articles Статьи по психологии » 【Важные темы】
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Непереносимые ситуации в отношениях: зоны травматизации».



«Быть собой – не значит не замечать другого».   (М.С. Лобб.)

 

Вы, наверное, задумывались, а может и не раз, почему один человек, когда его игнорируют, просто подходит и требует внимания, а другой – впадает в депрессию? Или почему кто-то, когда его подавляют,  просто создаёт симметричное давление и выравнивает баланс, а кто-то – обижается и уходит? Один человек впадает в ступор, если на него повышают голос, а другой – с любопытством спросит: «а чего ты так кричишь-то?». Некоторым скажи: «Ты не прав» - и человек уже в аффекте, а некоторые ответят: «О, как интересно! А почему это ты так считаешь?» Одному отказываешь в просьбе – и он сразу думает «меня не любят», и больше никогда ничего не просит. Или, как вариант, организует скандал на тему «ты меня не любишь, я единственный раз попросил(а), а ты!». А другой спокойно продолжает заниматься делами и вскоре появляется уже со следующей просьбой. В общем, что для одного человека проблема, если не сказать катастрофа, для другого просто интересная рабочая ситуация.

Некоторые вещи с детства, благодаря каким-то давним событиям, маркированы для нас как НЕПЕРЕНОСИМЫЕ. Это и есть «зона травматизации» в отношениях. В детстве не было ресурсов, чтобы что-то преодолеть. Во взрослости ресурсы уже есть, но маркер как будто «забыли снять», поэтому пути доступа к взрослым ресурсам нет.

Индикатор такой «зоны травматизации» - некоторый ступор, душевная обездвиженность, психическое «замирание», вы теряете свободу, у вас нет вариативности действий в этих ситуациях, вы растеряны, не ищете варианты, не знаете, что делать, и просто «ничего не можете с этим поделать».  Как только вы слышите от кого-либо «а что я могу с этим поделать…», особенно сказанное бесцветным тоном и неподвижным телом, со стёртой мимикой – возможно, человек в такой своей зоне.

 Итальянский гештальт-терапевт М.С. Лобб обосновывает, что именно в отношениях люди могут излечить свои травмы. В таких случаях люди растут как личности. В некотором смысле, именно для этого партнёры друг друга и находят, именно на это инстинктивно надеются. С другой стороны, часто люди тянутся именно к тем партнёрам, которые похожи на родителей, а значит, будут с высокой степенью вероятности наносить те же душевные травмы.

Например, в детстве ребёнку говорили: «Не мешай, я занят». Ребёнок ничего не мог с этим поделать. Вырастает, подсознательно мечтая об эксклюзивном внимании любимого человека, но почему-то, как назло, все его партнёры оказываются потрясающе занятыми людьми. Как будто он пытается и не может «втиснуться» между любимым человеком и его (её) работой, проигрывает конкуренцию с работой, ревнует к работе. Человек уже взрослый, но по-прежнему ничего не может противопоставить фразе «Не мешай, я занят (я работаю)». Личностный рост связан с тем, чтобы выйти из «замирания», научиться делать в данной ситуации что-то по-новому, найти вариативность там, где её не было.

Так вот, с точки зрения М.С. Лобб нет противоречия между тем, что мы повторно травмируемся в отношениях, и тем, что именно в этих отношениях мы можем вырасти над этим травмами. Она объясняет: ресурсом, позволяющим преодолеть «зону травматизации»,  является любовь.  Любовь, проявленная как желание и намерение оставаться в контакте. Душевный контакт  предполагает (в том числе) взаимную уязвимость.  Нужно много сил и желания, чтобы, проходя через свою боль, открывать свою уязвимость. И любовь эти силы даёт.

Совместная работа пары партнёров над «зонами травматизации» предполагает обсуждение этих зон, ясность для обоих, и совместные договорённости о поведении двух людей в тех ситуациях, когда один из них попадает в такую зону. Ну, и естественно, выполнение договорённостей. Я подчеркну, что дело не в том, чтобы в подобные ситуации не попадать, а в том, чтобы научиться выходить из них, получая помощь партнёра.

Обсуждение предполагает, что партнёр не заставляет другого догадываться «как можно не понимать, что это для меня плохо», а ясными словами, от первого лица говорит: «когда ты делаешь так (…), я теряюсь, чувствую себя так-то (…) и мне не преодолеть это в одиночку. Я прошу твоей помощи в том, чтобы мне научиться проходить через эти ситуации и выходить из них». Подобные слова также предполагают, что мы признаём в ситуации общую проблему, которая затрудняет дальнейшее строительство отношений. На это важно обратить внимание.

Ведь можно сказать: «Партнёр плохой, он проявляет нечувствительность, игнорируя меня, это его проблема, он должен измениться».

