этого предложила ей написать другую сказку, в которой она (т.е. одна из сестер) сама смогла найти решение этой проблемы. Написание второй сказки также вначале сопровождалось слезами, а потом она на минуту задумалась, и через какое-то время строчки как будто сами ложились на лист, она едва успевала записывать то, что диктовало ее внутреннее бессознательное. Когда она читала вторую сказку, ее глаза блестели от счастья. Она, едва дочитав сказку, вскрикнула радостно: «Я поняла все! Я всю жизнь ревновала свою маму к ее мужчинам! Я очень люблю свою маму!!!» Произошел катарсис, глубокое прощение своей матери.


Данная техника сотворило чудо: менее чем за 2 часа клиентка разрешила на очень глубоком уровне свою проблему: осознала, что лежало в основе ее ненависти к матери, смогла простить ее и понять, как она любит свою мать. После сеанса у клиентки появилось чувство огромного облегчения за многие годы. Я уверена, что это поможет ей построить новые отношения с матерью.

Второй опыт по использованию сказкотерапии на практике показал возможности самого клиента в решении собственных проблем при незначительном участии психолога. Данная методика позволила в увлекательном творческом процессе за короткое время разрешить серьезную многолетнюю проблему клиентки.



Клиенты №3

Проблема – частые конфликты и непонимание между супругами.


За консультацией обратилась супружеская пара, совместное проживание которых в течение 10 лет сопровождалось постоянными конфликтами, взаимными обидами, претензиями, непониманием. Для каждого – это повторный брак. Обратились накануне отпуска, который они боялись провести вместе, т. к. отношения были напряжены. Предыдущие два отпуска провели врозь. И со слов жены, если и в этот отпуска муж отправится один, для жены будет означать, что нужно принимать решение о разводе.

В ходе консультационной беседы супругам было предложено каждому в отдельности написать свою сказку про свое видение проблемы в семье. После написания сказки, каждый из них вслух зачитал свою сказку. Сказки соответствовали теме. Анализ проводился поочередно с каждым из клиентов. Первая сказка назвалась «Как муж (жена) счастье искал(а)». Ассоциации: Принц (муж). Принцесса – жена (в сказке у мужа), Принцесса (жена), Иванушка-дурачок (муж) – у жены. Конец сказки устраивал обоих и был схожим. По ходу обсуждения выяснилось, что муж тоже не возражает, чтобы сказка закончилась более счастливо – рождением совместных детей. Но в обеих сказках было не совсем понятно, как именно пришло счастье в семью. Было предложено написать вторую сказку, в которой была большая активность каждого в решении проблемы. В сказке у мужа активность проявилась в желании обсудить открыто, что «нашептал Змей Горыныч» каждому и постараться услышать другого без обвинений, а с пониманием, что такова ситуация (виноват Змей Горыныч). В сказке у жены произошло осознание попробовать просто дать возможность выговориться мужу. Но самое важное - жена осознала, что никогда не говорила мужу о том, что бы она хотела. А все время обвиняла и предъявляла претензии. Впервые через сказку словами Принцессы она призналась мужу, что хочет свой дом. Совместное обсуждение сказок позволило избежать защит и увидеть позицию другого; осознать, что никто не виноват. Есть проблемная ситуация и она разрешима, если отнестись к ней как к общей проблеме и объединить усилия по ее разрешению, а не пребывать в конфронтации. Таков бы итоговый ответ на вопрос каждому в конце, что вы узнали нового. Конец новой сказки был очень желаем для обоих. Принцесса разглядела в своем Иванушке настоящего Рыцаря, нежного и любящего. И поняла, что главное – это взаимопонимание.

Данная техника помогла супругам в осознании проблемной ситуации, не как безвыходной (когда только чудо может помочь), а как к новой задаче, решаемой совместно. Появилось направление, в котором им следует двигаться – это открытое обсуждение проблемных ситуаций. Впервые на сказкотерапии они увидели, что являются союзниками в достижении общей цели. Сказкотерапия помогла мужу восстановить свою здоровую самооценку, он снова почувствовал в себе Рыцаря. Дополнительно в ходе обсуждения сказки было предложено небольшое упражнение по осознанию, когда мы реагируем болезненно на критику. Произошло восстановление здоровых границ каждого, осознание, что семья – это «ты+я». Попытка обвинять другого и изменить его – это не решение проблемы. Итогом этой сказкотерапии было желание каждого после совместно проведенного отпуска прийти на личную терапию. Появился интерес попробовать использовать все на практике.

Данная техника и в третьем опыте по использованию раскрыла для меня свои возможности по работе в паре. В данной консультации я увидела возможности сочетания сказкотерапии с транзактным анализом и другими методиками, которые подключала по ходу. Положительный итог подтвердился, когда на следующий день позвонила жена и попросилась на личное консультирование. Она сразу же сообщила, что муж очень доволен итогом сказкотерапии, хотя он очень не хотел идти к психологу, поддался уговорам жены. Для меня было интересно, как взрослый, солидный мужчина с детской радостью включился в творчество. И мои сомнения по поводу того, как предлагать сказкотерапию в консультированию рациональных и деловых мужчин развеялись.



В ходе собственного сочинения сказки у клиентов появляется надежда на счастливый конец, уверенность в собственных силах в решении задач, настрой на позитив. Процесс творчества незаметно переключает клиента с негативного восприятия ситуации и безвыходности на энергичное желание построить свое счастье и веру на самый счастливый конец. Сказкотерапия – ближайший путь к ресурсному состоянию клиента. В ходе сказкотерапии сам по себе разрешается вопрос разделения ответственности с клиентом. У клиента появляется опора на себя и ощущение внутренней силы, гордость и радость от собственных достижений. Сказкотерапия – эффективный инструмент психолога!






Об авторе статьи

`
Нарницкая Гуля Ирековна

Рейтинг психолога: 7 7

Нарницкая Гуля Ирековна

Работаю со взрослыми людьми, как индивидуально так и в группе
Город: Миасс Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