articles Мышление, язык и человеческая судьба
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Мышление, язык и человеческая судьба



Предполагаемое нами исследование основывается на нескольких базовых представлениях, которые и хотелось бы здесь осветить.

Во-первых, под судьбой мы понимаем ход жизненных событий в человеческой жизни. Вообще-то, понятие «судьба» получает в словаре следующие определения: «1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула нас с тобой. Удары судьбы. Какими судьбáми? (восклицание при неожиданной встрече в знач. как очутился здесь?). 2. Доля, участь. Ничего не знаю о судьбе брата. 3. История существования кого-чего-н. (книжн.). У этой рукописи интересная с. 4. Будущее, то, что случится, произойдет (книжн.). Заботиться о судьбах государства. С. подростка решена: он будет учиться» (см.: С.И.Ожегов 1984: 676). Наше понимание судьбы почти полностью совпадает с тем толкованием, которое дается в процитированном словаре. Единственное определение, которое мы исключаем в нашем понимании судьбы, – это «независимость от воли человека». Только при таком подходе к феномену судьбы, на наш взгляд, исследователь может сохранить объективный и позитивный характер рассуждений. Слишком многое в человеческой жизни зависит от личной воли человека (примеров можно привести не один десяток), чтобы мы могли безнаказанно игнорировать данное обстоятельство.

Во-вторых, в своем осмыслении взаимосвязи мышления человека, его языка и судьбы мы опираемся на универсальную схему научного исследования, разработанную российским философом А.А.Гагаевым (см.: А.А.Гагаев 1991). Имея опыт использования субстратного подхода к конкретным языковым средствам (см.: А.В.Пузырев 1995), мы посчитали возможным перенести свой опыт в область, где языковые и внеязыковые реалии сосуществуют одновременно и постоянно.

В рамках используемой универсальной схемы научного исследования (которая выступает в виде варианта известного метода восхождения от абстрактного к конкретному) нам важно обозначить исходную «первоклеточку». В качестве такой исходной абстракции мы принимаем определяющую роль мышления в формировании человеческой судьбы. 

В каком-то смысле наша позиция перекликается с позицией авторов знаменитого сборника «Вехи». Как писал автор предисловия к этому сборнику о своих коллегах, «их общей платформой является признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития, в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства. С этой точки зрения идеология русской интеллигенции, всецело покоящаяся на противоположном принципе – на признании безусловного примата общественных форм, – представляется участникам книги внутренне ошибочной, т.е. противоречащей естеству человеческого духа, и практически бесплодной, т.е. не способной привести к той цели, которую ставила себе сама интеллигенция, – к освобождению народа...

Наши предостережения не новы: то же самое неустанно твердили от чаадаева до Соловьева и Толстого все наши глубочайшие мыслители. Их не слушали, интеллигенция шла мимо них. Может быть, теперь, разбуженная великим потрясением, она услышит более слабые голоса» (М.Гершензон 1991: 4).

Поскольку само мышление принципиально не наблюдаемо, постольку чрезвычайно важными оказываются наблюдения над языком человека, ибо мышление человека прежде всего и выражается в языке данного человека (точнее – в его речевой деятельности). Определяющая роль мышления человека (выраженного в языке этого человека) в исследуемой триаде «мышление человека – его язык – человеческая судьба» и является исходной «первоклеточкой» предполагаемого нами исследования.

Определяющая роль мышления человека – не единственная исходная абстракция. Принципиально важными нам представляются и такие абстракции, как осознавание человеком смысла происходящих с ним событий, а также противопоставление актуализации и манипуляций в человеческом мышлении. Не менее важным оказывается противопоставление гармонии и распада как двух противоположных по направленности векторов судьбы.

Таким образом, в качестве «первоначала» настоящего исследования, или основы восхождения от абстрактного к конкретному, или предмета, развивающегося на собственной основе, нами принят синтез следующих отправных абстракций: понятие о мышлении человека как определяющем факторе человеческой судьбы, понятие об актуализации и манипуляциях как основном диалектическом противоречии на уровне мышления, представление о гармонии и распаде как о двух противоположных по направленности векторах судьбы.