Или: «Это моя проблема, я не могу пережить, когда меня игнорируют, я должна измениться»

На самом деле: «Это наша общая проблема, потому что соединились вместе мы: та, кто не переносит игнорирования и тот, кто склонен увлекаться чем-то и игнорировать».

Те наброски, направления, которые я описываю ниже, предполагают именно совместную заинтересованность и помощь в изменениях.

Если у вас есть зона травматизации, и вы знаете, в чём она состоит, попробуйте задать себе вопрос. Подразумевая, что в общей канве, поначалу, ни ваша реакция, ни поведение партнёра не поменяются. Это тоже важно принять. Относительно примера выше, он не может в каких-то ситуациях перестать вас игнорировать, а вы не можете не страдать от этого. Но можно подумать: что он может сделать, чтобы вам было чуть легче переносить подобное? Будет ли лучше, если бы он мог заранее предупреждать о таких ситуациях, когда он будет увлечён чем-то другим? Будет ли облегчением, если он будет каждую такую ситуацию постфактум компенсировать качественным временем, проведённым с вами? А может быть вам просто нужно, чтобы он вам сказал: «Даже, когда я не смотрю на тебя, и не говорю с тобой, я помню о тебе, и я всегда люблю тебя»?

А потом всё-таки спросите партнёра: что он может изменить с его точки зрения, какие у него  есть душевные ресурсы вести себя по-другому, чтобы облегчить вам ситуацию? Может ли он на самом деле: Обращать на тебя внимание вполовину больше? Спрашивать тебя, достаточно ли тебе внимания? Поощрять тебя к высказыванию тех ситуаций, где внимания было недостаточно? Поощрять и хвалить в тех ситуациях, где тебе удалось потребовать у него его внимания?

Устройте мозговой штурм и выберите лучшие или наиболее симпатичные вам обоим варианты из вашего и его(её) списка, и начинайте пробовать, при случае.

Иногда сразу не ясно и не приходит в голову, что именно не нравится, в чём вы нуждаетесь, о чем попросить вторую половину или что предложить. Это не обязательно является препятствием к разговору. Иногда варианты рождаются в процессе беседы, или нескольких: «Я точно знаю, что меня не устраивает одна ситуация, но у меня не получается в одиночку придумать, как мы можем по-другому. Ты не согласился бы поговорить со мной об этом?»

Механизм травматизации подкрепляется детской сцепкой между личностью и ситуацией, когда конкретная ситуация субъективно расширяется до размеров «всегда и везде». Соответственно, преодоление травматизации подразумевает разделение отношения к личности вообще и конкретного поступка.

В предыдущей статье я приводила примеры про ситуации, где зона травматизации у одного из партнёров – подавление своего мнения, невозможность спокойно и дружественно его отстаивать. Так вот, если невыносимо, когда тебя подавляют интонацией и сознанием правоты, то выходом может быть – обсудить с партнёром эту ситуацию и попросить его:  

- чаще спрашивать твоё мнение (можно оговорить сколько раз за разговор или за день);

- говорить, где и в какие моменты ему недостаточно твоего давления, твоей настойчивости, чтобы понять тебя;

– поощрять тебя продавливать его;

- хвалить тебя и радоваться, когда ты в диалоге с ним отстаиваешь своё мнение.

 Ещё вариация зоны травматизации – неспособность говорить «нет». Если вы вместе с партнёром нашли  у одного из вас такую особенность, и вы оба согласны с тем, что это затрудняет ваши отношения, то вы можете договориться, например, о каких-то из следующих вещей:

- иногда (может быть, раз в день) спрашивайте партнёра: а не то ли это место, где ты хотел бы сказать «нет»?

- говорить хотя бы раз в день: «если ты сейчас скажешь мне нет, это будет нормально для меня, я продолжу хорошо к тебе относиться».

- говорить: «Спасибо, что сказал «нет», я ценю твою честность (твоя честность важна для наших отношений)».

 Если зона травматизации – словесная грубость партнёра, ты замираешь и уходишь от контакта, когда он повышает голос или обзывается. И при этом ты не готов расставаться, а он готов меняться. Приучить себя тихо и спокойно говорить: «Зачем ты обзываешься?» или «Зачем ты на меня кричишь?», а так же приучить себя требовать извинений. Договориться с партнером, что для него нормально и приемлемо, если ты попросишь извинений, и он извинится. Пусть он выразит вам признательность за то, что вы попросили его извиниться и таким образом сделали шаг к восстановлению отношений, вместо того чтобы просто уйти.

 Если для вас зона травматизации, когда вам говорят: «ты не прав» или «я не согласен», попросите партнёра вместо: «ты не прав», говорить: «я тебя люблю, я во многом соглашаюсь с тобой, но конкретно в этом вопросе я не согласен». А вы научитесь благодарить партнёра за несогласие, выраженное таким образом, и за возможность обсуждать различия, не переставая ощущать любовь.

