articles
«Научился ли ты радоваться препятствиям?»
Говорят, такая надпись есть на камне в Тибете. Сейчас, когда интерес к восточной мудрости, к духовным практикам явно нарастает, особенно важно понять, каким образом мы, не монахи, не аскеты, не мистики можем обогатить нашу жизнь и сделать её лучше, благодаря принципам и идеям восточных учений.
Долой дискомфорт!
Никто из нас не хочет быть несчастным, никто не хочет страдать; мы хотим благополучной, приятной, комфортной жизни – и расстраиваемся, столкнувшись с проблемами, неприятностями, тяготами, заботами, «напрягами». Что мы в таких случаях стараемся сделать? Избавиться от дискомфорта, устранить «раздражающий фактор» теми или иными способами. Их у нас немало; в зависимости от того, что «не так», мы прибегаем к разным методам: выпиваем таблетку, просто выпиваем, наедаемся, жалуемся, злимся, смотрим телесериал, играем в компьютерные игры, читаем книжку, ложимся спать и так далее. Общий знаменатель таков: устранить неприятные, дискомфортные ощущения или переживания.
Как справедливо гласит первая благородная истина Будды, в жизни есть страдание (дукха) – не вся жизнь есть одно сплошное страдание, нет, но страдание, неудовлетворенность встроены в жизнь неотъемлемой частью. Поэтому когда нам плохо – это, с точки зрения буддизма, не какая-то ошибка, это не значит, что что-то пошло не так, неправильно; это в порядке вещей. Отсюда, конечно, не следует, что нам не имеет смысла заботиться от себе и своем благополучии, но понимать и принимать неизбежность и легитимность того, что мне может быть плохо – это хорошо. (У людей с инфантильностью часто такого понимания нет, и как раз поэтому им бывает особенно себя жалко в тех случаях, когда Жизнь не гладит их по головке).
Таким образом, не отрицая правильность заботы о своем «хорошо», мы приходим к мысли о том, что убегать от «плохо», стремиться всеми силами его избежать, как можно скорее «отменить», победить, избавить себя от дискомфорта, вернуть ощущение благополучия, а главное - воспринимать проблемы и трудности однозначно негативно, как зло – не самый лучший подход. Вспомните: был ли у вас в жизни сложный, даже, может быть, драматический период, благодаря которому (или, точнее, благодаря тому, что вы тогда делали), ваша жизнь стала в каком-то смысле лучше, вы сами изменились в лучшую сторону – и вы не согласились бы избежать этот опыт, будь на то ваша воля?
Сокровищница негативного опыта
Получается, что неприятные, а то и трагические события могут дать нам много ценных приобретений, оказаться «поставщиком» важных осознаний, к которым иных путей, возможно не существует, стать катализатором изменений в положительную сторону. Перечислим некоторые приобретения, выигрыши, извлекаемые из сложных и/или неприятных ситуаций:
1) Самопознание. Невозможно понять, кто я есть, если просто сидеть в позе роденовского мыслителя и думать. А вот через осмысление реального опыта столкновения с жизненными трудностями и попыток их преодоления мы приходим к познанию себя в конкретике: видим наши индивидуальные личностные особенности, уязвимые места, черты характера, непроработанные психологические проблемы.
2) Выявление иррациональных убеждений, установок, концепций. Наше страдание по поводу какой-либо ситуации бывает вызвано не только её объективной «плохостью» (болит нога, украли кошелек, накричал начальник, обиделась жена), но и нашим отношением к ней – протестом, неприятием, возмущением, обидой. Если мы будем не просто «вариться» в своих эмоциях, а поразмышляем об их происхождении, то можем обнаружить набор взглядов, принципов, ожиданий, аксиом, имеющихся у нас. Тогда появляется возможность посмотреть на них критически и пересмотреть, что-то скорректировать, что-то отменить или заменить.
3) Обнаружение неработающих поведенческих моделей. Не обязательно быть приверженцем поведенческого (бихевиорального) подхода, чтобы согласиться с тем, что в конечном счете наши проблемы не решаются из-за того, что мы действуем неправильно: не умеем в диалоге искать согласия, не умеем выразить свои эмоции неконфликтным образом, не с той стороны пытаемся добиться внимания от супруга и т.д. Наши неудачи, особенно повторяющиеся, наглядно показывают нам, что некоторые вещи, которые мы делаем – не работают. Когда мы смотрим на проблемы с этой точки зрения, то можем произвести ревизию наших поведенческих моделей – самостоятельно или с помощью психолога.
4) Не самые приятные и веселые переживания иногда указывают нам на необходимость осознать некоторые базисные жизненные данности. Например, что я не всё в жизни могу контролировать; что, как гласит ёмкая английская поговорка, «shit happens”; что изменения в жизни происходят неизбежно и т.д. То есть, через боль и страдание мы постигаем (ощущаем и познаем) философию жизни и само искусство жить.
Алхимия в жизни
Название одного из тибетских учений переводится как «трансформация счастья и несчастья в духовный путь». Посмотрим на четыре описанных выше пункта: разве они не описывают ту самую трансформацию жизненных сложностей и бед в личностный рост, развитие, довзросление, обретение мудрости?
Если это так, то мы получаем ещё один отличный бонус: знание того, что любая проблема (неудача, отказ, боль, фрустрация) может принести нам столько ценного, важного, полезного, значительно уменьшает страх и помогает ощутить больше свободы, решительности, воодушевления, мужества. Так что, может быть, действительно, в соответствии с надписью на камне в Тибете, нам стоит научиться радоваться препятствиям?
Илья Шабшин, психолог, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке
Статей по этой теме ещё нет...