Что понимается нами под актуализацией и манипуляцией?

Очень хорошо, на наш взгляд, о субъекте манипулирования написал А.Б.Добрович: «В целом характеристика этого субъекта («манипулятора») такова: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая же выгода, с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы». Общение, изначально ориентированное на такого рода выигрыш, будем называть «манипуляцией» (А.Б.Добрович 1987: 95-96). Созвучным приведенному будет и наше рабочее определение манипуляции: манипуляция – это проделка, ставящая своей целью достижение данным субъектом того или иного блага, той или иной житейской выгоды за счет какого-то Другого. Этот Другой может принимать самые различные формы: роль Другого может исполнять одна из субличностей человека (и тогда можно говорить о внутреннем конфликте личности). Для нас же важно, что в качестве Другого вовсе не обязательно выступает исключительно другой человек (в этом качестве может выступить и какая-то другая ипостась одного и того же человека).

Как очень точно указывает Е.Л.Доценко в своей книге «Психология манипуляции», внутриличностная предпосылка манипуляции – не столько внутренняя множественность, сколько нецелостность. «Отсутствие собственного центра – самости – или его игнорирование, с одной стороны, вынуждает человека подчиняться своим частностям (продолжая терять свою целостность), а с другой, делает его уязвимым перед интервенцией с целью завладения одной из его частей. Как следствие, жертва сама провоцирует агрессора подобно тому, как брошенные без присмотра вещи становятся слишком привлекательны для вора» (Е.Л.Доценко 1997: 97).

Наиболее подходящее для нас определение «актуализатора» (субъекта актуализации) дал Эверетт Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор»: «Стиль жизни манипулятора базируется на четырех китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Киты, на которых «стоит» актуализатор, – это честность, осознанность, свобода и доверие.

Переходный период от манипуляции к актуализации представляет собой движение от апатии и нарочитости к жизненаполненности и спонтанности» (Э.Шостром 1992: 34).

Приведем таблицу, предложенную там же Э.Шостромом, которая позволяет сопоставить характеристики крайней выраженности интересующих нас качеств:

манипуляторы

актуализаторы

1. Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. «Ломают комедию», разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.

1. Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они ни были. Их характеризуют чистосердечность, выразительность.

2. Неосознанность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», то есть видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать.

2. Осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес). Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни.

3. Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь – это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента.

3. Свобода (спонтанность, открытость). Обладают свободой выражать свои потенциалы. Они – хозяева своей жизни; субъекты.

4. Цинизм (безверие). Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует.

4. Доверие (вера, убеждение). Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.

 

Для нас несомненно, что все самые разнообразные векторы развития человека можно разгруппировать в две наиболее общие группы – векторы гармоничного или дисгармоничного развития (детализировать данное представление не представляется возможным по причинам ограниченности рамок повествования).

Использование метода восхождения от абстрактного к конкретному позволяет наметить следующие двадцать групп проблем:

1. Сумма факторов судьбы личности. Психофизиологические аспекты связи мышления, языка человека и его судьбы: функциональная асимметрия мозга, доминанта. Социально-этнические и психологические аспекты связи мышления, языка человека и его судьбы: соотношение мужского и женского начал (относительность диморфизма) в мышлении и языке, андрогиния как фактор судьбы. Архетипы сознания, концепты и формирование судьбы. Актуализационное и манипулятивное начала в мышлении и языке человека как факторы его судьбы. Эзотерические аспекты связи мышления, языка человека и его судьбы.

2. Бытие личности, ее мышления, языка и судьбы как сложение многообразных причин формирования личностности.

3. Функционирование ФАМ, архетипов сознания, религии, манипуляций. Осознание смысла жизни как фактор состояния психики, фактор судьбы. Психологические функции решения проблем смысла жизни и смерти. «Горе от ума»?

4. Сознательное и бессознательное психическое в мышлении и языке человека как процесс формирования судьбы. Целостность человека и ее расщепление как процесс. Закон резонанса и процесс осознавания смысла жизни (динамический, деятельностный аспекты). Процессуальные аспекты осознавания собственных манипуляций и собственных психологических ролей как проявлений информационной «невооруженности».

