articles
В школе нас учат правилам этикета: незнакомому, старшему по возрасту, по статусу мы обращаемся на «ВЫ»; с ровесниками, родными, друзьями мы - на «ТЫ». Обращение/общение на «ты» или на «вы» говорит о степени близости к другому. Вспомните, что вы чувствуете, когда вам ТЫкает продавец, кондуктор – незнакомый человек? По мне…Так это вызывает недоумение с примесью раздражения, возмущения. Так как я давно в психологии возникает вопрос: «Что с твоими границами?». Такое обращение нарушает наши границы безопасности, комфортную для нас психологическую дистанцию, может даже задеть наше достоинство (чувства самоуважения, собственную безусловную ценность).
И как тут реагировать?
Не стоит идти на поводу у своих эмоций, психологических защит, с кулаками точно не стоит бросаться. Можно, конечно, начать доказывать другому, что так не обращаются, прочитать лекцию о правилах этикета, потратите время, силы, энергию, если завяжется потасовка. А можете проявить к другому те уважение и вежливость, на какие вы вправе рассчитывать и настаивать в общении с ними. Все ясно и понятно, если это происходит в обыденной жизни, а если это в кругу психологов, когда ты находишься в клиенто-терапевтических отношениях.
Я первый раз столкнулась с ситуацией, когда впервые приехала на психологический интенсив в качестве клиента, и у нас в группе была тренер-женщина за 60 лет, и она настойчиво просила обращаться к ней на «ты» и не по полному имени («Маша»). В гештальт-сообществе это норма – обращаться на «ТЫ». Тогда это меня обескуражило. Язык не поворачивался, иной раз мне легче было промолчать. Сколько лет я посещаю всевозможные группы в гештальт-сообществе, я не могу привыкнуть, так как для меня это про границы безопасности, степени доверия, не готова я перейти сразу в близкие отношения (а переход на «ты» для меня про это) с человеком, которого я не знаю. Хорошо, мой личный психотерапевт на этом не настаивала: когда буду готова, тогда и перейду.
Читая статьи коллег, общаясь с ними, слышу разное, но в целом, выбор обращение – это договорённость, решение между клиентом и психологом. Кстати, выбор обращения тоже может говорить многое о клиенте: то, как он вступает в отношения (проходит стадию преконтакта), что у него с границами, с выдерживанием дистанции.
Я всегда начинаю общение на «Вы», учитываю свою зону комфорта, а в дальнейшем, смотрим, что происходит в контакте. Но отмечаю, что общение на «Вы» - отдаляет, делает дистанцию больше, возникает порой ощущение официальности. В самом начале – это нормально, но если клиент держит эту дистанцию долго, то тут можно задуматься, а том, что он испытывает при приближении другого, насколько боится близости. «Ты» приближает и сближает, меньше страха, напряжения, но тут надо быть осторожным (особенно начинающим психологам): есть риск перейти из терапевтических отношений в дружеские.
Каждый человек уникален, каждый со своим миром, и каждый строит контакт тоже индивидуально. Помните, при выстраивании общения важно заботиться о сохранности своих эмоциональных и физических границ.
Прочитав статью, задумались, а как у Вас: на «Ты» или на «Вы»?