 

 Если для вас зона травматизации, когда вам отказывают, попросите партнёра, чтобы отказывая вам, он говорил: « я тебя люблю, вообще мне нравится, когда ты меня о чём-то просишь, и часто нравится выполнять твои просьбы. Но конкретно эту и именно сейчас я выполнять не буду. Давай подумаем о том, как это сделать по-другому или в другое время. Но в будущем я буду рад твоим просьбам».

 

 Так же зонами травматизации бывают и другие ситуации:

-  человек не звонит несколько дней.

-  непоследовательное поведение, когда партнер чего-то просит, а потом говорит «уже не нужно».

- невыполнение обещаний.

Возможно, вы уже уловили направления совместных обсуждений, которые я попыталась описать, и можете попробовать развить эти направления для своих ситуаций.  Естественно, это не рецепты и не пошаговые алгоритмы, это попытка проиллюстрировать на примерах базовые принципы. Необходимо искать нюансы применения этих принципов именно в вашей паре.

Вы нашли свою зону травматизации? Подозреваю, что да. А какова эта зона у партнёра вы знаете? Можно спросить: «Что для тебя самое непереносимое в отношениях?» «Бывают ли неприятные моменты, которые ты не можешь обсуждать, а можешь только ждать, пока это прекратится или вообще уйти?» (Конечно, это только для тех партнёров, кого интересует искренний разговор с открытием души, а интересует это, увы, не всех).

 Я желаю искреннего контакта всем, благодаря кому родилась эта статья. И я желаю взаимной любви и удачи всем, открывающим души друг для друга.






Об авторе статьи

`
Тихвинская Евгения Олеговна

Рейтинг психолога: 6 6

Тихвинская Евгения Олеговна

гештальт-психолог, спортивный психолог, работаю с детьми и взрослыми
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Отношения
  •   Дети
  •   Чувства и эмоции
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность


Антон |
Отличная статья!Сам пишу о разных житейских проблемах,в которых главную роль играет психология.Можно разместить ссылку на вашу статью на своем ресурсе http://psicoterapia.ru/?Хочу поделиться с людьми познавательной статьей!
Тихвинская Евгения |
Антон, день добрый, спасибо за отклик. Да, конечно, ссылку размещать можно. Мне будет приятно, если будете указывать, кто автор:)
Елена |
Действительно, прекрасная статья для взрослых. А можно где-нибудь прочесть, как вести себя с детьми, чтобы не сформировать у них этой зоны до конца их жизни. Ведь действительно все заняты, работают, обсуждают важные проблемы а ребенок, как та роботесса у Азимова включается когда ему надо. И естественно, часто слышит - не мешай, Мы сейчас заняты. Что же делать? И так плохо, и так плохо. Спасибо.
Евгения Тихвинская |
Елена, доброго времени суток.
Про общение с ребёнком написано много хорошей литературы. Что вы уже читали? Я обычно рекомендую книги Гиппенрейтер Ю.Б., например "Общаться с ребёнком. Как?"
Вообще никак и ничем не травмировать ребёнка - это сверхзадача с современном мире, не нужно её ставить. А вот уменьшить степень травмирования вполне реально.
Хорошо, если вы заведёте такой порядок - чтобы у вас и ребёнка было специальное выделенное время для общения, постоянное и неизменное, в которое общение с ребёнком приоритно по отношению ко взрослым делам, какими бы важными и срочными они не были. Время, о котором он знает. Тогда в другое время вы сможете не просто "отшивать его", а попросите потерпеть до этого известного времени.
Кроме этого, при наличии желания, любви и сил вполне реально общаться с ребёнком даже во время взрослых дел (не всех, но многих).
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий


Психолог Сунцов Александр Викторович
Консультация по Skype

Сунцов Александр

Сертифицированный НЛП-терапевт, провожу индивидуальные и семейные консультации,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Гринева Анна Николаевна

Гринева Анна

Магистр психологии, основная модальность в работе - транзактный анализ, также использую...
Психолог Галиахметова Камила Ильгизовна
Консультация по Skype

Галиахметова Камила

Психолог в социальной сфере, работаю со взрослыми
Психолог Минюк Зинаида Павловна
Консультация по Skype

Минюк Зинаида

Психолог, гештальт-терапевт, работаю со взрослыми
Психолог Голубова Вера Михайловна
Консультация по Skype

Голубова Вера

сертифицированный клинический психолог, работаю в нелинейной когнитивной терапии,...
Психолог Алеева Альбина Равильевна

Алеева Альбина

Психотерапия, психологическое консультирование




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