5. Определение базовых понятий: сознание, мышление, жизнь и смерть, судьба, бытие – сущность – явление – действительность, идеальное и материальное, целостность и расщепленность сознания и т.п.

6. Онто- и филогенез души, ее проявления в мышлении и языке человека. Психологические установки личности в плане их онто- и филогенеза. Кодировки на смерть как фактор становления и формирования личности, их связь с мышлением и языком человека. Психологические причины манипуляций (в том числе на уровне мышления и языка).

7. Соотношение исходных понятий: душа, дух, духовность, личность, человек, личностность, личность и субличности, целостность и актуализатор как ее носитель, субличности и личностные психологические роли, манипуляции и их многообразие, манипулятор и актуализатор, типы и виды манипуляторов и т.п. Единицы мышления, языка, речи, коммуникации и судьба. Антиномия жизни и смерти. Психологические аспекты соотношения Человек “внешний” и “внутренний”. Понятие о шести уровнях манипуляций. Принципы трансформации судьбы.

8. Агрессия и депрессия как процесс выявления информационной “невооруженности” на уровнях мышления и языка. Болезнь как процесс осознания связи с проявлением законов гармонии. Манипуляции со здоровьем, страх боли, болезней, неприятностей и борьба с ними или уход от них как симптом саморазрушения. Психологические основы выздоровления. Осознание личной ответственности, просьба и получение помощи, поднятие энергетики как важнейшие принципы позитивной трансформации судьбы. Проблема энергетической эквивалентности. Проблема материальных аспектов энергетического эквивалента выздоровлению.

9. Функции уникальной неповторимости мышления и языка конкретной человеческой личности. Функциональные аспекты нарушения законов гармонии (смысл и цель осознавания болезней и жизненных трудностей). Функции неприятностей и болезней = функции подпрограмм самоуничтожения. Психологические выгоды заболеваний. Культура и природа = вопрос меры и пропорции, а не “либо-либо” (Юнг). Функциональная несостоятельность манипуляций на личностном и принципиальном уровнях.

 

Мышление, язык и человеческая судьба (Табл. 1)

 

 

Всеобщее

(генетический аспект)

Общее

(логический аспект)

 

 

Всеобщее

(логич.)

Бытие

(онтологич.)

 

 

1. Сумма факторов судьбы личности. Психофизиологические аспекты связи мышления, языка человека и его судьбы: ФАМ, доминанта. Социально-этнические и психологические аспекты связи мышления, языка человека и его судьбы: архетипы сознания, культурные концепты, выраженность андрогинии, соотношение актуализационного и манипулятивного начал. Генетический аспект актуализаций и манипуляций, целостности человека и ее расщепления. Историко-философские и эзотерические аспекты связи мышления, языка человека и его судьбы.

5. Определение базовых понятий: сознание, мышление, личностность, судьба, бытие – сущность – явление – действительность, оппозиции рассудка и чувств, сознательного и подсознательного, идеального и материального, духа и души, души и тела, личности и человека, миров частиц и волн, духовности и заземленности, мужского и женского, «Родительского» и «Детского»; противоречие гармонии и распада, актуализаций и манипуляций, жизни и смерти, оптимизма и пессимизма, целостности и расщепленности сознания как основное противоречие судьбы.

 

 

Общее

(логич.)

Сущность

(онтологич.)

6. Онто- и филогенез души, ее проявления в мышлении и языке человека. Проблема реинкарнации. Психологические установки личности в плане их онто- и филогенеза. Возможная продолжительность жизни и кодировки на смерть как фактор становления и формирования личности, их связь с мышлением и языком человека. Психологические причины манипуляций (в том числе на уровне мышления и языка). Нациокультурные концепты как предпосылки гармонизации и разрушения судьбы. Некритическое отношение к словам как предпосылка саморазрушения.

7. Уточнение исходных понятий: личность и субличности, целостность и актуализатор как ее носитель, субличности и личностные психологические роли, манипуляции и их многообразие, манипулятор и актуализатор, типы и виды манипуляторов и т.п. Психологические аспекты соотношения Человек “внешний” и “внутренний”. Понятие о семи уровнях манипуляций. Единицы мышления, языка, речи, коммуникации и судьба. Принципиальная трудность их трансформации.

