articles
Что такое недирективные методы взаимодействия?
Недирективные методы взаимодействия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками друг друга, учет мнения другого, возможность договориться. В детском саду недирективные формы взаимодействия подразумевают равные позиции воспитателя и ребенка, уважение и принятие чувств ребенка, словесное выражение воспитателем своих чувств. На первый взгляд кажется, что все это не совсем реально в настоящих условиях образовательных учреждений, где в группах воспитатель один, а детей до 30 человек. Здесь трудно найти подход к каждому ребенку и принять его чувства. Но важно стремиться к этому.
К недирективным методам можно отнести диалог с ребенком, беседу, основанные на активном слушании и применении техники «Я-сообщений», принятие (а не запрет) негативных проявлений у ребенка—агрессии, печали, буйной радости и т.д.
Основа недирективных методов—это уважение к ребенку, принятие его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь.
Недирективные методы в действии
При общении с детьми важно понять свой взгляд на ситуацию. Дети имеют право злиться, иметь свои потребности и желания и высказывать их. Вопрос в другом. Бороться ли мне, как воспитателю, с этим ребенком постоянными требованиями, подавлять его проявления запретами? Или научиться с ним взаимодействовать, общаться, понимать его? Требования и запреты важны, они обеспечивают нашу безопасность, порядок. Но лишь объясняя их через беседу, мы сможем донести это до ребенка.
Запреты—это не наказание, а помощь в организации своей жизнедеятельности. Фраза «Нельзя драться» имеет глубинный смысл для нас, но не для ребенка. А вот ее объяснение поможет ему понять, почему так не стоит делать. Например, «Драться нельзя, потому что это нарушение границ чужого пространства. У каждого человека есть свое личное пространство. И никто не имеет права его нарушать» или «Драться нельзя, потому что ты можешь причинить боль и вред другому, спор можно решить словами, объяснив другому, чего ты хочешь».
И не стоит думать, что дети не смогут понять такое объяснение. Запрет будет иметь для них конкретный смысл. А фраза «Так нельзя делать» вызовет у ребенка лишь чувство вины, злость или обиду, потому что в этой фразе заключается обвинение, давление на него.
Воспитатель имеет социальный статус, и для ребенка он—авторитет без каких-либо условностей. Поэтому не стоит бояться потерять свою «власть». Частая фраза: «Если на них не кричать/не держать в «ежовых рукавицах» и т.д., то они «сядут на шею». Дети не звери, а социальные существа. Для них средство общения—это язык, слова. Они многое могут понять. Разговаривая с ними, можно решить проблемы и вопросы, связанные с отсутствием взаимопонимания, с ними можно договориться без требований и криков (которые являются подтверждением «власти» над детьми).
В диалоге с ребенком важно учитывать его чувства и показывать ему, что мы понимаем эти чувства. Например, если ребенок злиться на вас или обиделся, то стоит отразить его чувства (хотя мы сами при этом можем испытывать злость): «Я вижу, что ты злишься, но сейчас нам надо...». Для ребенка важно увидеть, что его понимают. При этом, если вы сами злитесь, то не стоит этого скрывать, дети все равно почувствуют ваше настроение. Можно сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы балуетесь и не собираетесь на музыкальное занятие». Только важно говорить о своих чувствах и о конкретных действиях ребенка, а не критиковать его как личность.
Все выражаемые ребенком чувства и состояния отражают его внутренний мир. Если ребенок злиться, плачет, проявляет агрессию по отношению к внешнему миру, то он таким способом сообщает о том, что ему плохо, что он нуждается в помощи и принятии. А вместо этого часто за такое поведение получает наказание или выговор вместо участия, разговора о его чувствах. Важно постараться принять детей такими, какие они есть, а не критиковать их и подавлять их проявления. И тогда появится желание помочь. Каждый сам выбирает способ взаимодействия с детьми.
Что можно почитать по данной теме?
Г.Фигдор «Детский сад с точки зрения психоанализа» (журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005 г.)
Ф.Дольто «На стороне ребенка». - 3-е изд. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» — Москва: АСТ, 2008 г. — 240 с.
Г.Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», 1998.