 

Особенное

(логич.)

Явление

(онтологич.)

14. Онто- и филогенез тела и способа его соединения с душой как основание для развертывания судьбы. Реальная продолжительность жизни как проявление диалектики законов гармонии и распада.

11. Установление параметров гармонии, распада и “нормы” в соотношении мышления, языка и судьбы. Мышление, язык человека и критерии улучшения его судьбы. Предпочтительность ориентации исследования на биографии выдающихся людей.

 

Единичное

(логич.)

Действительность

(онтологич.)

19. “Другой” как отражение собственного “Я”. Социо- и нациокультурные аспекты восприятия “чужого”, “Другого”. Социо- и нациокультурные аспекты манипуляций над языком и мышлением («лингвистические преступления»).

16. Тождество “лжи” и “правды” в коммуникации. Перспективы общества в плане решения проблемы гармонизации мышления, языка и судьбы.

 

Конкретно-абстрактное

(закон развития)

Особенное

(функциональный

аспект)

Единичное

(личностный

аспект)

4. Целостность человека и ее расщепление как процесс.Гармония и распад, жизнь и смерть, оптимизм и пессимизм, целостность и расщепленность сознания, актуализации и манипуляции как основные движущие противоречия развития. Закон резонанса и процесс осознавания смысла жизни (динамический аспект). Процессуальные аспекты осознавания движущих противоречий собственной судьбы (оппозиций гармонии и распада, оптимизма и пессимизма, актуализаций и манипуляций, жизни и смерти, целостности и расщепленности сознания). Мыслительные векторы саморазрушения и самоорганизации. Мыслительная деятельность или активность?

3. Функциональные аспекты ФАМ, доминанты, выраженности андрогинии, архетипов сознания, культурных концептов, религии, актуализаций и манипуляций. Осознание смысла жизни, осознанность собственной жизни как фактор состояния психики, фактор судьбы. Психологические функции решения проблем смысла жизни и смерти. Может ли быть «горе от ума»?

2. Бытие личности, ее мышления, языка и судьбы как сложение многообразных причин формирования личностности.

8. Агрессия и депрессия как процесс выявления информационной “невооруженности” на уровнях мышления и языка. Болезни и неприятности как процесс проявления нарушения связи с законами гармонии. Динамика субличностей как варианты саморазвития. Оптимистический и пессимистический способы кодировок мысли. Манипуляции со здоровьем, страх боли, болезней, неприятностей и борьба с ними или уход от них как симптомы саморазрушения. Психологические основы трансформации судьбы (понимание ситуации как неудовлетворительной, осознание личной ответственности, просьба и получение помощи, поднятие энергетики). Обязательность энергетической эквивалентности. Проблема её материальных аспектов. Языковые сигналы саморазрушения и самоорганизации. Языковая деятельность или активность?

9. Функциональные аспекты нарушения законов гармонии (смысл и цель осознавания болезней и жизненных трудностей). Психологические выгоды программ саморазрушения: заболеваний, неприятностей и отрицательного самопрограммирования. Культура и природа = вопрос меры и пропорции, а не “либо-либо” (Юнг). Функциональная несостоятельность манипуляций на личностном и принципиальном уровнях. Некритическое отношение к словам как проявление саморазрушения.

10. Связь мышления, языка и конкретной человеческой судьбы (постановка гипотезы). Личностность как уникально-неповторимое проявление особенностей мышления, психологических установок, языка и человеческой судьбы.

12. Развитие тела как проявление преобладания закона распада над законом гармонии (доля самоубийц среди погибших “не своей смертью”). Речевые метки саморазрушения («не смогу», «не получится»). Болезнь и выздоровление как процесс, протекающий во времени. Процессуальные аспекты использования конкретных психотехник, помогающих осознаванию и выздоровлению. Речевые метки саморазрушения и самоорганизации. Речевая деятельность или активность?

13. Примеры выздоровления после изменения единиц мышления и языка, внутренней психологической ситуации. Конкретные психотехники и контрсуггестивные тексты как средство стабилизации личности. Функциональная несостоятельность манипуляций на физическом уровне.

15. Реальная судьба личности как факт уникальной не-повторимости факторов ее формирования и развития, как результат манипуляций и актуализаций в области мышления и языка.

18. Общение людей как процесс манипуляций и актуализаций на уровнях мышления, языка и речи. Языковые метки манипуляций: “надо”, “нельзя”,“не твое дело”,“это ваши проблемы”, глагольные формы 3-го лица и оппозиция “Я – Они” как метки саморазрушения на уровне коммуникации и т.п. Коммуникативная деятельность или активность?

17. Стратегическая несостоятельность манипуляций с мышлением и языком на межличностном уровне: соотношение выгоды и потерь. Изменение характера восприятия «Другого» как трансформация личной судьбы.

20. Мышление, язык и судьба личности в плане уникальной неповторимости ее восприятия другой личностью. М.Горький

 

10. Связь мышления, языка и конкретной человеческой судьбы (постановка гипотезы). Личностность как уникально-неповторимое проявление особенностей мышления, психологических установок, языка и человеческой судьбы.

11. Установление параметров гармонии, распада и “нормы” в соотношении мышления, языка и судьбы. Мышление, язык человека и критерии улучшения его судьбы. Предпочтительность ориентации на биографии мастеров литературы и искусства.

12. Развитие тела как процесс выявления закона развития воплощенной души. Доминирование самоубийц среди погибших «не своей смертью». Болезнь и выздоровление как процесс, протекающий во времени.

13. Примеры выздоровления после изменения внутренней психологической ситуации. Функциональная несостоятельность манипуляций на физическом уровне

14. Онто- и филогенез тела и способа его соединения с душой как основание для развертывания судьбы.

15. Реальная судьба личности как факт уникальной неповторимости факторов ее формирования и развития, как результат манипуляций и актуализаций в области мышления и языка.

16. Тождество «лжи» и «правды» в коммуникации. Перспективы общества в плане решения проблемы гармонизации мышления, языка и судьбы.

17. Стратегическая несостоятельность манипуляций на межличностном уровне: соотношение выгоды и потерь.

18. Общение людей как процесс манипуляций и актуализаций на уровнях мышления, языка и речи. Языковые метки манипуляций: «надо», «нельзя», «не твое дело», «это ваши проблемы» и т.п.

19. «Другой» как отражение собственного «Я». Социо- и нациокультурные аспекты восприятия «чужого», «Другого». Социо- и нациокультурные аспекты манипуляций над языком и мышлением.

20. Мышление, язык и судьба личности в плане уникальной неповторимости ее восприятия другой личностью.

 

Все перечисленные группы проблем можно суммировать в итоговой таблице «Мышление, язык и человеческая судьба» (см. приложение к статье).

Конечно, сама постановка названной проблемы не может претендовать на окончательность и изначально рассчитывает на продолжение исследований в этой области. Для нас принципиально важно обозначить пограничный характер исследований в данной области (философия, психология, лингвистика и т.д.), невозможных без интеграции различных научных подходов. Столь же важно отметить, что при системном подходе к вынесенной в заголовок статьи проблеме возникает возможность непредвзятого взгляда на конкретную жизнь, возможность позитивных трансформаций, а человек может получить достаточно адекватную картину происходящих с ним событий.

 

Цитируемая литература

 

Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике. – Саранск: Изд-во Морд. ГУ, 1991. – 308 с.

Гершензон М. Предисловие к 1-му изданию «Вех» // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. С приложением «Библиографии Вех». Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 3-4.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. проф. Н.Ю.Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1984. – 797 с.

Пузырев А.В. Анаграммы как явление языка: Опыт системного осмысления. – М.; Пенза: Ин-т языкознания РАН; ПГПУ им. В.Г.Белинского, 1995. – 378 с.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Перевод с англ. А.Малышевой. – Мн., ТПЦ «Полифакт», 1992. – 128 с.






Об авторе статьи

`
Пузырёв Александр Владимирович

Рейтинг психолога: 7 7

Пузырёв Александр Владимирович

психолог-консультант
Город: Орехово-Зуево Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